Занятие 10. Направления развития пассивного, а затем активного словарного запаса у детей раннего возраста
Пассивный словарь– это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Предлагаемый словарик (прилагается в занятии о закономерностях развития пассивного словарного запаса) не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи.
Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет – взрослый называет его; ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и т. д.; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника.
Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:
на(предложение) – протягивать раскрытую ладонь;
дай(просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);
да(согласие) – кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);
нет(отрицание) – покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;
там(указание направления) – взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;
вот(указание на близлежащий объект) – показать прямым указательным пальцем на предмет;
сюда(подзывание) – взмах ладонью по направлению к себе;
хорошо(одобрение) – сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;
молодец(одобрение, похвала) – погладить по голове;
ай-ай-ай(порицание) – указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;
тихо(призыв к молчанию, тишине) – прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;
баю-бай(спать пора) – смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;
привет(здороваемся) – берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;
пока(прощаемся) – машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);
большой(обозначение величины) – развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);
маленький(обозначение величины) – приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);
один(обозначение количества) – показать указательный пальчик.
Помните, что при обучении малышей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).
Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи, как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков.
При этом не следует впадать в другую крайность – расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.