XII. Беседа по сказке «Хвосты».

Вопросы:

- Какую весть разнесла по лесу сорока-белобока?

- Где раздавали хвосты? (На большой поляне.)

- Как звери добирались до поляны? (Кто бегом, кто скоком, кто лётом.)

- Где были развешаны хвосты? (На большом дереве.)

- Какой хвост выбрала себе лиса? (Пушистый, мягкий.)

- Какой хвост выбрал себе конь? (С длинными волосами.)

- Какой хвост выбрала себе корова? (Длинный с метёлоч­кой.)

- Какой хвост выбрала себе белочка? (Пушистый, Красивый.)

- Какой хвост выбрал себе слон? (Как шнурочек со щетинкой на конце.)

- Какой хвост выбрала себе свинья? (Гладкий, длинный, за витый колечком.)

- Какой хвост достался медведю? (Лоскутик кожи.)

- Из-за чего дрались кошка с собакой?

- Как достался хвост зайцу?

- Расскажи, как животные стали использовать свои хвосты.

XIII. Выполнение задания.

Задание. Измени по образцу.

Прошёл по лесу слух - прошедший по лесу слух.

Заволновались в лесу звери - заволновавшиеся в лесу звери

Потянулись звери на поляну - потянувшиеся на поляну звери.

Испугался зайчик дождя - испугавшийся дождя зайчик.

Выбрали звери хвосты - выбравшие хвосты звери.

Подрались кошка с собакой - подравшиеся кошка с собакой.

XIV. Знакомство детей с пословицами.

Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.

Дорога помощь в пору.

Из всякого положения есть выход.

XV. Итог занятия.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Из всякого положения есть выход.)

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗАЯЦ-ХВАСТА»

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, кто герои сказки, о которой мы сегодня будем говорить на занятии:

Под кустом всегда сидим,

Во все стороны глядим.

Смотрим, чтобы не поймали,

Оттого косыми стали.

Уши вытянулись так,

Чтобы слышать, где наш враг.

А вообще-то мы, ребята,

Очень славные... (зайчата).

II. Пальчиковая гимнастика.

Заяц - пальчиковое упражнение «Зайчик».

Ворона - пальчиковое упражнение «Птицы летят».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

Собаки - пальчиковое упражнение «Собака».

III. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой пло­хо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про этого хвасту. Тётка во­рона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. За­яц испугался:

- Тётка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Боле не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и гово­рит ему:

- Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

-

IV. Игра «Один - много».

Ус - усы. Собака - собаки.

Лапа - лапы. Ворона - вороны.

Зуб - зубы. Храбрец - храбрецы.

Забор - заборы. Молодец - молодцы.

V. Игра «Назови ласково».

Усы - усики. Забор - заборчик.

Лапа -лапочка. Собака -собачка.

Зуб - зубок. Горка - горочка.

VI. Выполнение задания.

Задание. Образуй слова по образцу.

Хвост - хвостище. Зуб -

Лапа - Дом -

Усы - Крыло –

VII. Игра «Сосчитай».

2 трусливых зайца, 5 трусливых зайцев.

2 хвастливых зайца, 5 хвастливых зайцев.

2 высоких забора, 5 высоких заборов.

2 злые собаки, 5 злых собак.

2 серые вороны, 5 серых ворон.

2 храбреца-молодца, 5 храбрецов-молодцов.

VIII. Игра «Слова наоборот».

Лето - зима. Храбрый - трусливый.

Храбрец - трус. Храбриться - бояться.

Хороший - плохой. Догонять - убегать.

Летний - зимний. Много - мало.

IX. Развитие общей моторики «Трусливый заяц».

Заяц скачет от лисы,

Хвост дрожит, дрожат усы.

(Изобразить прыжки, дрожь.)

Сосны встали на пути,

От погони не уйти.

(Встать руки перед собой, присесть, руки вниз.)

Где спасение в лесу?

(Поворот кругом.)

Прыгнул к ёжику в нору.

(Прыжок, присесть.)

X. Подбор слов-родственников.

Заяц, зайчиха, зайчик, зайчонок, зайчата, заячий.

Ус, усы, усища, усики, усатый.

Лапа, лапка, лапочка, лапища.

Зуб, зубы, зубок, зубище, зубной, зубочистка.

Храбрец, храбрый, храбриться.

Наши рекомендации