Изучение и развитие способностей у гимнастов
На предварительном этапе начального отбора к испытаниям допускаются дети, обладающие по заключению врача полноценным здоровьем. Испытания начинаются с оценки физического развития и телосложения детей. При этом ориентируются на то, что будущие гимнасты (мальчики и девочки) должны быть ниже ростом и иметь меньшую массу тела, чем их сверстники. Для 6-летних мальчиков длина тела предпочтительна в пределах 110 — 118 см, масса тела — 18 — 22,5 кг; для девочек — соответственно 107 —112 см и 16 — 17,5 кг; для 7-летних мальчиков рост — 118 — 127 см, масса тела — 21 —25,6 кг, для девочек — соответственно 118 — 125 см и 19,5 — 23 кг. У них должны быть тонкие кости, без выраженных эпифизов суставов, узкий таз (заметно уже плеч), длинные руки (средний палец при вытянутых вдоль тела руках заходит за линию середины бедра), прямые сухие ноги. Тело в общей сложности должно быть гармоничным, иметь красивые очертания.
Оценка способностей может осуществляться с помощью контрольных физических упражнений и систематических наблюдений. Каждое упражнение должно быть приспособлено для оценки одной из способностей (валидность), обладать устойчивостью при повторных измерениях (воспроизводимость) и независимостью от индивидуальных особенностей экспериментатора (объективность). В качестве контрольных упражнений берутся простые по технике исполнения упражнения. Они выполняются 2 — 3 раза. Окончательный результат выводится по среднему показателю. Упражнения не должны дублировать друг друга. Испытания проводятся соревновательным методом. При повторном испытании соблюдаются все условия предыдущего.
Оценка и развитие координации движений — способности согласовывать движения различными звеньями тела, соразмеряя их во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия; сочетать напряжения и расслабления работающих мышц; сохранять статическое и динамическое равновесие. Контрольные упражнения, в зависимости от возраста и двигательного опыта исследуемых лиц, составляются из симметричных однонаправленных (ноги !в стороны, руки в стороны и т.д.), разнонаправленных (ноги в .стороны, руки вперед и т.д.), из последовательных (правую руку
на пояс, левую руку на пояс, правую руку к плечу, левую руку к плечу и т.д.) и асимметричных согласований движений различными звеньями тела. Каждое контрольное упражнение составляется не более чем на 8 счетов. Оно предварительно разучивается со всеми испытуемыми по одинаковой методике, а затем выполняется на оценку как можно точнее (балл) и быстрее (время). Выс-читывается коэффициент координации (К). Чем меньше его величина, тем лучше развита координация движений:
Об уровне развития координации движений можно судить по способностям выполнять упражнения в заданное время, с заданной амплитудой, с заданной длиной прыжка, метания, ходьбы, бега и с заданным мышечным усилием; соразмерять движения во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия (быстрее, дальше, на заданную величину; в полную силу, в полсилы, в четверть силы и т.д.). Этот компонент координации движений сравнительно быстро усваивается занимающимися, поэтому о ней чаще судят по способности согласовывать движения руками, ногами, головой и туловищем.
Способность сохранять равновесие оценивается: по времени удержания стойки на одной ноге, другая — стопой на подколенке опорной ноги, колено развернуто в сторону, руки вперед, глаза закрыты; по времени удержания стойки на пятках, на полупальцах одной и обеих ног, равновесия на одной на ограниченной и повышенной опоре.
О способности сочетать напряжения с расслаблениями судят по показателям миотонометра, по данным систематических визуальных наблюдений за максимальным напряжением и предельным расслаблением мышц.
Координация движений развивается путем обогащения занимающихся разнообразным двигательным опытом, овладения новыми для них упражнениями, систематического выполнения специальных упражнений на координацию движений в обычных и усложненных условиях (после упражнений на силу, выносливость, умственного или физического утомления, эмоционального возбуждения или угнетения и др.).
