Конспекты занятий по изучению лексических тем
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Занятие 1.Осень (неречевые звуки)
Цель. Обогащать и уточнять словарь по теме; отрабатывать понимание многозначности слов «лист», «листочек»; учить образовывать сложные слова, словосочетания типа: прилагательное + существительное; составлять рассказ по теме «Осень» по картинному плану; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Листы бумаги желтого цвета, желтые листья (деревьев: рябины, березы, клена); желтенькие листики (бумаги), желтенькие листочки (деревьев); черно-белые изображения деревьев (с редкими черно-белыми листьями у клена, березы; ягодами — у рябины; елка — зеленого цвета); схемы: дерево без листьев, лист под деревом; схема дня и ночи; схема птиц, летящих клином.
Ход занятия
Организационный момент.На столе лежат желтые листья, желтые листы, желтенькие листики и желтенькие листочки. Предложить девочкам взять желтенькие листики и желтенькие листочки; мальчикам — желтые листья и желтые листы. (Многозначность слова.)
Предложить ребенку сесть после того, как ответит на вопрос: Что ты взял(а)? (Я взял желтый лист. Это лист от дерева. Это лист бумаги.)
— Назовите дерево, лист которого вы взяли. (Рябина, береза, клен.)
— Почему листья у этих деревьев желтого цвета? (Время года— осень.)
— Какое сейчас время года? (Осень.) Осенью листья бывают только желтого цвета? (Нет, осенью листья бывают и зеленого, и красного, и коричневого, и ... цветов.)
— Скажите, какой лист вы взяли. Например: Я взял лист березы. Это березовый лист.
— Что же происходит с листьями деревьев осенью? (Листья падают с деревьев на землю.)
— Как сказать по-другому? (Листья опадают.)
Физкультминутка.
— Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что вы услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя. (Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.)
Дождик
Капля раз,
Капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
— Прыжок на носочках, руки на поясе.
—Прыжок.
—4 прыжка.
—8 прыжков.
—Руки развести в стороны.
—Руки полукругом над головой.
— У всех ли деревьев листья изменяют цвет? (Нет.)
— Отгадай, о каком дереве говорят, что оно зимой и летом одним цветом? (О елке, ели.)
— Какой цвет елки? (Всегда зеленый.)
Игра «Узнай дерево». Черно-белые изображения деревьев (с редкими черно-белыми листьями у клена, березы; с ягодами —
у рябины; елка — зеленого цвета). Дети находят соответствующее листу дерево.
— Какого цвета ягоды рябины осенью? (Красного.)
— Какие стали ночи и дни? (Схема дня и ночи.) (День
становится короче, ночь длиннее.)
— Что делают птицы? (Картинка-схема птиц, летящих
клином.) (Птицы улетают в теплые края, на юг.)
— Мы перечислили признаки осени. Назовите их. (По схемам-опорам.)
• Листья на деревьях желтеют и опадают. (Дерево без листьев, лист под деревом.)
• День короче, ночь длиннее. (Схема дня и ночи.)
• Птицы улетают на юг. (Схема птиц, летящих на юг.)
— У нас получился рассказ. Как его можно назвать? («Осень», «Осенью»,...)
Все дети по цепочке повторяют рассказ.
Итог занятия.
Занятие 2.Деревья (речевые звуки)
Цель.Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования, согласования существительных с числительными; учить составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Предметные картинки деревьев: «Рябина»» «Клен», «Ель»; их листьев; схема строения дерева; конверты с листьями деревьев по числу детей (демонстрационные); демонстрационные части дерева (корень, ствол, ветки, листья); раздаточный материал — конверты с картинками деревьев и их листьями.
Ход занятия
Организационный момент. Повтори.
• Клен — рябина; рябина — ель; ель — рябина; ель— клен.
— Закройте глаза. (В это время выставляются картинки деревьев: «Рябина», «Клен», «Ель».)
— Откройте глаза. Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Деревья.)
— Какие это деревья? (Рябина, клен, ель.)
Игра «Чей лист?». Перед детьми — конверты с листьями деревьев. Все участники прикрепляют на каждое дерево по соответствующему листу — с оречевлением деятельности. (На рябине—рябиновый лист.)
