Характеристика волейбола как средства физического воспитания и развития школьников.
Игровые виды спорта, в том числе волейбол, разрешено разглядывать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований, до этого только на уровне спорта высших достижений в главном его проявлениях: профессиональных, некоммерческом и профессионально-коммерческом.
Волейбол (от англ. volley - " залп ", " удар с лета ", и ball - " мяч ") – один из командных видов спорта, в процессе которого две команды соревнуются на спортивной площадке, разделенной сетью. Игроки стремятся навести мяч на сторону конкурента так, чтоб он приземлился на его площадке, то есть коснулся пола, или игрок команды противника допустил ошибку. При нападении игрокам одной команды дается не наиболее 3-х касаний мяча подряд (в добавление к касанию на блоке). Свод правил для волейбола установлен Международной волейбольной ассоциацией [1].
С 1964 года волейбол становится олимпийским видом спорта и сохраняет за собой неконтактную, комбинационную борьбу игроков.
Одними из главных свойств игроков волейбола являются:
- Прыгучесть;
- Реакция;
- Координация;
- Телесная держава для действенных ударов [4].
Благодаря простоте правил и доступности инструментария для многих волейбол является распространенным развлечением и методом отдыха.
Волейбол рассматривается как высшая форма спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Большая численность соревновательных технических и тактических действий, сочетание и многообразие проявлений в спортивной соревновательной деятельности конкурентов и отдельных игроков представляет собой увлекательное представление, делает волейбол средством физиологического обучения людей в широком возрастном спектре. Конкуренция и противоборство волейболистов протекает в пределах установленных правил, присущих волейболу, соревновательных действий - приемов техники [51].
Обязательным фактом является наличие конкурента. Мишенью в волейболе является спортивная площадка противника и действия в отношении конкурирующей команды. Процесс состязаний можно описать как блок действий «охрана» – «атака», который включает разведку, дезинформацию, конспирацию, что отличает командные спортивные игры от личных спортивных игр. Итог личных спортивных игр, таких как теннис, настольный теннис, бадминтон, зависит от действий одного игрока, то в командных спортивных играх будет отвечать команда в целом. Таким образом, спортивная команда является целостной спортивной единицей, как и спортсмен, выступающий в личных видах спорта [27].
Специфика командных игр требует от игроков перечень действий - отношение друг к другу, личные установки, внутренние качества, нрав действий в процессе состязаний. Главным психологическим аппаратом спортсмена является рвение к абсолютному повиновению личных интересов интересам команды. При отсутствии такой личной установки каждого игрока не может существовать сильная команда.
В процесс создания дружного коллектива следует внести дух командной победы, желание обсуждать интересы команды и правильно реагировать на критику. Практика показывает, что условия командной состязательной деятельности воздействуют на процесс обучения предоставленной установки через деятельность коллектива на спортсменов. Такое действие носит жесткий, мощный характер, что развивает у спортсменов надлежащие собственные свойства. В связи с этим командные действия и условия спортивной жизни являются действующим средством обучения при грамотной и плодотворной деятельности тренеров, воспитателей, преподавателей [28].
Деятельность коллектива и тренерского состава, а также состязательный процесс игры формирует у игрока быструю реакцию, правильное оценивание происходящей ситуации и выбор технико - тактических действий за короткий промежуток времени.
Важными составляющими для заслуги положительного исхода спортивной игры являются большое количество соревновательно - состязательных действий, необходимость в неоднократном совершении игровых приемов при встрече мяча, отточенные действия каждого игрока, спортивный дух команды.
Соревновательную активность в командных играх водят некоторое количество спортсменов, и почти все зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью заслуги победы над конкурентом.
Индивидуальной особенностью волейбола является ступенчатый нрав движения спортивного итога, что отличает командные игры от личных спортивных игр, которые в свою очередь характеризуются двигательной активностью спортсмена и отточенной техникой. В командных играх типичная первая степень - «технико-физическая», а также организация действий спортсменов - личных, групповых и командных [43].
Главным критерием эффективной деятельности команды в процессе спортивной игры является победа над командой соперника, наибольшее количество побед, что описывает высокое положение команды в турнирной таблице. Высокое положение в турнирной таблице говорит о высоком физкультурном итоге. Физкультурный итог - важный аспект оценки уровня спортивного мастерства команды и его членов, хотя в совершенной мерке не отображает уровня мастерства спортсмена вследствие отсутствия объективных характеристик в количественном выражении; при одинаково высочайшем уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд разное состояние их в турнирной таблице неизбежно. Теоретически и при заранее слабых командах станет, выявлен фаворит страны, а игроки победившей команды получат преимущество на присвоение высочайшего спортивного звания. Необходимо введение объективных (количественно проявленных) характеристик, на основании которых разрешено было бы удачно планировать процесс спортивной подготовки и исполнять контроль над ним.
К объективно количественным характеристикам спортивных игр относят:
- элементный комплект приёмов забавы (нюанс техники);
- дееспособность скоро и верно расценивать ситуацию;
- избирать и отлично использовать наилучшее для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (нюанс техники);
- особые свойства и возможности, от которых зависит эффективность конкретного исполнения деяния (запросы к мимолетным, пространственным и силовым характеристикам выполнения);
- энергетический режим работы спортсмена;
- чувственно-двигательный контроль [29].
Очень важно всё это проявить в количественных величинах. Наличие таковых сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим действием, разработки модельных черт, программ, планов, нормативов.
Командные и личностно - командные спортивные забавы имеют различия по нраву взаимоотношений соучастников забавы: игроки одной команды - партнёры; игроки противоборствующих команд - конкуренты.
Взаимоотношения игроков одной команды определяются спецификой спортивной забавы, структурой соревновательной игровой деятельности с учётом собственной команды и игроков конкурента. В данной трудной обстановке разрешено отметить для всякой команды ряд состязательных структур на базе общей состязательной структуры, интеллигентной соревновательной деятельности обеих конкурирующих команд.
Во время игры в волейбол формируются подходящие способности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых свойств, взаимопомощи и остальных свойств, параметров личности. Это во многом разъясняет то, что волейбол подключен в программы по физиологической культуре для учреждений всеобщего образования, начального среднего и верховного профессионального образования.
Таким образом, волейбол является необычной и очень интересной игрой, а также требующей хорошей физической подготовки, умения реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию, массивные атакующие удары у сетки и с задней полосы, виртуозные защитные деяния при перекрытии и в поле, трудные тактические композиции с ролью игроков передней и задней полосы.