Оценка и развитие мышечной силы — способности гимнаста развивать напряжение нужными группами мышц для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему при выполнении заданного упражнения. О силе мышц рук судят по количеству подтягиваний на перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упоре на брусьях; о силе мышц ног — по количеству приседаний на одной ноге; о силе мышц передней поверхности тела — по коли-
честву подниманий прямых ног из виса до касания перекладины, по времени удержания виса углом; о силе мышц задней поверхности тела — по времени удержания горизонтального положения туловища при упоре бедрами о поверхность гимнастического коня с закрепленными ногами. Способность выполнить контрольное упражнение 1—2 раза характеризует максимальную мышечную силу, от 2 до 10 раз — отражает ее с точностью до 80%, более 10 раз — силовую выносливость.
Для оценки относительной силы исследуемой группы мышц результат выполнения контрольного упражнения делят на вес гимнаста. Этот показатель по сравнению с другими в большей мере отражает способность гимнаста овладевать силовыми упражнениями.
Скоростную силу оценивают по времени бега на 20 м, прыжку в длину, в высоту; подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре на время (берут 50 % от максимального исходного результата); метанию набивного мяча из-за головы, через голову из различных исходных положений и др.
Для развития мышечной силы используются: упражнения с преодолением веса собственного тела; подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре; лазание по канату, шесту, лестнице; прыжки в длину, в высоту, в глубину с последующим отскоком, безопорные и опорные прыжки; поднимание прямых ног в висе до касания носками ног перекладины; наклоны и прогибания в упоре на бедрах с закрепленными ногами; статические упражнения для всех мышечных групп.
При развитии мышечной силы у начинающих юных гимнастов применяются отягощения, равные 20—40% от максимального, но выполняются упражнения с большой скоростью и до утомления (до предела); постепенно переходят к нагрузкам, равным 40 — 60 % от максимальной, и лишь в отдельных случаях, по мере увеличения мышечной силы, применяются отягощения, равные 60% и более от максимального. В процессе тренировки можно ориентироваться на уровень развития мышечной силы юных гимнастов 6 — 8 лет. Показатели приведены в таблице 5.
Максимальная статическая сила оценивается по времени выполнения статического упражнения (позы). В том случае, когда гимнаст оказывается способным удержать статическое положение тела или его звеньев не более 10 с, это принято считать за максимальную статическую силу; если же гимнаст удерживает статическую позу более 10 с — за статическую выносливость к мышечным напряжениям. Статические упражнения являются эффективными при развитии не только статической, но и динамической мышечной силы, а динамические силовые упражнения развивают статическую мышечную силу. Динамические упражнения можно представить как разорванные статические упражнения. Кроме того,
у максимальной динамической, статической и скоростной разновидностей мышечной силы наряду с различиями есть и общие морфологические, биохимические, физиологические и психологические механизмы. Их необходимо знать при оценке и развитии этих разновидностей мышечной силы.
Оценка и развитие гибкости — способности гимнаста выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают пассивную и активную гибкость. Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов, моста, наклона вперед из седа ноги вместе и из положения стоя согнувшись (табл. 6). При развитии гибкости сначала укрепляют сухожилия, прикрепляющие мышцы к костям, путем медленных безнагрузочных движений в суставах с максимальной амплитудой.
Пассивную гибкость развивают выполнением упражнений с отягощениями весом собственного тела, отдельных его звеньев, набивных мячей, гантелей и других предметов или прибегают к помощи партнера. В качестве упражнений применяют пружинящие покачивания в шпагате, взмахи ногами, наклоны в положении седа, прогибания в висе, стоя на гимнастической стенке и др. Для развития активной гибкости применяют взмахи ногой с удержанием ее в конечной точке маха, медленные движения руками, ногами, туловищем по максимальной амплитуде против действия силы тяжести или преодолевая сопротивление резинового амортизатора. Перед выполнением упражнений на гибкость надо хорошо разогреть мышцы, связки и суставы.
