Технологии коррекционно-логопедической работы с особыми детьми

Технологии коррекционно-логопедической работы с особыми детьми

(лекционный и практический материал

для родителей-тьюторов)

Веселая Лопань

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта «Школа тьюторской практики» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2014-2015 гг.)

Под общей редакцией директора ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» И.Е. Долгих.

Авторы-составители: специалисты отделения психолого-педагогической реабилитации ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

В сборник вошли рекомендации, рассматривающие вопросы формирования стимуляции речевого развития, формирования произносительной стороны речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Обучение навыкам формирования стимуляции речевого развития, формирования первичных коммуникативных речевых навыков у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата      
Раздел 2. Обучение навыкам формирования произносительной стороны речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ……………..  
  Дополнительные материалы ………………………………………………………………  
  Консультация о приемах логопедического массажа ……………………………..    

РАЗДЕЛ 1.

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ФОРМИРОВАНИЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологии коррекционно-логопедической работы с особыми детьми - student2.ru Занятие 1. Формирование представлений о физическом и фонематическом слухе

Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха (включая его компоненты), полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.

Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего.

Правильное воспроизведение речи обеспечивается прежде всего за счет развития физического слуха, а также слухового внимания.

Физический слух — это способность слышать окружающие звуки. При снижении слуха (тугоухости) затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения не развивается.

Физическим слухом ребенок обладает со дня рождения, а фонематический появляется только к году, одновременно с первыми словами. Сначала слово воспринимается ребенком как что-то целое, он улавливает его общий звуковой контур, затем появляется умение различать отдельные звуки, составляющие слово.

Речевой слух — это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак — лак — мак, угол — уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок в 7 – 11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляторные возможности ребенка.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Словарик слов по темам

Имена существительные.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Предлагаемый словарик не является строго необходимым, тем не менее дает общее представление о том, насколько хорошо у ребенка развито понимание речи. Это фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.)

С первых месяцев второго года жизни начинает развиваться активная речь ребенка. Малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году 3 месяцам — выполнить простые действие, несложные поручения. Быстро растет количество слов, которые он понимает.

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и многие согласные звуки — [м], [п], [б]. [т], [д], [н], |к], [г], [в], [ф], [й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно (дяй вместо лай). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять звукоподражания: корову он называет му, собаку — авав, кошку—мяу, машину — би-би, часы — тик-так. Иногда вместо целого слова ребенок может произнести только ударный или первый слог: кукла — ку, собака — ба, коробка — ко, а иногда и несколько слогов: молоко — моко. Часто одно и то же слово малыш произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука, то есть у него отмечается неустойчивое произношение одних и тех же слов.

Несовершенства произносительной стороны речи — отсутствие или неправильное, нечеткое произношение некоторых звуков, слов, неумение сохранять их слоговую структуру (особенно в многосложных словах) — закономерны для детей данного возраста.

К концу второго года жизни речь детей хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства в звуковом оформлении. Нечеткое произнесение отдельных слов, отсутствие в речи многих звуков, смягченное произнесение ряда твердых согласных нередко затрудняют их общение, особенно со сверстниками.

Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:

Ø речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

Ø артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

Ø речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

Ø слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

Ø взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

Ø взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой – делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень употребления жестов и выраженности мимического сопровождения речи часто зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей культуры его народа.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – С, З, Ш, Ж, Р, – ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

Итак, речевое дыхание– это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:

пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;

длительное произнесение некоторых согласных звуков – С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

произнесение слогов на одном выдохе;

произнесение слов на одном выдохе;

произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

чтение стихотворений;

пение песенок;

выразительный рассказ, пересказ текстов.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному..

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (см. Приложение 3)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

III. Итог занятия.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

II. Мимическая гимнастика

Для этого упражнения используется несколько долек фруктов: лимона и яблока. Для начала, он съест перед зеркалом дольку лимона и полюбуется своим отражением. А потом – дольку яблока. Ее он тоже съест перед зеркалом. Теперь попросим ребенка изобразить мимически, как он ест лимон, а как яблоко.

«Прогулка в лесу». Предлагаем ребенку представить, что он гуляет по лесу и «ищет» грибы, но натыкается на много интересного. Вдруг ребенок увидел греющуюся на солнце змею. (Изобразить испуг)

Вот он «нашел» большой белый гриб. Такой большой, что и его родители таких не находили. Ребенок пробует рассказать нам о грибе с соответствующей мимической и эмоциональной окраской. Прячем игрушечный гриб куда-нибудь, чтобы эффект от находки был реалистичней.