— Как называется лист елки? (На елке — иголки.)
— Какого цвета могут быть листья осенью? (Зеленого, желтого, красного.)
Игра «Собери дерево». У детей на партах — по одной части дерева: корень, ствол, ветки, листья. Дети на панно составляют дерево.
Физкультминутка.Пальчиковая гимнастика «Листья».
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья ели,
Листики дуба мы соберем,
— Букет маме отнесем. Загибать пальчики, начиная с большого.
— Сжимать и разжимают кулачки.
— Загибать пальчики, начиная с большого.
— «Шагать» по столу средним и указательным пальчиками. Н. Нищева
Игра «Большой—маленький», Например: рябиновый лист—рябиновый листочек.
Игра «Узнай листочек». Раздаточный материал — конверты с картинками деревьев и их листьев.
Составить рассказ-описание дерева. Например. Это клен. У него есть корень, ствол, ветки, листья. Листья весной и летом зеленые, а осенью — желтые. (Можно использовать схему учитывая возможности детей.)
Итог занятия.
Занятие 3.Овощи (речевые и неречевые звуки)
Предварительная работа воспитателя.Прочитать рассказы, выучить загадки об овощах; рассмотреть их внешний вид (цвет, форма, величина); попробовать на вкус и провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами).
Цель.Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования, согласования существительных с числительными; научить составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Предметные картинки овощей: «Помидор», «Лук», «Морковь»; раздаточный материал: у каждого ребенка— конверт с одним из указанных овощей, разрезанных на 2 части по вертикали; картинный план-схема.
Ход занятия
Организационный момент.Игра «Узнай овощ по описанию». Логопед подбирает картинки овощей: «Морковь», «Лук», «Помидор» —и проговаривает загадки.
• Красная, мелкая, сладкая, сочная, хрустящая. (Морковь.)
• Желтый, круглый, крупный, горький, хрустящий. (Лук.)
• Красный, круглый, большой, сочный, вкусный. (Помидор.)
— Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи.)
— Где растут овощи? (На грядке, в огороде.)
--- Как используют овощи? (Из них варят суп, борщ, щи! Жарят, делают пюре, соки; солят; делают начинки для пирожков; едят сырыми; готовят салат.)
— Что обязательно нужно сделать с овощами перед приготовлением? (Вымыть.)
Игра «Сложи овощ». У каждого ребенка—конверт с одним из указанных овощей, разрезанных на 2 части по вертикали. Сложить картинку.
Игра «Отгадай по описанию». Ребенок описывает свой овощ, не называя его, остальные должны угадать название. Например:
он желтый, круглый, крупный, горький, хрустящий. (Лук.)
Физкультминутка«Собираем урожай». Имитация действий по словесной инструкции: Выдергиваем морковь. Срываем помидоры. Выкапываем лук. (Повторить упражнение 2— 3 раза.)
Игра «Чего не стало?». Закрыть глаза. Картинки находятся на панно. Воспитатель убирает картинку, например, лука. Дети отвечают, чего не стало. (Повторить упражнение 2— 3 раза.)
Составить рассказ-описание по плану.
• Что это? — Это лук.
• Где растет? — Растет на грядке, в огороде.
• Какой по цвету?—Лук желтого цвета.
Итог занятия.
Занятие 4.Овощи (звук [а] и буква А)
Предварительная работа воспитателя.Прочитать рассказы, выучить загадки об овощах; рассмотреть их внешний вид (цвет, форма, величина); попробовать на вкус и провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами).
Цель.Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить составлять Рассказ-сравнение; развивать непроизвольную память, мышление, общую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Предметные картинки овощей: «Помидор», «Лук», «Морковь»; раздаточный материал: у каждого ребенка—конверт с двумя указанными овощами, разрезанными на 2 части по вертикали; картинный план-схема.
Ход занятия
Организационный момент. «Отгадай».
Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. (Морковь.) (Картинка.)
Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук.) (Картинка.)
Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них —красные детки. (Помидоры.) (Картинка.)
— Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи.)
— Где растут овощи? (На грядке, в огороде.)