Оценка и развитие устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, возникающих при выполнении упражнений спортивной, художественной гимнастики и акробатики. Вестибулярный анализатор функционально связан со всеми органами и системами организма, поэтому сильные или продолжительные ускорения могут вызвать сенсорные, соматические и вегетативные реакции.
Сенсорные реакции в виде головокружения возникают в ответ на воздействие углового ускорения. Оно вызывает ток эндолимфы в полукружных каналах, а она раздражает рецепторы, заложенные в ампулах каналов. Это — основные вестибулярные реакции. Соматические реакции проявляются в виде тонических рефлексов на мышцы рук, ног, туловища в результате раздражения рецепторов полукружных каналов и мешочков преддверия.
Вегетативные реакции возникают при воздействии ускорений на рецепторы полукружных каналов и мешочков преддверия. Они проявляются в виде учащения или урежения пульса, покраснения или побледнения кожи, пота, тошноты, рвоты и др.
Сенсорная вестибулярная реакция определяется по длительности иллюзии противовращения (головокружения). При испытаниях исследуемые лица переступанием выполняют 10 поворотов на 360° за 20 с. Туловище наклонено вперед до горизонтали, руки свободно опущены. Иллюзия противовращения (сенсорная реакция) оценивается по времени от остановки вращения до исчезновения чувства противовращения. О ее исчезновении испытуемый сообщает установленным педагогом сигналом («есть»). Для начинающих гимнастов вестибулярная нагрузка может быть уменьшена до 5 поворотов за 10 с.
Соматическая вестибулярная реакция оценивается по длительности нистагма глаз после выполнения поворотов. При этом глаза совершают ряд быстрых ритмических подергиваний, из которых каждое состоит из двух движений — одного быстрого, направленного в сторону вращения, другого — медленного, направленного в противоположную сторону. Вид нистагма (направление движе-
ния глаз) зависит от воздействия ускорений на рецепторы того или иного полукружного канала. Нистагм глаз всегда возникает в плоскости, параллельной тем каналам, рецепторы которых подвергаются раздражению. После остановки вращения эндолимфа в полукружных каналах перемещается в сторону, противоположную вращению (она возвращается на свое место), и вызывает ритми- • ческие движения глаз, которые называются постнистагмом. Он-то и оказывается более удобным для наблюдения, так как испытуемый находится в состоянии покоя. Постнистагм оценивается в секундах. После 10 поворотов за 20 с засекается время от момента прекращения поворотов до исчезновения подергивающих движений глаз. Этим временем и определяется продолжительность постнистагма глаз. Другими упражнениями могут быть:
1. Повороты. Для проведения испытаний на полу чертится круг диаметром 75 см и от его окружности проводится 6 параллельных линий на расстоянии 25 см одна от другой длиной 8 м (рис. 264). Испытуемый становится в круг, наклоняет туловище вперед до горизонтали и выполняет 10 поворотов за 20 с. Окончив повороты, выпрямляется и проходит вперед, стараясь не выходить за пределы центрального коридора. В конце пути делает 10 подскоков на месте с сомкнутыми носками и пятками или на одной ноге.
Отклонение тела во время ходьбы и подскоков в пределах центрального коридора оценивается как отличная устойчивость, в пределах двух коридоров — хорошая, трех коридоров — удовлетворительная и при более значительных отклонениях — неудовлетворительная. Это упражнение может выполняться с наклоненной назад головой. Для того чтобы испытуемый во время поворотов не
потерял ориентировку и не вышел из круга, перед его глазами над центром круга помещается какой-либо предмет, например кончик обыкновенной указки. При таком положении головы воздействие ускорений оказывается значительно сильнее, чем при наклоне туловища вперед, поэтому нагрузка может быть снижена до 5 поворотов за 10 с. Оценка устойчивости осуществляется по той же шкале, что и в первом варианте.
