XI.Беседа по сказке «Волк и козлята».
Вопросы:
- Кто жил в лесу?
- Куда уходила коза?
- Какой была мама у козлят? (Трудолюбивой, заботливой, любила козлят.)
- Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
- Кто подслушал, как поёт коза?
- Каким голосом пел волк в первый раз?
- Каким голосом пел волк песенку во второй раз?
- Почему козлята впустили волка?
- Всегда ли слушались козлята свою маму?
- Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
- Какой в сказке волк? (Злой, хитрый, жадный.)
- Испугалась коза волка?
- Как коза отомстила волку?
- Кто оказался хитрее: коза или волк?
-
XII. Игра «Четвёртый лишний».
Коза, волк, кузнец, петух.
Рога, перо, копыто, шерсть.
Дверь, печка, лес, избушка.
Коза, овца, волк, корова.
Волк, медведь, коза, лиса.
ХIII. Знакомство детей с пословицами.
Будь бдительней - не будет вредителей.
Как с волком ни дружи, а камушек за пазухой держи.
Кто бесстрашно идёт вперёд - тот врага убьёт, и сам не умрёт.
Правда всегда восторжествует.
XIV. Итог занятия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Слушай всегда взрослых, будь смелым, люби своих близких.)
Тема: СКАЗКА «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Отгадайте, о каком времени года говорится в сказке «Зимовье зверей»:
По белой постели гуляют метели,
В шапках боярских сосны и ели,
Дремлют под снегом кусты и дома.
Значит, пришла к нам царица... (зима).
II.Пальчиковая гимнастика.
Гусь - пальчиковое упражнение «Гуси».
Петушок - пальчиковое упражнение «Петушок».
Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».
Волк - пальчиковое упражнение «Волк».
Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».
III.Чтение сказки «Зимовье зверей».
IV.Игра «Один - много».
Бык - быки. Лиса - лисы.
Баран - бараны. Медведь - медведи.
Свинья - свиньи. Изба - избы.
Гусь - гуси. Крыло - крылья.
Петух - петухи. Дверь - двери.
Волк - волки. Стена - стены.
V.Игра «Назови ласково».
Бык - бычок. Лиса - лисонька.
Баран - барашек. Изба - избушка.
Гусь - гусачок. Крыло - крылышко.
Петух - петушок. Дверь - дверка.
Волк - волчок. Стена - стеночка.
VI.Игра «Сосчитай».
2 быка, 5 быков. 2 лисы, 5 лис.
2 барана, 5 баранов. 2 медведя, 5 медведей.
2 свиньи, 5 свиней. 2 избы, 5 изб.
2 гуся, 5 гусей. 2 крыла, 5 крыльев.
2 петуха, 5 петухов. 2 двери, 5 дверей.
2 волка, 5 волков.
VII. Игра «Слова наоборот».
Зима -лето. Хитрый -простодушный.
Тепло -холод. Сытый - голодный.
Дружба - вражда. Впускать -выпускать.
Защита - нападение. Дальше - ближе.
Тёплый - холодный. Тепло - холодно.
Зимний — летний. Хорошо - плохо.
VIII. Подбор слов-родственников.
Зимовье, зима, зимушка, зимовать, зимний.
Лиса, лисичка, лисонька, лисий.
Хитрый, хитрость, перехитрить.
IX.Игра «Слова-друзья».
Путь - дорога. Друзья - товарищи.
Враг - неприятель. Лень - безделье.
X.Развитие общей моторики «Дикие животные».
По лесу шагал косолапый медведь,
(Изобразить походку медведя.)
Навстречу шёл волк на овец посмотреть,
(Изобразить походку волка.)
Увидел их зайка косой из-под ёлки
(Изобразить прыжки зайца.)
И так задрожал, что упали иголки.
(Присесть, изобразить дрожь, руки вверх и резко вниз.)
XII. Беседа по сказке «Зимовье зверей». Вопросы:
- В какое время года происходит действие сказки?
- Как готовились к зиме баран, свинья, гусь, петух?
- Как готовился к зиме бык?
- Как повели себя баран, свинья, гусь и петух, когда стали замерзать?
- Как повёл себя бык?
- Как узнала о зимовье зверей лиса?
- Что решили лиса, волк и медведь?
- Что сделали баран и бык?
- Чем закончилась сказка?
-
XII.Отгадывание загадок.
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Свинья.)
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петух.)
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(Баран.)
XIII.Знакомство детей с пословицами.
В сильный холод птица на ветру замерзает.
Сетью от холода не прикроешься.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дружные чайки и ястреба забьют.
XIV.Итог занятия.
-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Дружно жить - врагов не бояться.)
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «МОРОЗКО»
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, отгадайте название сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться, по её героям: Настенька, Марфушенька, Мороз - Красный нос, старик, старуха? («Морозко».)
II.Пальчиковая гимнастика.
Настенька -пальчиковое упражнение «Бантик».
Старуха - пальчиковое упражнение «Бабка».
Старик - пальчиковое упражнение «Дед».
Мороз - пальчиковое упражнение «Холодно».
Собака - пальчиковое упражнение «Собака».
Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».
III.Чтение русской народной сказки «Морозко».
IV.Игра «Один - много».
Деревня -деревни. Ветер -ветра.
Старик - старики. Холод - холода.
Поле - поля. Наряд - наряды.
Мороз - морозы. Шуба - шубы.
Сугроб - сугробы. Сундук - сундуки.
V.Игра «Назови ласково».
Деревня - деревенька. Ветер - ветерок.
Старик - старичок. Холод - холодок.
Поле - полюшко. Наряд - нарядик.
Мороз - морозик. Шуба - шубка.
Сугроб - сугробик. Сундук - сундучок.
VI.Игра «Сосчитай».
2 серебряных платья, 5 серебряных платьев.
2 тяжелых сундука, 5 тяжелых сундуков.
2 шерстяные шали, 5 шерстяных шалей.
2 теплые кофты, 5 теплых кофт.
2 высоких сугроба, 5 высоких сугробов.
2 заснеженных дерева, 5 заснеженных деревьев.
VII.Игра «Слова наоборот».
Разлука - встреча. Молодой - старый.
Гордость - скромность. Прилежный - ленивый.
Стужа - жара. Гордиться - стыдиться.
Строгость - ласка. Радовать - огорчать.
Труд - безделье. Много - мало.
Вежливый - грубый. Умно - глупо.
Горячий - холодный. Встречать - провожать.
Легкий - трудный.
VIII.Игра «Слова-друзья».
Посох - палка.
Трудолюбивая - работящая.
Приветливая - почтительная.
Горевать - грустить.
Продрогнуть - замёрзнуть.
Рыдать - плакать.