— Как используют овощи? (Варят суп, борщ, щи; жарят, делают пюре, сок; солят; готовят начинку для пирожков; едят сырыми; делают салаты.)
• — Какие два одинаковых гласных звука есть в слове «салат»? ([а].) Расскажите о его тайне.
— Что обязательно нужно сделать с овощами перед приготовлением? (Вымыть.)
Игра «Какой сок?». Например: Морковь — морковный сок. • Лук —... ; помидор —....
Физкультминутка«Собираем урожай». Имитация действий по словесной инструкции: Выдергиваем морковь. Срываем помидоры. Выкапываем лук. (Повторить 2—3 раза.)
Работа с раздаточным материалом. У каждого ребенка — конверт с двумя картинками указанных овощей, разрезанных на 2 части. Инструкция: Сложи картинки. (Оречевление деятельности.) Например: У меня есть помидор и лук (лук и морковь; помидор и морковь).
Составить сравнительный рассказ по плану.
• Что это? И это? (Пары картинок.) — Это помидор и лук.
• Где растут?—Растут на грядке, в огороде.
• Какие по цвету?—Помидор —красный, лук —желтый.
Итог занятия.
Занятие 5.Фрукты (звук [а])
Предварительная работа воспитателя.Прочитать рассказы, выучить загадки о фруктах; рассмотреть их внешний вид (цвет, форма, величина); попробовать на вкус и провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами).
Цель.Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования, согласования существительных с числительными; научить составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику, фонематические процессы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Предметные картинки фруктов: «Яблоко», «Лимон», «Апельсин»; раздаточный материал: у каждого ребенка— конверт с одним из указанных фруктов, разрезанных на 2 части по вертикали; картинный план-схема.
Ход занятия
Организационный момент.Игра «Узнай фрукт по описанию». Выставляются картинки: «Яблоко», «Лимон», «Апельсин».
• Зеленое, круглое, крупное, сладкое, вкусное, душистое. (Яблоко.)
• Желтый, круглый, крупный, кислый, сочный. (Лимон.)
--- Оранжевый, круглый, большой, сочный, вкусный. (Апельсин.) Какой звук стоит в начале слова «апельсин»? ([о].)Его характеристика.
— Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Фрукты.)
— Где растут фрукты? (На дереве, в саду.)
— Что обязательно нужно сделать с фруктами перед приготовлением? (Вымыть.)
Игра «Сложи фрукт». У каждого ребенка — конверт с одним из указанных фруктов, разрезанных на 2 части. (Сложить картинку.)
Физкультминутка «Компот»
-Левую ладошку держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».
- Загибать пальчики по одному, начиная с большого.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
— Опять «варить» и «мешать».
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Н. Нищева
Игра «Чего не стало?». Закрыть глаза. Картинки находятся на панно. Воспитатель убирает картинку, например, апельсина. Дети отвечают, чего не стало. (Повторить упражнение 2— 3 раза.)
Составить рассказ-описание по плану.
• Что это? — Это яблоко.
• Где растет? — Растет на дереве, в саду.
• Какой этот фрукт по цвету?—Яблоко зеленого цвета.
Итог занятия.
Занятие 6.Фрукты (звук [а])
Предварительная работа воспитателя.Прочитать рассказы, выучить загадки об овощах; рассмотреть их внешний вид (цвет, форма, величина); попробовать на вкус и провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами).
Задание к уроку.Дети должны принести каждый по одному натуральному овощу и фрукту.
Цель.Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить составлять рассказ-сравнение; развивать непроизвольную память, мышление, общую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Предметные картинки фруктов: «Яблоко», «Лимон», «Апельсин»; раздаточный материал у каждого ребенка— конверт с 2 указанными фруктами, разрезанными на 2 части по вертикали; картинный план-схема.
Ход занятия
Организационный момент. «Отгадай».
Выставляются картинки те же, что и на занятии 5.
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый. (Апельсин.)
В шкуре желтой, Кислый он, Называется... (Лимон.)
— Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Фрукты.)
— Где растут фрукты? (На дереве, в саду.)
— Как можно использовать фрукты? (Из них варят компот, варенье, делают пюре, сок; их сушат; делают начинку для пирожков; едят сырыми; готовят салаты.)