2. Кувырки. Выполняется 5 кувырков за 10 с. После их выполнения надо встать в основную (строевую) стойку и устоять в этом положении с сомкнутыми носками и пятками (или на одной ноге) не менее 10 с. Если это испытуемому удастся, то его устойчивость может быть признана отличной; если же происходит схождение с места до одного шага (50 см) — хорошей; от 1 до 2 шагов — удовлетворительной и при более значительных отклонениях — неудовлетворительной. Кувырки удобно выполнять на гимнастических матах (на одном мате один кувырок) или на акробатической дорожке.
Вегетативные вестибулярные реакции можно изучать с помощью приведенных выше упражнений. До и после выполнения поворотов, кувырков или комплекса из сочетания поворотов и кувырков у исследуемых измеряют пульс, наблюдают за цветом их лица, появлением пота на лбу, признаков тошноты, рвоты, головокружения и самочувствием. Контрольное упражнение может включать четыре поворота на 360°, четыре кувырка и 20 подскоков на месте. Сначала выполняются два поворота по часовой стрелке с наклоненной назад головой, затем два кувырка вперед, снова два поворота, но уже против часовой стрелки, и два кувырка вперед.
Лица с явно выраженными сенсорными, соматическими и вегетативными реакциями должны пройти медицинское обследование. Устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений и податливость к развитию индивидуально различны.
Для повышения устойчивости вестибулярных реакций гимнастические упражнения и способы их выполнения подбираются таким образом, чтобы воздействие создаваемым ускорением оказывалось на рецепторные приборы всех отделов вестибулярного аппарата.
Функции сагиттальных каналов можно совершенствовать путем систематического выполнения наклонов головы и туловища, кувырков, переворотов, оборотов на перекладине вперед и назад.
Функции фронтальных каналов улучшаются при выполнении наклонов головы, головы и туловища, переворотов боком вправо и влево, поворотов на 360° и более в положении наклона вперед и
назад.
Функции горизонтальных каналов можно развить выполнением поворотов головы, головы и туловища вправо и плево, прыжков с поворотом на 180°, 360° и более.
Для воздействия на рецепторные приборы полукружных каналов могут применяться и другие упражнения, создающие ускорения в соответствующих плоскостях пространства.
Функции отолитового прибора развиваются при выполнении: прыжков, стоек на голове, на руках; переворотов боком, вперед, назад; кувырков с последующим прыжком вверх, наклонов и приседаний с последующим прогибанием и других упражнений, связанных с быстрой сменой положений головы и туловища в пространстве.
Комплексное воздействие на рецепторные приборы всех отделов вестибулярного аппарата достигается сочетанием перечисленных выше упражнений. Так, например, повороты можно сочетать с наклонами головы, головы и туловища вперед и назад, вправо и влево, а кувырки выполнять в комплексе с поворотами и переворотами. Выполнение этих упражнений в значительной степени связано с воздействием ускорений Корнолиса, являющихся сильным раздражителем рецепторов вестибулярного анализатора.
Для повышения устойчивости вестибулярных реакций при длительном действии ускорений большое значение имеет укрепление мышц брюшного пресса и подвздошно-поясничных мышц. Это уменьшает болтанку внутренних подвижных органов и поступление в центральную нервную систему, особенно в кору головного мозга, дополнительных нервных импульсов, ослабляющих ее ре-гуляторные способности. Оптимальное же воздействие ускорениями на вестибулярный анализатор повышает функциональные возможности подкорковых образований (мозжечок и др.) и коры головного мозга, а через них положительно сказывается на проявлении двигательных и психических способностей гимнастов. Поэтому перечисленные выше упражнения нужно включать в подготовительную часть учебно-тренировочных уроков и в разминку I на спортивных соревнованиях.
Оценка и развитие внимания — способности выделять сознанием воспринимаемые или вспоминаемые объекты с одновременным отвлечением от остальных. Сознание направляется на интересующие гимнаста объекты, явления окружающей действительности, на его собственный внутренний мир: движения, действия, поступки, мысли, чувства, переживания и др. По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание является той единственной дверью нашей души, через которую проходит все, что есть в сознании.
