I. артикуляторная гимнастика.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для последующего правильного произношения звуков.
Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей третьего года жизни носит чисто подражательный характер. Предлагаем малышу немного "пообезьянничать": показываем движения, а он будет за нами повторять.
Волк: просим малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук "у-у-у"). Если ребенок не может вытянуть губы, его следует научить дуть в трубочку (начиная с трубочки большого диаметра, а затем постепенно уменьшая ее диаметр).
Котенок: просим ребенка "полакать", как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
Пузырек: учим малыша надувать щеки и резко "разрывать" смычку губ.
Лошадка: прищелкивая языком, поцокать, как лошадка (подготовка для артикуляции звука -р-).
Закроем - откроем домик: учим малыша смыкать и размыкать обнаженные зубы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с – з – ш – ж – щ – ч).
Можно использовать сказку Е.М.Косиновой. «Зоопарк» (См. Приложение 4)
II. Мимическая гимнастика
Для этого упражнения используется несколько долек фруктов: лимона и яблока. Для начала, он съест перед зеркалом дольку лимона и полюбуется своим отражением. А потом – дольку яблока. Ее он тоже съест перед зеркалом. Теперь попросим ребенка изобразить мимически, как он ест лимон, а как яблоко.
«Прогулка в лесу». Предлагаем ребенку представить, что он гуляет по лесу и «ищет» грибы, но натыкается на много интересного. Вдруг ребенок увидел греющуюся на солнце змею. (Изобразить испуг)
Вот он «нашел» большой белый гриб. Такой большой, что и его родители таких не находили. Ребенок пробует рассказать нам о грибе с соответствующей мимической и эмоциональной окраской. Прячем игрушечный гриб куда-нибудь, чтобы эффект от находки был реалистичней.
III. Итог занятия.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Хорошо уделять гимнастике 3-5 минут несколько раз в течение дня, если ребёнок хочет больше - на здоровье! Уделите много внимания увлекательной организации гимнастики, постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение.
Занятие 5. Игры, направленные на формирование и развитие понимания обращенной речи
Игра «Румяные щёчки»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.
Далее усложняем задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Игра «Прятки»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».
Ход игры: К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Давай найдем мишку. Молодец! И т. д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличиваем. Можно ребенку давать задание найти или принести две игрушки (картинки) и более.
Игра «Покажи картинку!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просим показать нужную картинку.
В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать ребенку за один раз найти и показать сразу несколько (2–3) картинок.
Что делает человечек?
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Ход игры: Перед началом игры готовим картинки с изображением различных действий
Покажи, кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.
Если малыш затрудняется с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавляем описание предметов, которые есть на картинке.
– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?
Итог занятия.
Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, его индивидуальных возможностей.