Физической культуры, педагога-тренера
В ОБЛАСТИ ГИМНАСТИКИ
20.1. Методическая подготовка студентов на занятиях по гимнастике
Методическая подготовка студентов представляет собой единую систему, которая складывается из проведения лекционного курса, семинарских, обзорно-методических и практических занятий, самостоятельной работы и учебной практики. Эта система предполагает следующую последовательность.
На I курсе: составление комплекса упражнений гимнастики и его проведение на группе; подбор и проведение отдельных общеразвивающих упражнений без предметов, на гимнастической стенке и гимнастической скамейке; выполнение заданий преподавателя по проведению строевых упражнений, отдельных упражнений художественной гимнастики без предмета и с предметом, танцевальных комбинаций; подбор музыкального произведения в соответствии с характером исполняемых упражнений; составление комбинаций из упражнений без предмета и с предметами на 16, 32 счета; выполнение заданий по оказанию помощи и страховки при выполнении отдельных гимнастических упражнений; установка и сборка гимнастических снарядов; использование технических средств обучения.
На II курсе: выполнение заданий преподавателя по написанию и проведению комплекса общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, вдвоем и в сопротивлении; выполнение заданий по обучению отдельным акробатическим упражнениям, опорным прыжкам, упражнениям на гимнастических сна-
рядах и их страховке; составление плана отдельных частей урока и их проведение в процессе занятий.
На III курсе: подготовка к педагогической практике в общеобразовательной школе, написание конспекта урока по гимнастике для детей различных возрастных групп, проведение учебного урока с дальнейшим его обсуждением. Подготовка студентов к внеклассной работе по гимнастике с детьми различных возрастных групп; практическое судейство соревнований по гимнастике на материале классификационной программы категории «Б», художественной гимнастики и акробатики; использование средств и методов ритмической гимнастики на учебных и внеклассных занятиях с детьми начальных, средних и старших классов. Подготовка к работе в спортивно-оздоровительном лагере: изучение и практическое проведение примерных массовых гимнастических выступлений без предметов и с предметами; овладение методикой организации физкультурных праздников с детьми различного возраста.
На IV курсе: выполнение заданий преподавателя по проведению учебно-тренировочного урока в гимнастической секции общеобразовательной школы или ДЮСШ.
Вся система методической подготовки студента должна быть направлена на:
владение голосом для подачи распоряжений и команд;
умение сочетать показ и объяснение техники исполнения гимнастических упражнений и их назначения;
правильный выбор места для показа и проведения упражнений;
владение гимнастической терминологией для объяснения упражнений;
оказание помощи и страховки при выполнении упражнений;
определение причин ошибок и способов их устранения при изучении и выполнении упражнений;
умение терминологически правильно записывать вольные упражнения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах и акробатические упражнения;
составление комплексов упражнений для подготовительной части урока, для разминки в тренировочных занятиях, для физкультурных пауз, физкультминуток, гимнастики до занятий, подвижных перемен, для занятий с лицами различных возрастных групп;
подбор упражнений, методов и приемов для укрепления здоровья, повышения физической подготовленности, изучения и развития спортивных и профессиональных психомоторных способностей у школьников юных спортсменов, учащихся средних и высших учебных заведений, воспитание их в спортивном, про-
фессиональном и гражданском плане; проведение уроков по гимнастике с различными категориями занимающихся;
умение оценить качество исполнения гимнастических упражнений в соответствии с правилами соревнований по спортивной, художественной гимнастике, акробатике и спортивной аэробике;
умение использовать в учебном процессе технические средства обучения.
Методическая подготовленность студентов закрепляется и продолжает совершенствоваться после окончания высшего физкультурного учебного заведения на практической работе в качестве учителя физической культуры, педагога-тренера. Здесь формируется их методическое мастерство.