Внимание может быть непроизвольным, произвольным, пос-лепроизвольным, внутренним и внешним. Каждый из этих видов внимания включает в себя объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.
Объем внимания может оцениваться с помощью бланкового метода и гимнастических упражнений. При бланковом методе ис-
пытуемым предъявляются картинки с изображением хорошо знакомых им объектов (спортивный зал, дом, домашние животные, птицы и др.); нарисованных на плотном листе бумаги 50x50 см, разлинованном на квадраты. Контрольное гимнастическое упражнение может быть предъявлено также в виде картинки с изображением различных положений звеньев тела в пространстве или показано педагогом. Объекты для восприятия предъявляются гимнастам в течение 1 с. За 80 % и более правильно названных и размещенных в своих квадратах объектов или положений звеньев тела в пространстве при показе упражнения — ставится оценка «5»; за 70-79% - «4»; за 60 —69% - «3»; за 59% и менее — «2».
Количество объектов, предлагаемых для восприятия детьми дошкольного возраста, равно 3 — 4, младшего школьного возраста — 5 — 6, среднего школьного возраста — 7 —8 и старшего школьного возраста — 9—11.
Интенсивность внимания определяется по точности восприятия и отображения деталей объектов, например: не просто дом, а дом с открытой дверью, дымящейся трубой, выкрашенный в салатный цвет и т.п. При обучении новому упражнению об этом свойстве внимания судят по точности его восприятия и словесного или графического отображения, а также по догадке обучаемых о наиболее рациональном способе его исполнения, по способности обнаруживать ошибки в движениях товарищей и у самого себя, находить способы их устранения.
Объем и интенсивность внимания проявляются в тесной взаимосвязи и поэтому оцениваются одной оценкой — коэффициентом объема и интенсивности внимания (К):
количество правильно воспроизведенных объектов количество ошибок
Устойчивость внимания определяется по результатам изменения всех видов и свойств внимания с течением времени: в начале, в середине, в конце урока. Наблюдение ведется за частотой отвлечения внимания обучаемых лиц при использовании педагогом методов создания представления об изучаемом упражнении, за точностью его исполнения, за способностью плодотворно работать длительное время в неблагоприятных условиях. Оценивается это свойство внимания по усмотрению педагога.
Переключение внимания и его устойчивость оцениваются путем несложных действий с цифрами. Возможны три способа действий.
Первый способ: сложить две цифры (1 + 2), расположив их одна под другой, и к полученной сумме прибавить 1. Результат (4) написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыдущую цифру (1) написать снизу. Полученная новая пара опять складывается и т.д. Если сумма выражена двузначным числом, то за-
писывается только цифра, обозначающая единицы, а десятки отбрасываются.
Второй способ аналогичен первому, только из суммы двух чисел единица вычитается.
Третий способ: цифры также складываются, из суммы вычитается единица, но результат записывается рядом с нижней цифрой первой пары, а нижняя цифра записывается рядом с верхней.
Оценка: 18 переключений в 1 мин «5»; 14 — 17 — «4»; 10 — 13 — «3»; 9 — 12 — «2»; 8 и меньше — «1».
На каждый способ действий отводится 1 мин. Последовательность способов переключения внимания следующая: I —II —III; II — I — III; III — II — I.
Распределение и переключение внимания оценивают также с помощью бланкового метода и гимнастических упражнений. Эффективным бланковым методом является использование черно-красной таблицы размером 50x50 см. На ней вперемежку изображены от 1 до 24 красных и столько же черных цифр. При испытании распределения внимания от исследуемых требуется назвать и показать указкой как можно быстрее красные цифры от 1 до 24 или черные — от 24 до 1. Оценивается время выполнения задания.
Переключение внимания оценивается по времени нахождения на таблице цифр от 1 до 24 в такой последовательности: сначала называется 1-я красная и 24-я черная, затем 2-я красная и 23-я черная и так далее — одни цифры в возрастающей, а другие в убывающей последовательности.
