Лексика активного и пассивного запаса

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1. Омонимы –слова одной и той же ч.р., одинаково звучащие и пишущиеся, но различные по значению. Онипридают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

2. Синонимы–слова одной и той же ч.р., которые обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Они служат для более точного выражения мыслей и чувств, для выражения эмоциональной окраски (упал, брякнулся), используются как средство преодоления неоправданного повтора (реже!), как способ связи соседних предложений в тексте. Синонимы свидетельствуют о богатстве языка. Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой, выразительной.

3. Антонимы –слова, имеющие противоположное значение, которые делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста. В речи встречаются антонимы контекстуальные (тесная/свободная квартира). Употребление антонимов делает наше речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и том же тексте, а иногда и в одном и том же предложении. Употребление антонимов позволяет подчеркнуть контраст тех явлений, о которых идет речь, противопоставить одних героев другим.

4. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Соседство таких слов в тексте создаёт определённый образ. Здесь, например, … (см. тему, идею отрывка)

Например: ленивый, ленится, лентяй.

5. Паронимы - созвучные слова (абонент – абонемент, встать – стать, существо – сущность).

6. Многозначные слова придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств.

ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА

1. Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

2. Архаизмы -устаревшие слова, имеющие синонимы в совр.РЯ, потому что называют предметы и явления, которые есть и в настоящее время. Они служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

3. Историзмы –это устаревшие слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни, не имеют синонимов в в совр.РЯ и используются при описании исторического прошлого. Они служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

4. Неологизмы(новые слова)являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

5. Профессионализмы– слова, употребляемые людьми той или иной профессии. Они используются в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.Термины служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

6. Жаргонизмы -слова, употребляемые в группах людей, объединенных просией, родом занятий, общими интересами. Они используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

7. Диалектизмы – слова, употребляемые людьми, проживающими в той или иной местности. Они вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события, употребляются с целью речевой характеристики персонажа.

8. Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков. Это источник пополнения словаря.Старославянизмы– заимствованные из старославянского языка слова. Сравните неполногласие в старославянизмах (в скобках указаны русские синонимы - с полногласием): сладкий (солодкий), плен (полон), град (город), глас (голос), злато, брег, глава, страна, млеко (молоко). А также слова: уста, очи, вежды (веки), ланиты, чело, длань (ладонь), перст, десница (правая рука), ладья. Употребление старославянизмов придает речи торжественность, создает исторический фон в худож. произведении.

9.Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения. Например: дочурка, шлёпнулся, не отвертеться, косичками. Разговорная лексика придает тексту непринужденный характер. Разг. слово «продажный» (пр.5) используется в этом отрывке с целью речевой характеристики персонажа. (Далее нужно охарактеризовать этого героя). Употребление разговорного слова в тексте помогает читателю понять, что отношения между героями дружеские, неофициальные. Разговорная лексика и фразеологизм … создает впечатление непринужденной живой разговорной речи. Автор использует, чтобы ярче представить какое - либо чувство (см. текст)…. Стиль текста максимально приближен к живой устной речи. Этому способствует и употребление разг. лексики. Например, слово «реветь» (пр. 14)

10.Просторечные слова– особый тип слов, имеющих стилистическую окраску грубости и употребляемых для большей выразительности (отлупить, расфуфыриться, угробить, зашиться, дрыхнуть). Это средство речевой характеристики героев, яркое и экспрессивное. Употребление этого слова в тексте помогает читателю понять, что отношения между героями дружеские, неофициальные. Автор использует, чтобы ярче представить какое - либо чувство (см. текст) позволяет почувствовать отношение автора к своему герою.

11. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса. Они называют отдельные предметы, признаки, действия и явления; используются в роли синонимов и придают речи экспрессивность, яркость и выразительность. Разговорная лексика и фразеологизм … создает впечатление непринужденной живой разговорной речи. Автор использует, чтобы ярче представить какое - либо чувство (см. текст).

12. Книжная лексика – слова, характерные только для книжного, письменного употребления. Книжная лексика усиливает торжественную тональность текста. Автор использует, чтобы ярче представить какое - либо чувство (см. текст) бренный, верховенство, низвергнуть, исполин, обрести, трапеза, сотрапезник, страждущий…

А также см.: эмоционально окрашенные слова, традиционно-поэтические слова, народнопоэтические слова, крылатые слова, эмоционально-экспрессивная лексика.

