Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования
Сбор фактического материала является важным этапом научной работы. Но нельзя слишком долго задерживаться на этом этапе за счет времени, запланированного для подведения итогов исследования и формулирования основных выводов. Лучше собрать меньше материала, иметь меньше эмпирических фактов, но достаточно глубоко и всесторонне их проанализировать, теоретически обосновать, превратить в научные факты, обобщить их, сделать убедительные выводы и дать рекомендации для практической области гимнастики, физического воспитания. В дальнейшем по мере необходимости можно собрать недостающий материал.
Перед подведением итогов исследования весь материал внимательно просматривается и располагается в логической последовательности.
При подведении итогов и формулировании основных выводов не следует бояться смелых предположений, даже если они расходятся с данными других исследований. Основное внимание уделяется совершенствованию методики обучения, спортивной тренировки, воспитанию гимнастов, развитию у них способностей, необходимых не только в гимнастике, но и в учебной, будущей профессиональной деятельности.
При формулировании выводов нужно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Выводы делаются на основании обобщения полученных в исследовании научных фактов.
2. Анализируя фактический материал, можно прийти к неожиданным результатам, на основании которых формулируется общий вывод.
3. Выводы должны основываться на неопровержимых, точно установленных фактах. Могут быть сделаны и предположительные выводы, требующие, по мнению автора, дополнительной проверки.
4. Выводы должны быть краткими и излагаться в утвердительной форме. Примеры в выводах не приводятся.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы по гимнастике оценивается следующими показателями.
Теоретическая значимость очень высокая. Результаты исследования подтверждают совершенно новые теоретические подходы, взгляды, идеи в области обучения гимнастическим упражнени-
ям, их использования в оздоровительных, воспитательных и прикладных целях.
Разработана целостная теория, определены принципы применения теоретических положений на практике, на их основе даны рекомендации. Выводы теоретически и экспериментально подтверждаются.
Открываются новое направление исследований в области гимнастики и смежных с ней дисциплин, перспективы для прикладных исследований.
Теоретическая значимость высокая. Результаты исследования дополняют, развивают, вносят новые элементы в существующие взгляды, идеи, подходы в области обучения гимнастическим упражнениям, применения их в оздоровительных, воспитательных, прикладных целях.
Разработана теория, определены принципы применения теоретических положений на практике, выводы подтверждены теорией и материалами исследований.
Открываются перспективы для прикладных исследований в области гимнастики.
Теоретическая значимость удовлетворительная. Результаты исследований уточняют отдельные положения в области обучения гимнастическим упражнениям, их использования в оздоровительных, воспитательных и прикладных целях.
Выдвинуты отдельные теоретические положения, имеющие значение для практики. Выводы частично подтверждены теорией и экспериментальным материалом. Открываются перспективы для решения отдельных частных вопросов в области гимнастики.
Критериями практической значимости исследовательской работы являются следующие.
Практическая значимость очень высокая. Результаты исследований важны для всей области применения средств и методов гимнастики: обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной и спортивной направленности и др.
В результатах исследований заинтересованы очень широкие круги пользователей. Масштаб внедрения их может выходить за рамки гимнастики. Они могут использоваться с оздоровительной, лечебной, воспитательной, спортивной, военной, профессиональной направленностью. Результаты исследований готовы к внедрению в практику, разработаны нормативные материалы, программы, учебники, предписания к деятельности учителя.
Практическая значимость высокая. Результаты исследований важны для решения общеметодических вопросов гимнастики. В результатах заинтересованы широкие круги пользователей. Внедрение их в практику целесообразно в области оздоровительных, образовательных, воспитательных, прикладных мероприятий, целесообразно экономически. Результаты исследований готовы к внедрению.
Практическая значимость удовлетворительная. Результаты исследований важны для решения частнометодических вопросов в области обучения, воспитания, оздоровления, применительно к определенному виду спортивной и профессиональной деятельности. В них заинтересованы некоторые группы пользователей. Результаты исследований в основном готовы к внедрению в практику, разработаны методические рекомендации, указания.
Эффективность методических рекомендаций определяется следующими показателями.
Высокая эффективность. Рекомендации имеют значительные преимущества перед существующими и обеспечивают достижение более высокого уровня знаний, умений, навыков в области гимнастики, применения ее средств и методов в воспитательных, оздоровительных, прикладных целях; существенно сокращают время обучения гимнастическим, профессиональным двигательным действиям; обеспечивают развитие способностей, необходимых занимающимся в учебной, спортивной, профессиональной деятельности.
Средняя эффективность. Методические рекомендации (разработки) имеют заметные преимущества перед существующими.
Незначительная эффективность. Методические рекомендации позволяют добиться несколько более высоких результатов по сравнению с существующими.
Оформление научного труда
К литературному оформлению работы приступают, когда исследование по существу уже закончено, подведены итоги, сделаны соответствующие выводы, составлен план и остается лишь полученные результаты изложить на бумаге. Литературное оформление требует большого творчества, в ходе которого высказанные суждения, сделанные выводы могут уточняться, развиваться и обогащаться новыми идеями. Для того чтобы хорошо оформить научный труд (диссертацию, дипломную, курсовую работу, статью, отчет и др.), нужны сила воли, усидчивость и терпение.
А.Н.Толстой в обращении «К молодым писателям» отмечал: «Опыт каждого из нас говорит: процесс писания — это процесс преодоления. Преодолеваешь материал — преодолеваешь и самого себя. Процесс писания все время прегражден препятствиями, через которые вы должны перелезть. Вам все время трудно. Не бывает никогда, ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». И здесь же он отмечает, что «через препятствие нужно не лезть со скукой, а лететь окрыленно».