— Какие два одинаковых гласных звука есть в этом слове «салат»? ([о].) Расскажите о его тайне.
— Что обязательно нужно сделать с фруктами перед употреблением? (Вымыть.)
Игра «Какой сок?». Например: яблоко — яблочный сок.
• Лимон —...; груша—...; апельсин —...; слива—... .
Физкультминутка. (См. занятие 5.)
Работа с раздаточным материалом. У каждого ребенка—конверт с двумя картинками указанных фруктов, разрезанных на 2 части. Инструкция: Сложи картинки. (Оречевление деятельности.) Например: У меня есть яблоко и лимон.
Составить сравнительный рассказ (по картинкам) по плану.
• Что это? И это? (Пары картинок.) — Это яблоко и лимон.
• Где растут? — Растут на дереве, в саду.
• Какие по цвету? — Яблоко — зеленое, груша — желтая.
Итог занятия.
Занятие7. Овощи—фрукты (звук [у])
Цель.Закрепить умение различать овощи — фрукты; развивать умение составлять предложения с союзом а; учить составлять рассказ по опорным картинкам; развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.Картинки овощей и фруктов: «Помидор», «Лук», «Яблоко», «Груша», «Слива», «Лимон», «Апельсин»; натуральные овощи и фрукты (или муляжи); «чудесный мешочек»; раздаточный материал: у каждого ребенка—конверт с двумя картинками (овощ и фрукт), разрезанными на 2 части по вертикали. (Помидор и яблоко; морковь и груша; лук и лимон; апельсин и помидор; слива и огурец.)
Ход занятия
Организационный момент. Повтори.
• Помидор — огурец; лук — морковь; капуста — лук; яблоко— груша; слива — лимон; апельсин — лимон.
— Я называю картинку, а вы найдите ее среди других
и поставьте на панно.
• « Лук », « Огурец », « Груша », « Капуста », « Помидор ». Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если эти картинки сгруппировать по определенному признаку, одна из них окажется лишней.
• Какая картинка лишняя и почему? (Произносим утрированно гласные: [у] в первых четырех словах и ударный гласный [о] в слове «помидор» .)(«Помидор» — четко слышен звук [о], в остальных звук [у] — эту картинку убрать.)
• Расскажите о тайне звука [у].
Перед каждым ребенком — полоска с тремя делениями и буквой У. Определить место звука [у] в этих словах.
— Где стоит звук [у] в названии этих картинок? (В середине каждого слова — это тоже общее для названий картинок.)
— Где еще может стоять этот звук в словах?
— Если группировать картинки по другому признаку, одна из оставшихся окажется лишней. Какая картинка теперь лишняя и почему? («Груша» — это фрукт, остальные — овощи.) Картинку переставить вправо.
— Какие еще овощи вы знаете? Где растут овощи? (На грядке, в огороде.)
— Какие еще фрукты вы знаете? (Яблоко, слива, лимон, апельсин.) Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.)
Игра «Назови, не ошибись». Картинки поставить обратной стороной к детям. Дети называют картинки, которые указывает логопед (не по порядку).
Физкультминутка-энергизатор.Количество стульчиков — на один меньше количества детей. Дети делятся на две группы; дети-«овощи» и дети-«фрукты». По команде «Овощи!» дети-«овощи» меняются местами; по команде «Фрукты!» дети-«фрукты» меняются местами. По команде «Салат!» меняются местами все. Водит тот, кому не хватило стульчика.
Примечание. Соблюдать технику безопасности — провести предварительную беседу.
Игра «Чудесный мешочек». В мешочке лежат указанные овощи и фрукты. Дети на ощупь по очереди узнают и называют их.
Игра «Четвертый лишний». (3 фрукта, 1 овощ; 3 овоща, 1 фрукт.)
Игра «Составь картинки и назови их». Раздаточный материал: у каждого ребенка — конверт с двумя картинками (овощ и фрукт), разрезаными на 2 части. (Помидор и яблоко; морковь и груша; лук и лимон; апельсин и помидор; слива и огурец.)
