Воспитание потребности к правильной речи.
План логопедической работы по коррекции дизартрии.
I.Подготовительный этап.
Воспитание потребности к правильной речи.
2.Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):
- проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.
3.Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти):
- проводится в виде развития слухового и зрительного внимания и восприятия, и т.д.
4.Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:
- работа аналогична работе над дислалией.
5.Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:
- условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.
6. Создание условий для формирования обще - двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций:
- эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.
Основное в содержание этапа – это:
Работа по развитию артикуляционного аппарата,ей предшествует:
- проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.
Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.
- одновременно с проведением дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.
С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.
- проведение работы по борьбе с солевацией.
1. Ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребёнка откинуть голову назад и возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой .
4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (т.о. из непроизвольных движений в произвольные).
5. Произвольное закрытие рта, за счёт пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно, одна рука логопеда - под подбородком ребёнка, другая – на его голове, путём надавливания и сближения руками челюсти ребёнка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребёнка, затем активно без помощи рук, с помощью счёта, команды.
В случае выраженной дизартрии развитие речевой моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким использованием непроизвольных движений.
Работа по развитию подвижности губ.
1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).
2. Намазать губы сладким («слизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).
3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).
После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном , не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их).
II. Этап. - Формирование первичных произносительных умений и навыков.
1. Коррекция движений артикуляционного аппарата.
2. Развитие артикуляционного праксиса.
3. Развитие дыхательной и голосовой функций.
4. Работа над произношением (постановка, дифференциация звуков).
5. Работа над формированием просодических компонентов речи.
6. Работа по обогащению словаря и преодолению аграматизмов.
Работа над дыханием.
В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с обще-дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:
1. Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт. Это способствует нормализации движений диафрагмы.
2. Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы.
После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя.
Ребёнок одну руку ложит на свою диафрагму, другую – на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем , вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх.
После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:
- без речевого сопровождения;
- с речевым сопровождением.
Работа без речевого сопровождения.
Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:
- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;
- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-ый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);
- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
- при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;
- при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;
- дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;
- дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.
Работа над голосом.
Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.
В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.
Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), илиоооо и оооои т. д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).
Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.
Работа над произношением.
Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее:
- Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.
- Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.
- При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).
- При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и поретических прявлений в речевой мускулатуре.
- При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.
Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематичаских функций (фонематичаского восприятия, дифференциации , фонематичаского анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств.
План логопедической работы по коррекции дизартрии.
I.Подготовительный этап.
Воспитание потребности к правильной речи.
2.Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):
- проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.
3.Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти):
- проводится в виде развития слухового и зрительного внимания и восприятия, и т.д.
4.Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:
- работа аналогична работе над дислалией.
5.Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:
- условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.
6. Создание условий для формирования обще - двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций:
- эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.
Основное в содержание этапа – это:
Работа по развитию артикуляционного аппарата,ей предшествует:
- проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.
Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.
- одновременно с проведением дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.
С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.
- проведение работы по борьбе с солевацией.
1. Ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребёнка откинуть голову назад и возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой .
4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (т.о. из непроизвольных движений в произвольные).
5. Произвольное закрытие рта, за счёт пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно, одна рука логопеда - под подбородком ребёнка, другая – на его голове, путём надавливания и сближения руками челюсти ребёнка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребёнка, затем активно без помощи рук, с помощью счёта, команды.
В случае выраженной дизартрии развитие речевой моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким использованием непроизвольных движений.