Тропы

Красоту и особое очарование данному тексту придают такие средства художественной выразительности, как эпитеты: «хрустальное журчание», «сахарная улыбка», соседствующие с метафорами: «покой царил», «сладость жизни». Специфику текста формируют ОЧП (предложения 3,6,8), создающие определённый ритм и структуру. Все эти средства позволили автору не только нарисовать замечательную картину летней ночи, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба.

Противопоставление устаревшего слова «величали», соседствующего с разговорным «вообще-то» позволяет нам почувствовать авторскую иронию.

Автор ведет с читателями доверительный разговор, используя при этом различные образные средства.

Говоря о (своём герое, о сложных понятиях, о…) автор использует … которая позволяет ему…

1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ. Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму, (нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, листбумаги). Метафора повышает точность речи и её эмоциональную выразительность. Придает тексту художественность, используется автором, чтобы ярче представить какое-л. чувство. Метафора создает ощущение нереальности, сказочности, завораживает читателя. Создает яркий пафос текста (если о Родине).

2. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли". Метонимия- это приём краткой выразительной речи.

3.Ирония – добрая насмешка. Слово или выражение, имеющее двойной смысл, где истинным будет не прямой, а противоположный ему. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу). Ирония помогает создать комический эффект.

4. Гипербола – преувеличение.

Например: Я тебе миллион раз говорил.

Автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что – высмеивает. На гиперболах строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

5. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста.

6. Синекдоха - усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

7. Литота– преуменьшение.

Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Литота служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

8. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека. Выражает отношение автора к герою (ситуации, проблеме). С их помощью автор рисует внутренний мир героя, его переживание, отчаяние и готовность к…

9. Аллегория – иносказание (В баснях: лиса-хитрость; заяц-трусость; сердце-любовь)

Аллегория используется для того, чтобы выразить идеи глубокого философского содержания. Широко используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру.

10. Перифраз/парафраз – троп, содержащий вместо одного слова целое выражение, косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"Вместо «деревня» – приют для странника; «заяц» – трусливый зверёк. Перифраз подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

11. Плеоназм – лишние слова, многословие. Чаще всего это ошибка (в апреле месяце, своя автобиография, первая премьера)

В художественной речи служит задачам эмоциональной выразительности (в фольклоре: грусть-тоска, океан-море, хожу да похаживаю; в разговорной речи: видел собственными глазами).

12.Сравнение– изобразительный прием, основанный на сопоставлении явлений или понятий. Употребляется с целью выделить важный в художественном отношении предмет. Придает живость стилю. Позволяют создать определенный (см идею текста) эмоциональный настрой текста.

Стилистические фигуры

1. Градация – усиление (или уменьшение) значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное… Пришёл, увидел, победил; Люблю свою улицу, город, страну.

Градация предельно точно и выразительно передаёт мысль автора, усиливает впечатление.

2. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.

Например: Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

Антитеза выражает экспрессию, отражает философские вопросы жизни и смерти.

3. Оксюморон - сочетание несочетаемого, в результате которого возникает новое смысловое качество, всегда содержит элемент неожиданности.

Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма, звонкая тишина, грустная радость. Оксюморон подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

4. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же

слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Придает значимость сказанному, поэтому усиливается впечатление от прочитанного. Создает рамочную структуру, придает тексту особую ритмику, усиливают торжественную тональность текста.

Например: Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

5. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Анафора - средство создания определенного подтекста. В данном случае автор обращает внимание на…

Придает значимость сказанному, поэтому усиливается впечатление от прочитанного.

Например: Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке…

6. Эпифора - средство эмоционального воздействия на читателя, выделения ключевого понятия.

7. Однородныминазывают такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену, отвечают на один и тот же вопрос и связаны сочинительной связью. Они позволяют наиболее полно выразить авторскую точку зрения. С их помощью автор рисует внутренний мир героя, его переживание, отчаяние и готовность к… Для того, чтобы показать … (см. идею произведения), автор включает такое синтаксическое средство выразительности, как ряды ОЧП (пр.2).

Наши рекомендации