Игра «Угадай, что у меня». Каждый ребенок описывает одну из составленных картинок, не называя овощ или фрукт. Остальные должны угадать название. Например: Это овощ. Он красный, круглый, крупный, сочный. (Помидор.)
Составить сравнительный рассказ по картинному плану.
• Что это? И это? (Пары картинок.) — Это яблоком помидор.
• Где растут?—Яблоко растет на дереве, а помидор — на грядке.
• Какие по цвету? —Яблоко — зеленое, помидор — красный.
Итог занятия.
Занятие 8.Игрушки (звук [у])
Предварительная работа воспитателя.Прочитать рассказы, выучить загадки об игрушках; рассмотреть их внешний вид (цвет, форма, величина); провести экскурсию в магазин «Игрушки».
Цель.Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки согласования существительных с числительными; научить составлять рассказ-описание; развивать общую и мелкую моторику, непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза.
Оборудование.Предметные картинки игрушек: «Мяч», «Мишка», «Кукла», «Машинка»; раздаточный материал ^каждого ребенка — конверт с одной картинкой указанных игрушек, разрезанных на 2 части по вертикали.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись». • Катать машинку. Одевать куклу. Возить мишку. Бросать мяч. Крутить юлу.
Игра «Узнай по описанию».
Его бьют, а он не плачет, Упадет и дальше скачет. (Мяч.)
Уронили ... на пол,
Оторвали ... лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. (Мишка.)
На ней возят и катают,
И «бензином» заправляют. (Машинка.)
Бабушка Танюшке что-то подарила:
Глазки голубые и румянец милый,
Светлая головка, маленькие ножки,
Платье кружевное, красные сапожки. (Кукла.)
Т. Днепровская
Одновременно выставляются картинки на панно.
— Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Игрушки.)
— Кому нужны игрушки? (Детям.)
— Для чего нужны игрушки? (Играть с ними (в них).)
— Как можно играть с каждой из этих игрушек?
• Мяч — катать, пинать, бросать, ... ,
• Мишка—сажать (на стул, в машинку), катать, кормить, одевать... .
• Кукла — наряжать, кормить, водить (за ручку)... .
• Машинка — катать, перевозить грузы, мыть, ремонтировать, заправлять бензином... .
Игра «Какой, какая?». Мяч — из резины (какой?) —резиновый.
• Мишка — из плюша—... .
• Кукла—из резины —... .
• Машинка — из дерева —....
Игра «Назови, не ошибись». Картинки поставить обратной стороной к детям. Дети называют картинки, которые указывает логопед (не по порядку), давая им качественную характеристику (из предыдущего пункта). Например: плюшевый мишка.
Физкультминутка«Мячик» Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. |
—Взмахи правой ладонью, имитиру
ющие удары по мячу.
—Ритмичные прыжки на носочках,
руки на поясе.
,— Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.
— Какие еще игрушки вы знаете? (Барабан, пирамидка, шарик и т. д.)
Игра «Сложи игрушку». У каждого ребенка—конверт с картинкой одной из игрушек (мяч, машинка, шарик), разрезанных на 2 части.
Игра «Отгадай по описанию». Ребенок описывает свою картинку, не называя ее, остальные должны угадать ее название. Например: Он желтый, круглый, резиновый. (Мяч.)
Игра «Чего не стало?». Закрыть глаза. Картинки находятся на панно. Воспитатель убирает одну картинку, например с куклой. Дети отвечают, чего не стало. (Повторить упражнение 2—3 раза.)
Составить рассказ-описание по плану. (Каждый ребенок описывая составленную им картинку с изображением игрушки.)
• Что это? — Это мяч.
• Каков по цвету? — Мяч красного цвета.
• Его форма? — Он круглый.
Итог занятия.
— О чем мы сегодня говорили? (Об игрушках.) Игру-у-ушки. Какой гласный стоит в середине слова? ([у].) Дать его характеристику.
Занятие 9.Посуда (звук [у])
Цель. Обобщить материал по теме «Посуда»; научить составлять описательный рассказ по картинному плану; развивать мелкую моторику через игры «Чего не хватает?» и «Нелепицы»; закрепить практические навыки образования относительных прилагательных, суффиксального словообразования, согласования существительных в родительном падеже; активизировать предметный словарь; закрепить навыки ориентации в пространстве; учить выполнять задания по ступенчатой инструкции; развивать ассоциативное мышление.