В качестве гимнастического упражнения для оценки способности гимнастов распределять и переключать внимание применяется прохождение по двум гимнастическим скамейкам, поставленным одна в продолжение другой. Упражнение состоит из двух заданий. Первое — пройти по гимнастическим скамейкам как можно быстрее (не бежать); второе — прохождение сочетать со счетом по таблице умножения. При прохождении вперед — умножать на 6, обратно — на 7. Под каждое действие умножения выполняется одно перебрасывание мяча (волейбольного, гандбольного) из одной руки в другую. Расстояние между кистями вытянутых вперед рук равно 0,5 м. После первого прохождения поворот делается , Не на скамейке, а на полу. Это упражнение может быть усложнено
прохождением по рейке перевернутых скамеек, по низкому или высокому гимнастическому бревну. Сложность задания подбирается в зависимости от возраста и подготовленности гимнастов.
Развитие внимания осуществляется во всех частях урока гимнастики. В подготовительной части применяются подвижные и упрощенные спортивные игры для развития преимущественно объема, распределения и переключения внимания. В основной части урока при обучении новым упражнениям, при выполнении комбинаций в усложненных условиях развиваются главным образом интенсивность и устойчивость внимания.
Управление вниманием в значительной мере зависит от умения педагога организовывать и поддерживать его у занимающихся на достаточно высоком уровне и по возможности более продолжительное время, диктуемое условиями обучения. Организовать внимание и поддержать его педагог может путем непосредственного и опосредованного методов воздействия на занимающихся.
Метод непосредственного воздействия реализуется путем обращения к занимающимся. При этом педагог использует свои права руководителя: команды, распоряжения, просьбы, инструкции, личный пример, сигналы, разрешения, запреты, убеждение, внушение.
Однако надо все же учитывать, что активное внимание непродолжительно. Оно особенно скоротечно у дошкольников и учащихся младших классов. Даже у взрослого человека активное внимание длится 30—40 мин. Надо периодически давать возможность переключать внимание.
Метод опосредованного воздействия осуществляется путем постановки цели и задач занятия перед каждой из его частей, перед изучением отдельного упражнения, его частей и фаз; путем возбуждения интереса, любопытства занимающихся.
Гимнаст может управлять своим вниманием с помощью систематического приучения себя к внимательному выполнению любой по степени сложности и ответственности порученной или самим избранной работы, к целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели; с помощью напоминания самому себе о моментах, при которых надо быть особенно внимательным, тщательной подготовки необходимых для успеха действий. Важно знать, в каких движениях и на что надо обратить внимание, в какой последовательности переводить (переключать) его с одного объекта на другой, на какие объекты распределять его одновременно. Без перечисленных знаний внимание не будет организовано, а сознание не будет концентрироваться на тех объектах, на которых следовало бы. В этом случае овладение знаниями, умениями, навыками будет затруднено, учеба непроизводительна, труд малоэффективен, появятся неточности, ошибки. Ошибки в технике сложных движений могут затруднить овладение мастерством, снизить производительность труда и т.п.
Качество управления вниманием занимающихся зависит от теоретической и методической подготовленности педагога, от состава занимающихся и условий, в которых проводятся занятия.
Для управления вниманием учащихся в ходе урока при обучении отдельным упражнениям используются следующие методические приемы:
1) четкая организация уроков, систематическая требовательность педагога к качеству знаний, умений и навыков занимающихся, к их дисциплине и вниманию на уроке;
2) четкая постановка задач перед уроком, перед проведением отдельных его частей, при обучении каждому физическому упражнению;
3) технически правильный и методически хорошо оформленный показ упражнения;
4) доступность для восприятия, краткость, образность объяснения техники выполнения упражнения;
5) предельная опора на активную мыслительную деятельность занимающихся с использованием законов механики, сведений из анатомии, физиологии, психологии;
6) включение в активную работу всех занимающихся; организация обсуждения техники исполнения изучаемого упражнения в парах и в группе, а также помощи, взаимопомощи и страховки;
7) систематическая работа педагога над развитием у занимающихся умения видеть показ упражнения и слушать объяснение техники движений, выделять главное и второстепенное;
8) возбуждение интереса и положительных эмоций, сообщение интересных, «удивительных» фактов из собственного и чужого спортивного опыта;
9) чуткое отношение к вниманию занимающихся.