III. Итог занятия.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Хорошо уделять гимнастике 3-5 минут несколько раз в течение дня, если ребёнок хочет больше - на здоровье! Уделите много внимания увлекательной организации гимнастики, постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение.

Игра «Румяные щёчки»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Далее усложняем задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.

– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Игра «Прятки»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

Ход игры: К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Давай найдем мишку. Молодец! И т. д.

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличиваем. Можно ребенку давать задание найти или принести две игрушки (картинки) и более.

Игра «Покажи картинку!»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.

Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просим показать нужную картинку.

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать ребенку за один раз найти и показать сразу несколько (2–3) картинок.

Что делает человечек?

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Ход игры: Перед началом игры готовим картинки с изображением различных действий

Покажи, кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.

Если малыш затрудняется с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавляем описание предметов, которые есть на картинке.

– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?

Итог занятия.

Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, его индивидуальных возможностей.

Игра «Оркестр»

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные музыкальные инструменты.

Оборудование: музыкальные инструменты: барабан, дудка, металлофон, бубен.

Ход игры.

Сегодня к нам пришел зайчишка. Он будет играть на разных музыкальных инструментах

Сначала научим ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем – четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков попросим ребенка повернуться спиной. Затем поочередно извлекаем звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможно звукоподражанием: «та-та-та» – барабан, «ду-ду» – дудочка, «бом-бом» – бубен и т. п.).

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистулька, колокольчик.

Ход игры:

Вместе с ребенком извлекаем звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого прячем игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а мы угадываем игрушки и называем их.

Игра «Игрушка улыбается»

Цель: : развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать слова.

Ход игры:

Плюшевый мишка услы­шал, что ты знаешь много слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слы­шит, поэтому просит произ­носить слова внятно и гром­ко. Мишка старается подра­жать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим: «кубик» — «пубик» и т.д. Малыш не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки.

III. Итог занятия

Итак, основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, – открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.

Задание 1 Игра «Трубач»

Ребенок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Пробует погудеть как можно дольше.

Задание 2 Игра «Топор»

Ребенок стоит или сидит. Если стоит ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

Задание 3 Игра «Ворона».

Ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

Задание 4 Игра «Гуси».

Ребенок сидит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, гы.

Задание 5

Сделав плавный вдох, на выдохе произносить слоги и звукосочетания:

Па, папа, папапа, папапапапа.

Ма, мама, мамама, мамамамама.

Ва, вава, вавава, вававава.

III. Итог занятия.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игра «Большой – маленький»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря ребенка – знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение ребенка соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить ребенка использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим.

Показываем ребенку большой и маленький мячики.

– Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопед делает соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите (логопед побуждает ребенка сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажи! Большой мяч.

В речевом сопровождении игры педагог выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

Игра «Кормим куклу»

Изображаем, что кормим куклу Катю, Лялю, затем игрушечного мишку, зайца. Рассказываем во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ам-ам», «Ляля ам-ам». Вызываем у малыша желание повторить наши действия, и задаем ему вопросы типа «Катя что делает?», «Кто ест?». Играя в эту игру, мы через некоторое время добьемся того, что от однословных ответов наш малыш перейдет к фразе из двух слов.

Например, рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинаем фразу, но не заканчиваем ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)». Помним, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов. Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево... Пчелы увидели медведя и на него...»)

III. Итог занятия

Ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное – добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

III. Итог занятия.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Маленький барабанщик

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.

Оборудование: детский барабан.

Ход игры: В этой игре мы знакомим ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.

ü Предлагаем малышу постучать в барабан медленно, быстро.

ü Предлагаем малышу постучать в барабан тихо, громко.

ü Предлагаем ребенку слушать и повторять звуки бубна, барабана. (Х – хлопок. Х – Х. Х – ХХ и т.д. с постепенным усложнением материала) Повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предлагаем ему определить на слух характер звука.

– Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.

Игра «Громко – тихо»

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо

Материал: парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать)

Ход игры

Показываем ребенку двух собачек и говорим:

«Бежит большая собака. Громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?» Ребенок громко произносит : «Ав-ав!»

«А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?» Ребенок тихо произносит : «Ав-ав!»