Оборудование. Картинки: «Чашка», «Тарелка», «Ложка».
Ход занятия
Организационный момент.Игра «Чего не хватает?». Перед каждым ребенком — картинка посуды с недостающей деталью; детали — на столе логопеда. На свое место сядет тот, кто найдет недостающую деталь и составит целую картинку. (Чашка без ручки, тарелка без дна, ложка без черенка.)
— Назовите свои предметы. (Одновременно выставляются демонстрационные картинки: «Чашка», «Тарелка»,
«Ложка».) Мы знаем, что предметы можно группировать по разным признакам. Как эти предметы назвать одним словом? (Посуда.)
— Вспомните, с каким гласным звуком мы работали на прошлом занятии? (Применить беззвучную артикуляцию.)
Работа со звуком.
— Расскажите о тайне звука [у]. Гласный (почему?); обозначаем? Символ гласного [у]. Где может стоять
[у] в словах? Определите, где спрятался звук [у] в слове посуда. Применить полоску с тремя делениями и положить символ звука [у] в середину полоски.
— Какой предмет посуды задуман?
• Сама не ем, а людей кормлю, изготовлена из дерева. (Ложка.)
• Изготовлена из глины, есть ручка, крышки нет, из нее можно пить чай, молоко, кофе. (Чашка.)
• Изготовлена из фарфора, из нее можно есть первое и второе блюда. (Тарелка.)
Физкультминутка «Нелепицы». (На панно выставлены предметы посуды без деталей. В коробке находятся недостающие детали посуды.) Перед вами на панно — картинки. За спиной у вас в правом углу кабинета на нижней полке шкафа стоит «чудесная коробка», в ней карточки с картинками. Нужно быстро подбежать к коробке, достать карточку, внимательно ее рассмотреть, вернуться к панно и подставить картинку к нужному предмету посуды.
Оречевление деятельности.
• У меня чашка. У чашки нет ручки.
Составить описательный рассказ по плану по рисунку «Чашка». (См. план в картинном варианте.)
• Что это? — Это чашка.
• Из каких частей состоит? —Дно, стенки, ручка, крышка.
• Для чего используют? — Из нее пьют чай, кофе, какао, молоко.
Рассказ.
Это чашка. У чашки есть дно, стенки, ручка. Из нее пьют чай, молоко, какао.
Итог занятия.
Занятие 10.Мебель (звуки [а], [у])
Цель.Закрепить знания детей по теме «Мебель»; научить распознавать предметы мебели: стол, стул, шкаф.
Оборудование.Полоска с тремя делениями для определения места звука в слове; картинки мебели: «Стол», «Стул», «Шкаф».
Ход занятия
Отгадываем загадки.
Под крышей — четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. (Стол.) Под домом — четыре ножки, а в доме том — чьи-то одежки. (Шкаф.)
Под крышей — четыре ножки, а на крыше нет супа и ложек, но есть не спина, а спинка. Что это? (Стул.)
Одновременно выставляются картинки на панно.
— Посмотрите внимательно на картинки и назовите их. («Стол», «Стул», «Шкаф».)
— Выберите из них те, в названиях которых есть звуки [«], [If]-
— Покажите соответствующие буквы, положите на полоску с указанием, где находится звук [о], [у] — в начале, в конце, в середине слова. Дайте характеристику этим звукам.
— Как эти предметы называются одним словом? (Мебель.)
Перечислите предметы мебели, которые стоят в разных помещениях вашей квартиры. Например: На кухне стоят стол, шкаф, стулья.
• В коридоре стоят ... . В гостиной комнате стоят ... .
В детской комнате (если в квартире есть детская)
стоят ... .
Игра «Подбери признак».
• Стул из дерева (какой?) —....кресло из кожи (какое?) —...,
стол из железа (какой?) —... .
Упражнение для пальчиков.
«Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи.
(Ладони левой руки поднять вер. тикально вверх. Прямые пальцЬ1 плотно прижать друг к другу Правую руку с зажатым кулачком прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.)
