Занятие 6. Игры для развития физического и фонематического слуха
I. Игры для развития физического слуха.
Игра «Оркестр»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные музыкальные инструменты.
Оборудование: музыкальные инструменты: барабан, дудка, металлофон, бубен.
Ход игры.
Сегодня к нам пришел зайчишка. Он будет играть на разных музыкальных инструментах
Сначала научим ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем – четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков попросим ребенка повернуться спиной. Затем поочередно извлекаем звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможно звукоподражанием: «та-та-та» – барабан, «ду-ду» – дудочка, «бом-бом» – бубен и т. п.).
Игра «Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистулька, колокольчик.
Ход игры:
Вместе с ребенком извлекаем звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого прячем игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а мы угадываем игрушки и называем их.
II. Игры для развития фонематического слуха.
Игра «Найди картинку!»
Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.
Оборудование: парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: Педагог кладет на стол перед ребенком несколько картинок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, какие картинки он назовет. Педагог называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторяет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок.
– Правильно, это дом. Молодец – ты угадал! Слушай еще!
Количество картинок можно постепенно увеличивать. Позднее можно называть одновременно по два-три предмета.
Игра «Игрушка улыбается»
Цель: : развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать слова.
Ход игры:
Плюшевый мишка услышал, что ты знаешь много слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Мишка старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим: «кубик» — «пубик» и т.д. Малыш не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки.
III. Итог занятия
Итак, основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, – открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.
Занятие 7. Игры для формирования физиологического и речевого дыхания
I. Игры и упражнения для развития физиологического дыхания.
«Хомячок»: пошмыгать носом (рот закрыт).
«Собачке жарко»: часто подышать с высунутым языком.
«Шарик»: вдох носом, живот при этом вытягивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является экономичным и физиологически правильным.
«Снегопад» - ребенок сдувает снежинки с елочки.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок. (А.Барто)
«Бабочки» - ребенок дует на бабочку, чтобы она слетела с цветочка.
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
(Русская народная приговорка)
«Шторм в стакане» - используется соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребенок дует через соломинку , чтобы вода забурлила. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки.
II. Игры и упражнения для развития плавного речевого выдоха.
Задание 1 Игра «Трубач»
Ребенок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Пробует погудеть как можно дольше.
Задание 2 Игра «Топор»
Ребенок стоит или сидит. Если стоит ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.
Задание 3 Игра «Ворона».
Ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
Задание 4 Игра «Гуси».
Ребенок сидит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, гы.
Задание 5
Сделав плавный вдох, на выдохе произносить слоги и звукосочетания:
Па, папа, папапа, папапапапа.
Ма, мама, мамама, мамамамама.
Ва, вава, вавава, вававава.
III. Итог занятия.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.