На объеме и интенсивности внимания сказывается состояние занимающихся, а именно:
• эмоциональное состояние: возбуждение или угнетение, умственное или физическое утомление, переутомление, психическая усталость после многократного повторения одного и того же упражнения без каких-либо вариаций (соединение с другими упражнениями, усложнение условий выполнения и др.);
• отношение занимающихся к изучаемому материалу, к предмету в целом (активное, пассивное, осознанное, формальное), к учителю. Мотивы учения;
• предшествующий опыт, привычки, морально-нравственная воспитанность занимающихся;
• интересы (устойчивые и текущие), умение занимающихся использовать полученные ранее знания, умения и навыки в овладении более сложными упражнениями.
Оценка и развитие памяти на движения — способности человека запечатлевать, сохранять, воспроизводить наибольшее коли-
чество движений и способов их исполнения, усвоенных в прошлом. Без этого каждое двигательное действие пришлось бы изучать заново. Память на движения проявляется во взаимосвязи с эмоциональной, образной и словесно-логической ее разновидностями.
Кратковременное и долговременное запоминание движений зависит от потенциальных возможностей мозга и специфики предшествующего испытаниям двигательного опыта гимнаста. Наилучшая память на движения и ее способность к развитию у юных гимнастов от 13 до 17 лет.
Из временных, пространственных и силовых параметров движений легче запоминается продолжительность движений во времени, затем в пространстве и труднее — по величине мышечного усилия. Из видов согласования движений звеньями тела легче запоминаются симметричные однонаправленные, разнонаправленные и последовательные движения. Значительно труднее запоминаются асимметричные движения руками, ногами, головой, туловищем.
Запоминание движений может быть произвольным и непроизвольным. Более продуктивным является произвольное запоминание.
Способность запоминать продолжительность движений во времени оценивается путем предложения испытуемым выполнить отдельное упражнение, комплекс или комбинацию в заданное педагогом время и запомнить его. После 1 — 3 пробных попыток выполняется зачетная.
Способность запоминать размер движений может оцениваться с помощью гимнастической палки с нанесенными на нее делениями в сантиметрах от середины в обе стороны. Палка держится двумя руками за середину так, чтобы нулевая отметка была между указательными пальцами обеих рук. Скользящими по палке движениями одной или обеими руками одновременно выполняются движения заданного педагогом размера. После 1 — 3 пробных попыток, выполненных под контролем зрения с установкой запомнить заданный размер движения, выполняется зачетное с закрытыми глазами. Другим доступным измерителем размера движения может быть рулетка. Требуется вытянуть ленту на заданное педагогом количество делений 1 — 3 раза под контролем зрения и запомнить размер движения, а затем воспроизвести его с закрытыми глазами.
Способность запоминать величину мышечных усилий оценивается с помощью ручного и станового динамометров. Величина мышечного усилия задается педагогом и делается установка на ее запоминание. После 1 — 3 пробных попыток под зрительным контролем выполняется зачетная с закрытыми глазами. Эту способность можно оценивать и с помощью упражнений, например брос-
ков набивного мяча из различных исходных положений. Контрольное упражнение предварительно выполняется с максимальным усилием, а затем 1—3 раза в полсилы и запоминается, после этого повторяется с закрытыми глазами на зачет.
Способность запоминать движения, соразмеренные во времени, в пространстве и по мышечному усилию, может оцениваться в процентах к абсолютной точности движений: точность 80 % — «5»; 60 —79% - «4»; 40-59% - «3» и менее 40% - «2».