Убираем собачек и говорим ребенку: «Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать «Ав-ав!» не ошибись, помни, что большая собака лает громко, маленькая – тихо».

Игра «Идите с нами играть»

Цель: выработка умения пользоваться громким голосом.

Материал: игрушечные мишка, лиса, зайчик или другие звери.

Ход игры:

На расстоянии 2 – 3 метров от ребенка расставляем игрушки и говорим: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас надо звать громко, вот так: «Мишка, иди!» Ребенок вместе с нами зовет мишку, зайку и лису и играют с ними. Мы следим, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

Игра «Не разбуди куклу»

Цель: развитие умения пользоваться тихим голосом

Материал: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например, кубики, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.

Ход игры

Ставим коробку на кроватку со спящей куклой и говорим:

«Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку.

Следим, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

III. Итог занятия

Обучение восприятию и воспроизведению темпа, различных ритмов, интонационной выразительности требует серьезной работы.

Приложение 1

Приложение 2

Массаж язычка

Сказка о зайчике.

ü Скачет зайка по лесу. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü Увидел зайчик елочку. («Рисуем» елочку: поглаживание языка от корня к кончику (ствол ), а затем выполняем соскальзывающие движения «елочкой» от цент­ра языка к краям сверху вниз.

ü Стал зайчик бегать вокруг елочки, от всех прятаться. (Круговые и спиралевидные движения по поверхности языка).

ü Идет медведь, ищет зайчика. Зайчишка прыг-скок, прыг-скок и ускакал от медведя. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü Идет по лесу волк, тоже зайку ищет. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).

ü А зайка под кустиком лежит, ушки к земле прижал, не нашел его волк. (Поглаживание поверхности языка).

ü Крадется лисичка. Зайчишка прыг-скок, прыг скок, следы запутал не нашла его лиса.(Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).

ü Никто не нашел зайчишку. Он всех обхитрил. (Поглаживание поверхности языка).

ü Набегался зайчишка, проголодался, а лапки грязные. Надо их помыть. (Перетирание языка между указательным и большим пальцами – круговые движения).

Моем, моем трубочиста

Чисто-чисто, чисто-чисто.

Будет, будет трубочист

Чист-чист, чист-чист.

(К.И.Чуковский)

ü А лапок у зайчика четыре. Моем по очереди каждую лапку.

ü Теперь зайчишка может полакомиться морковкой. Сначала мы ее помоем. (Поглаживание поверхности языка.)

ü Зайчишка ее с удовольствием сгрызет. ( Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü А еще зайчишка любит капусту, почистим ее. (Поглаживание поверхности языка.)

ü Ее тоже зайка сгрыз. ( Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü Наелся зайчишка, сил набрался, можно и поиграть на гармошке. (указательны­ми и большими пальцами руки держать боковые края языка, растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к се­редине — имитация игры на гармошке.

Веселый Парамошка

Играет на гармошке.

После массажа мы приступаем к выполнению пассивной гимнастике для языка. Целью этой гимнастики является создание условий для формирования произвольных движений речевой мускулатуры, включение в работу групп мышц, которые ранее бездействовали. На данном этапе ребенок производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия, т.е. с помощью рук логопеда. Пассивные движения язычка выполняются плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Желательно, чтобы ребенок мог зрительно контролировать выполняемые действия с помощью зеркала.

Ø «Часики».

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(М.Синицына)

Описание упражнения: рот открыт. Тянуть язычок попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Ø «Качели».

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(Н.Тегипко)

Описание упражнения:рот широко открыт, на счёт «раз» - опустить кончик языка вниз, на счёт «два» - поднять язык вверх. Повто­рить 4-5 раз.

Ø «Язычок танцует».

Тик-так, вверх-вниз.

Веселится язычок

И танцует язычок.

Дискотека язычка.

Описание упражнения:объединяем два упражнения «Часики» и «Качели». Рот широко открыт, на счет «раз – два» язычок тянем к левому, а затем к правому углу рта, на счет «три – четыре» поднимаем кончик язычка вверх и опускаем его вниз.

Ø «Вкусное варенье».

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

(М.Синицына)

Описание упражнения:рот открыт, провести язычком по верхней, а затем по нижней губе по кру­гу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повто­рить 4-5 раз.

Ø После каждого упражнения пассивной гимнастики – «хвалим» язычок (Поглаживание поверхности языка.)

Приложение 3

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатыв

Наши рекомендации