Прыжок вверх с места со взмахом руками (высота подскока по Абалакову)
Используется для определения скоростно-силовых качеств. Обучающийся располагается под щитом на рисованном на полу квадрате 50 x 50 см. и, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укреплённую на баскетбольном щите. В зачёт идёт лучший результат из трёх попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Результат фиксируется (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка
Бег 20 метров
Используется для определения скоростных качеств. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя испытуемый выполняет рывок от линии старта до преодоления полной
дистанции. Результат фиксируется в секундах.
Инвентарь: секундомер
Челночный бег 40 секунд на 28 м.
Используется для определения скоростной выносливости. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет рывки от лицевой до лицевой линии, в течение 40 секунд. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.
Результат фиксируется (в метрах).
Инвентарь: секундомер, рулетка
Бег 600 метров
Используется для определения скоростной выносливости. Тест проводится на ровной беговой поверхности. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера- преподавателя обучающийся выполняет равноускоренный бег до преодоления полной дистанции.
Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер
Скоростное ведение
Используется для определения скоростной техники владения мячом в движении. Обучающийся по сигналу тренера-преподавателя начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, обучающийся выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска обучающийся снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведёт мяч правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (левой рукой).
Инвентарь: 10 стоек, баскетбольные мячи № 5, 6, 7
Организационно-методические указания:
1)для обучающихся групп начальной подготовки (НП):
- перевод выполняется с руки на руку через пол
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2)для обучающихся тренировочных групп (Т):
- перевод выполняется с руки на руку под ногой или за спиной
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
Фиксируется общее время выполнения задания и общее количество заброшенных мячей.
В протокол записывается время, за каждый заброшенный мяч из общего времени отнимается 1 секунда. За выполнение неправильного перевода мяча, за каждую ошибку при обводке стоек, ошибках при ведении и т.д. к общему времени прибавляется 1 секунда.
Результат общего времени фиксируется в секундах.
Обязательная техническая программа:
Передвижение в защитной стойке
Используется для определения скоростной координации движений. Обучающийся находится за лицевой линией и по сигналу тренера-преподавателя перемещается спиной вперёд в «защитной стойке», после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперёд к лицевой линии на исходную позицию. Для обучающихся всех групп одинаковое задание. Результат общего времени фиксируется в секундах.
Инвентарь: 3 стойки
Передачи мяча
Используется для определения скоростной техники владения мячом в движении. Обучающийся стоит лицом к щиту. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передаёт его партнёру №1 левой рукой и начинает движение к противоположному щиту, получает обратно мяч и передаёт его партнёру №2 левой рукой и т.д. После передачи от партнёра №3, обучающийся выполняет атаку по кольцу. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположной корзине, отдавая передачи правой рукой.
Организационно-методические указания:
1)для обучающихся НП
- передачи выполняются одной рукой от плеча
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2)для обучающихся Т (СС):
- передачи выполняются об пол
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
Фиксируется общее время выполнения задания и количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый заброшенный мяч из общего времени отнимается 1 секунда.
За выполнение неправильной передачи мяча, пробежки и т.д., к общему времени прибавляется 1 секунда.
Результат общего времени фиксируется (в секундах).
Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7
Броски с дистанции
Используется для определения техники владения мячом при броске по кольцу.
Организационно-методические указания:
1)для обучающихся НП:
- обучающиеся выполняют 20 бросков.
- с каждой точки: первые два броска в 3-х очковой зоне, вторые два броска
- в 2-х очковой зоне. Фиксируется общее количество бросков и очков
(за 1 попадание из 3-х очковой зоны - 6 %; из 2-х очковой зоны - 4 %).
2)для обучающихся Т(СС) :
- обучающийся выполняет 40 бросков: по 2 броска с 10 указанных точек, туда и обратно. С каждой точки: первые два броска в 3-х очковой зоне, вторые два броска - в 2-х очковой зоне. Фиксируется общее количество бросков и очков (за 1 попадание из 3-х очковой зоны - 3 %; из 2-х очковой зоны - 2 %).
Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7
Штрафные броски
Используется для определения техники владения мячом при броске по кольцу.
Организационно-методические указания: обучающийся выполняет 20 бросков со «штрафной» линии 3-х секундной зоны.
для обучающихся НП:
- заступ за «штрафную» линию и вход в 3-х секундную зону при выполнении броска, пока мяч не преодолел верхнюю «мёртвую» точку - допускается.
2) для обучающихся Т(СС) :
- заступ за «штрафную» линию и вход в 3-х секундную зону при выполнении броска, пока мяч не преодолел верхнюю «мёртвую» точку - запрещён.
Фиксируется общее количество бросков и попаданий (за 1 попадание - 5 %).
Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7
Оценка умений и навыков
в области избранного вида спорта
Передвижение в стойке защитника 6 раз по 5 м в квадрате со стороной 5 м. На площадке чертится квадрат со стороной 5 м. Одна из сторон удлиняется на 50 см с обеих концов. Один из этих отрезков является местом старта и финиша, другой - отметкой, от которой движение начинается в обратном направлении. Передвижение осуществляется с наружной стороны ограничительных линий. Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (50-сантиметровый отрезок находится перед ним, квадрат впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5 м), затем по другой стороне квадрата левым боком в защитной стойке (5 м) и спиной вперед (5 м), заступает одной ногой за ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом вперед, в защитной стойке вправо и спиной вперед. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.
Демонстрация техники бросков с ближайших дистанций одной рукой (правой, левой) с места (для 3-го года обучения броски выполняются в прыжке). То же со средних дистанций.
Скоростная техника - на площадке находятся три стойки, каждая в центре круга. Игрок с мячом из-за лицевой линии начинает ведение, обводит первую стойку справа, вторую слева, третью справа и производит бросок в движении справа от кольца, подбирает мяч и выполняет ведение с обводкой первой стойки слева и т.д., производит атаку слева. Время после касания мячом кольца. Попадания обязательны.
Штрафные броски выполняются сериями по три броска. После первого и второго бросков мяч попадает игроку, после третьего броска он подбирает мяч сам и ведением переходит к противоположному щиту. Упражнение выполняется в течение 3 минут.
Дистанционные броски: игрок с мячом выполняет в течение 4 минут поочередно бросок со средней дистанции (4,5 - 5 м), затем с дальней дистанции (6,25 - 6,5 м), с угла площадки, под углом 45 , напротив щита, далее под углом 45 с противоположной стороны и с угла площадки. Броски по указанной последовательности выполняются до истечения 4 минут.
Перемещения в стойке защитника - на площадке находятся 6 набивных мячей. Первый на лицевой линии в центре, второй на линии 6,25 под углом 450, третий на той же линии перпендикулярно щиту, четвертый под углом 45 , пятый на пересечении лицевой линии 6,25 справа, шестой в аналогичной точке слева. Игрок, находящийся у первого мяча, по сигналу выполняет рывок ко второму мячу, касается его, возвращается к первому мячу спиной вперед, аналогично выполняет перемещение к третьему и четвертому мячам; к пятому мячу игрок выполняет перемещение приставным шагом вправо, обратно приставным шагом влево, касается первого мяча, продолжает движение приставным шагом влево. После касания шестого мяча фиксируется время.
3.2.Требования к результатам освоения Программы по этапам подготовки
Обучающиеся, успешно выполнившие все требования, переводятся на следующий год обучения или зачисляются на следующий этап подготовки (при условии прохождения обучения на предыдущем этапе в полном объеме).
Обучающиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не переводятся, продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не более 1 раза). При повторном невыполнении норм, такие обучающиеся переводятся в группу спортивно-оздоровительного этапа.
Требования к результатам реализации Программы:
• на этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта баскетбол;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта баскетбол.
• на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта баскетбол;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.