При оценке способности запоминать согласования движений звеньями тела в качестве контрольных упражнений предлагаются: для гимнастов 5 — 6 лет комплексы, состоящие из 6 симметричных одно- и разнонаправленных движений; для гимнастов среднего школьного возраста — 12 — 16 симметричных, последовательных и асимметричных движений; для гимнастов старшего возраста — вольные движения III, II и I юношеских спортивных разрядов.
Предъявление движений для запоминания может осуществляться одним из следующих способов: по слову, по показу, выполнение по разделениям или проводкой с одинаковым числом повторений (1 — 3), после чего комплекс упражнений выполняется на зачет. Учитывается количество точно воспроизведенных, пропущенных и неправильно выполненных движений. Высчитывается коэффициент памяти на движения (К):
количество точно воспроизведенных движений
К = -------------------------------------------------------------- •
количество пропущенных и неправильных движении
При развитии памяти на движения вновь изученные упражнения сводятся в комплексы, комбинации с заданной целевой направленностью (оздоровительной, прикладной, спортивной и др.). Гимнастам дается установка на длительность и прочность запоминания движений. Упражнения для запоминания могут предъявляться методом «проводки» по разделениям, по показу, по слову. В последнем случае движения запоминаются труднее, но зато они лучше, чем при других методах предъявления, развивают мышление гимнастов.
Качество и прочность запоминания движений проверяются после выполнения упражнений на силу, на выносливость к мышечной работе, в конце урока, через день, через несколько дней и т.д. Сложность комплексов движений подбирается в соответствии с возрастом, со способностями гимнастов запоминать движения.
Проверяется оценка управления эмоциями — специфическими реакциями гимнаста на трудности, которые приходится преодолевать ему в процессе спортивной деятельности. Значение эмоций
3. Формирование у занимающихся умений и навыков произвольно управлять своим дыханием в сочетании с напряжением и расслаблением мышц и приводить себя в спокойное эмоциональное состояние. 4. Внушение занимающимся безопасности изучаемых упражнений, внесение в их сознание уверенности в успешном овладении ими. Обучение гимнастов самостоятельному управлению своими эмоциями: самоприказ, самоободрение, самоуспокоение, самоубеждение, самонастрой на качественное выполнение упражнения; приемам психорегулирующей тренировки; переключению сознания с неприятных чувств и мыслей на приятные эмоциональные переживания; трезвому объективному анализу причин неудачных действий, поступков, выступлений на соревнованиях. 5. Убеждение каждого занимающегося в том, что он вполне подготовлен к овладению технически сложным, требующим решительности и смелости упражнением. Применение игрового, соревновательного метода обучения упражнениям, индивидуального и личностного подхода. 6. Создание комфортных условий быта, хорошее питание, полноценный сон — универсальное средство снятия эмоционального напряжения. Музыка успокаивающего или возбуждающего характера. Проверяется оценка развития воли — способности гимнаста мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, управлять своим поведением. Она обеспечивает переход от познания и переживаний, от эмоций к практической деятельности, является важным условием достижения высоких спортивных результатов. В структуру воли входят следующие волевые способности: целеустремленность (она формирует структуру воли), инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Ведущими из них для гимнаста являются выдержка, самообладание, решительность и смелость. Изучаются волевые способности методом наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специальные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся: 1. Прыжок спиной вперед через планку, установленную на высоте одной трети роста испытуемого. 2. Прыжок в глубину: залезть по канату на возможно большую высоту или установленную педагогом и спрыгнуть на маты, уложенные в два слоя, при наличии надежной страховки. Выполнить то же самое, но без страховки на маты, уложенные в один слой. 3. Прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты, установленной педагогом, спрыгнуть на маты. Выполнить то же самое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола. |
в деятельности гимнаста велико. Они проявляются в качестве вегетативных, соматических и психологических реакций и самоотчетов гимнастов, их устойчивость индивидуальна.
Вегетативными реакциями могут быть: изменение частоты сердечных сокращений, продолжительность задержки дыхания, покраснение или, наоборот, побледнение кожных покровов, холодный пот и др.
Соматические реакции проявляются в виде искаже