Сосредоточенность мысли при литературном труде Ф.М.Достоевский выразил в следующих словах: «Когда пишу что-нибудь,
то думаю об этом и когда обедаю, и когда сплю, и когда с кем-нибудь разговариваю».
Для написания работы можно предложить способ, который заключается в том, что рождающиеся мысли оформляются в письменном виде без тщательной их обработки. Не надо при этом бояться, что будет употреблено неудачное слово или фраза будет не совсем гладкой. Это не повредит творческому процессу. Зато на следующем этапе написания работы можно приступить к тщательному редактированию текста.
Ценность научной работы в значительной мере зависит от того, насколько правильно в ней выделены важнейшие для данной темы вопросы, проанализирована сущность их содержания, показана взаимосвязь явлений, доходчиво и ярко выражены мысли ее автора. В тексте работы проводится четкая грань между главной мыслью и аргументами, между исходными положениями и выводами. В целом работа должна быть логичной и понятной. Ценность научного труда определяется содержанием, а не объемом.
При написании любой научной работы можно использовать литературные источники. При этом обязательно надо делать на них ссылки.
Материал исследования должен излагаться так, чтобы каждое выдвигаемое положение было убедительно обосновано, чтобы изложение велось в строгой последовательности и из одного положения логически вытекало другое. Это возможно при правильной композиции работы.
Под композицией в широком смысле понимается правильная структура работы, определенная последовательность материала, деление его по отдельным частям, главам, соразмерность в их изложении.
Под композицией в узком смысле понимается последовательное изложение мыслей автора внутри каждого параграфа и даже абза-I Ца. Такая подача материала предполагает логичное его изложение. Удачная композиция возможна в том случае, если автор глубоко овладел темой и четко представляет себе определяющую идею работы. Эта идея должна пронизывать все изложение. Она дает возможность автору каждую мысль, каждое новое положение органично вводить в ткань повествования.
Форма изложения материала должна быть убедительной, простой, доступной. Следует избегать ссылок на себя, а также таких выражений, как «по нашему мнению», «мы считаем» и т.п. Не стоит применять выражения, носящие характер самовосхваления: «как нами уже доказано», «наш опыт неопровержимо свидетельствует» и т.п.
Общий тон утверждений должен быть скромным и основываться не на личном мнении автора, а на доказательствах и логической последовательности изложения материала.
В определении названия работы и отдельных ее частей следует соблюдать чувство меры. Заглавие должно соответствовать содержанию и передавать его по возможности точно, не суживая и не расширяя рамок работы.
Требования, предъявляемые к языку и стилю
Язык является важнейшим средством общения людей и средством выражения мысли.
«Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы миллиардов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубине нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — так говорил по поводу языка А.Н.Толстой на первом Всесоюзном съезде писателей.
Чтобы научиться правильно писать, нужно систематически овладевать сложной и многогранной техникой изложения мыслей. Недаром говорят: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Не зная языка, правильно, красиво и просто не напишешь.
В манере изложения автора отражается его кругозор и общее развитие. Причиной непоследовательного, запутанного изложения является неясность мысли автора, слабое знание того, о чем он пишет.
В работах по гимнастике нужно использовать принятую гимнастическую терминологию, объясняя при этом специальные термины из смежных наук. Правильное применение терминологии избавляет работу от излишних пояснений, делает ее доступной читателю. Со временем терминология может изменяться и уточняться, поэтому надо применять наиболее современные термины, выдерживая единство в их написании на протяжении всего изложения. Устаревшие или малоизвестные термины следует пояснять. Надо избегать непонятных слов, сложных фраз, бессодержательных, трафаретных выражений, уродующих текст и отталкивающих читателя.
Краткость делает язык доступным и понятным, она освобождает его от всего лишнего. Поэтому писать следует так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Надо оставлять в работе только самое необходимое, не перегружать ее данными, не относящимися к теме, избегать повторений.
Доходчивость изложения достигается конкретностью содержания, удачным преподнесением фактов, ясностью и последовательностью повествования. Этому же служат логичность и убедительность, популярность и простота языка. Истинная красота языка заключается в простоте, а не в вычурности выражений. Предло-
жения должны четко формулировать мысль и в то же время быть легкочитаемыми и благозвучными.
Чтобы научиться правильно писать, следует систематически обогащать свой словарный запас специальными терминами, понятиями. Значение слов и понятий, несущих большую смысловую нагрузку, полезно уточнять в словарях, справочниках.
При чтении следует обращать внимание на то, как автор излагает свои мысли, как группирует их в абзацы, по какому принципу делит повествование на параграфы, главы.
Исследователю приходится доказывать истинность своих суждений и опровергать те, которые он считает ложными.
Доказательство — это логическое действие, в процессе которого истинность какого-либо суждения обосновывается с помощью других суждений, доказанных практикой. Практика — критерий истины. Любое доказательство содержит тезис, довод и способ доказательства.
Тезис — это то, что требуется доказать. Например, надо доказать, что мышечную силу у детей, женщин и пожилых лиц можно развивать с помощью упражнений с небольшими отягощениями.
Довод — это мысль, которая приводится с обоснованием тезиса, например: «При развитии мышечной силы с помощью упражнений с небольшими отягощениями, но выполняемыми с предельной скоростью и до утомления, происходят те же положительные изменения в центральной нервной системе и в работающих мышцах, что и при работе с большими, околопредельными и максимальными отягощениями, но их отрицательные влияния исключаются».
Способ доказательства — это подтверждение или опровержение тезиса объективными умозаключениями и практикой. Например: «Изложенный выше метод развития мышечной силы согласуется со вторым законом динамики в следующей форме его выражения: F = т- атах, с литературными данными по морфологии, биохимии, физиологии, психологии, со специальными исследованиями и опытом передовой спортивной практики».
Последовательность выполнения научной работы показана на рисунке 127.
Часть вторая ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