— Кто-то стучится к нам. Как вы думаете, кто это пришел? Я его опишу, а вы догадайтесь, кто это. Это домащнее животное. Он серенький, пушистый, усатый, ловит мышей и крыс. (Это кот.) Придумайте ему кличку, чтобы в ней были гласные звуки [а] или [у]. (Барсик, Пушок.)
— Ребята, я пришел к вам за помощью. На почту пришли телеграммы, я понес их разносить. Засмотрелся в витрине мебельного магазина на красивую мебель, споткнулся, упал.
Предложения рассыпались, маленькие слова (предлоги) перепутались. Я снова составил предложения, но прошу вас
проверить, все ли я правильно сделал. Поможете? Ваня сидит на столе. Одежда висит в тумбочке. Мама лежит на кресле. Книги стоят в кровати. Посуда стоит на диване. Телевизор стоит в тумбочке.
(Дети исправляют ошибки.)
— Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
Физкультминутка. (По ходу чтения стихотворения дети показывают, где Маша убирала.)
Маша маме помогала,
Маша всюду убирала:
И за шкафом,
И под шкафом,
И в шкафу,
И на шкафу...
Не любила пыли, фу!
Логические упражнения.
• Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
• Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Итог занятия.
Занятие 11.Домашние птицы (звуки [о], [у])
Предварительная работа воспитателя. Прочитать рассказы, выучить загадки о домашних птицах.
Словарная работа. Клюет (от слова «клюв»), щиплет (за пятки); щиплют (траву); перья, пух.
Цель. Обобщить знания детей о домашних птицах; сформировать навыки правильного употребления существительных в косвенных падежах, суффиксального словообразования; научить образовывать глаголы от существительных; составлять рассказ по опорным картинкам; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование. Картинки домашних птиц: «Петух», «Курица», «Цыпленок», «Гусь», «Гусыня», «Гусенок», «Утка», «Утенок»; «Клюв птицы », « Зерно ».
Ход занятия
Организационный момент.Игра «Угадай по звукоподражанию». Кто это?
• «Га-га-га». (Гусь.)
• «Кря-кря-кря». (Утка.)
• «Ку-ка-ре-ку». (Петух.)
• «Ко-ко-ко». (Курица.)
• «Пи-пи-пи». (Цыплята.)
(Выставляются картинки.)
— Кто как голос подает? (Гусь гогочет. Утка крякает. Петух кукарекает. Курица квохчет (кудахчет). Цыплята пищат.)
— Как их всех можно назвать одним словом? (Птицы.)
— Почему? (Умеют летать. Тело покрыто перьями; у них две лапы; есть туловище, два крыла, клюв, хвост; откладывают яйца, высиживают птенцов и т. д.)
— Где живут эти птицы? (Рядом с человеком.)
— Как они называются? (Домашние птицы.)
— Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.)
— Какую пользу приносят домашние птицы? (Куры, гуси, утки — несут яйца, дают мясо, перья, пух.)
Игра «Назови ласково». Например: курица — курочка.
• Петух —... ; цыпленок —... ; утка—... .
Игра «Папа—мама—птенец». Показать картинку птицы («Петух»). Дети отвечают: «Папа — петух». На картинке — курица. Дети отвечают: «Мама—курица». На картинке— цыпленок. Дети отвечают: «Птенец». И т. д. (Ввести слово «гусыня».)
Игра «Один—много». Например: петух — петухи.
• Курица—... ; гусь—... ; гусыня —... ; утка —... .
— Какой одинаковый звук слышен в этих словах? ([у}.)
Дать его характеристику.
— Какой звук стоит в конце слова «утка»? ([о].)Дать его
характеристику.
Игра «Как и чем питаются?». Картинки: «Трава», «Зерно», «Клюв». Гуси и утки щиплют траву. Птицы клюют зерна. (Клюв — клевать.) Картинки зерна и клюва.
Физкультминутка.Игра «Кто как передвигается?». (Куры и петухи ходят; утки, гуси — ходят по земле, плавают в воде. Имитация движений.)
Игра «Кто у кого?» (с перекидыванием мяча). У курицы — цыпленок, цыплята. У гуся — гусенок, гусята. У утки — утенок, утята. (Воспитатель демонстрирует картинки.)
Составить рассказ о домашней птице по плану. Образец рассказа по плану.
Это курица. У курицы тело покрыто перьями, есть два крыла, две лапы, клюв, хвост. Это домашняя птица. У курицы — цыплята. Курица дает человеку яйца, мясо, пух.
Итог занятия.
Занятие 12.Домашние животные (звук [ц])
Предварительная работа воспитателя. Прочитать рассказы, учить загадки о домашних животных.
Словарная работа. Сено — сухая трава; грызет; лакает; охраняет.
Цель. Обобщить знания детей о домашних животных; формировать навыки правильного употребления существительных в косвенных падежах, суффиксального словообразования; научить составлять рассказ по опорным картинкам; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование. Картинки домашних животных: «Корова», «Кошка», «Собака», «Лошадь», их детеныши; предметные картинки: «Кость», «Рыба», «Молоко», «Сено», «Трава»; план-схема.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Угадай по звукоподражанию». Кто это?
• «Му-у-у». (Корова.)
• «Мяу». (Кошка.)
• «Гав-гав». (Собака.)
• «Иго-го-о». (Лошадь.)
(Выставляются картинки.)
Кто как голос подает? (Корова мычит. Кошка мяукает. Собака лает. Лошадь ржет.)
— Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
— Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком и т. д.)
— Где живут эти животные? (Рядом с человеком.)
— Как они называются? (Домашние животные.)
— Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.)
— Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и катает людей.)
Игра «Назови ласково». Например: лошадь — лошадка.
• Корова—...; собака—... ; кошка —... .
Игра «Один—много».
• Собака—собаки. Кошка — кошки. Лошадь — лошади.
— Собаки, кошки, лошади — какой одинаковый звук слышен в конце этих слов? ([и].) Дать его характеристику.
Игра «Кто что любит?». Картинки: «Кость», «Рыба», «Молоко», «Сено», «Трава». Дети ставят картинки к соответствующему животному, оречевляя свои действия. Например: Собака грызет кость. Кошка лакает молоко, любит рыбу. Корова и лошадь едят траву (сено).
Физкультминутка.Игра «Кто как передвигается?». (Лошадь и корова ходят. Кошка крадется. Собака бегает.)
Игра «Ктоукого?» (с перекидыванием мяча). У коровы — теленок, телята. У собаки — щенок, щенки. У кошки — котенок, котята. У лошади — жеребенок, жеребята. (Картинки.)
Составить рассказ о домашнем животном по плану. Образец рассказа по плану.
Корова — домашнее животное. У нее есть голова, туловище, четыре ноги, хвост, уши, нос, глаза. Она живет рядом с людьми, человек ее кормит. Детеныш коровы — теленок. Она дает молоко.
Итог занятия.
Занятие 13.Дикие животные (звуки [а], [у], [и])
Предварительная работа воспитателя.Прочитать рассказы, выучить загадки о диких животных.
Словарная работа.Косолапый, неуклюжий, длинноухий, проворная, запасливая, рыжая, крадется
Цель.Обобщить знания детей о диких животных; сформировать навыки правильного употребления существительных в косвенных падежах; закрепить навыки употребления предлогов на, в, под; научить составлять рассказ по опорным картин-icaM; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование.Картинки диких животных: «Медведь», «Лиса», «Волк», «Заяц», «Белка», «Их жил ища», «Детеныши»; предметные картинки: «Морковка», «Капуста», «Орехи», «Грибы», «Малина», «Мед», «Куры», «Зайцы»; план-схема.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Угадай по описанию». Кто это?
• Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
• Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
• Серый, злой, голодный. (Волк.)
• Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
• Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Выставляются картинки.
— Угадайте, какое это животное.
Логопед демонстрирует беззвучную артикуляцию звука [а]. Слова: заяц, лиса.
— Покажите гласные буквы, которые есть в этих словах.
Дайте характеристику звуков [и], [а].
— Где живут заяц и лиса?(В лесу.) Какой звук на последнем месте? ([у].) Дать его характеристику.
— Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
— Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы, (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком и т. д.)
— Где живут эти животные? (В лесу.)
— Как они называются? (Дикие животные.)