Объемы максимальных тренировочных нагрузок.
Тренер-преподаватель должен составлять для каждой группы план-график учебного процесса на год, рабочие планы и конспекты учебно-тренировочных занятий. В конспекте должны быть отражены задачи (что изучать, совершенствовать, проверять, направленность занятий и т.п.); основные упражнения, их дозировка (время выполнения упражнения, количество повторений, длина пути и т.п.), организационно-методические указания (что проверять, как построить, как исправить ошибки, какие применить методические приемы и т.п.).
Планирование учебно-тренировочных занятий в период пребывания юных баскетболистов на сборах и в спортивно-оздоровительном лагере осуществляется в соответствии с программой. Практические занятия проводятся, как правило, два раза в день (в первой и во второй половине дня). Также ежедневно предусматривается утренняя зарядка продолжительностью до 45 мин специальной направленности.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в спортивной школе является занятие продолжительностью 45 минут (один академический час).
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в группах начальной подготовки первого года обучения - 2-х академических часов;
- в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах (1, 2, 3 годов обучения) - 3-х часов;
- в тренировочных группах 4, 5 годов обучения и в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.
Восстановительные мероприятия.
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание.
Из дополнительных средств восстановления применение водных процедур гигиенического и закаливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных изменений релаксационные и дыхательные упражнения, спортивный массаж. Применяются психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психогигиенические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна, внушаемого сна-отдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.).
2.10. Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях
Соревновательная деятельность - одно из главных направлений спортивной
подготовки баскетболиста, являясь комплексным показателем всей работы спортсмена и его тренера-преподавателя. Поэтому этому виду деятельности отводиться достаточно много времени и процентного соотношения в общей системе подготовки (табл.3)
2.11.Самостоятельная работа обучающихся.
Задачи самостоятельной работы:
1) формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей;
2) формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
3) усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов.
Эта работа спортсменов включает в себя выполнение утренней гимнастики, индивидуальных заданий, посещение спортивных мероприятий, в том числе межрегиональных, всероссийских соревнований. Данная работа контролируется тренером-преподавателем на основании ведения обучающимися дневника самоконтроля, аудио- и видеоматериалами, бесед и другими способами.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Важнейшей функцией управления учебно-тренировочного и воспитательного процессом является контроль. Он осуществляется путем оценки усвоения программного материала по предметным областям: теории и методики физической культуры и спорта, общей и специальной физической подготовке, техническое мастерство, а также требует выполнения спортивного разряда.
Перевод обучающихся на последующий год обучения проводиться на основании набранных баллов в результате промежуточной аттестации при выполнении условий комплектования учебных групп на основании сдачи
контрольно-переводных испытаний, теоретической подготовки и выполнения требований ЕВСК (табл.9).
Таблица 9 |
Проходные баллы для комплектования учебных групп на основании сдачи контрольно-переводных испытаний и выполнения требований ЕВСК. промежуточной и итоговой аттестации. |
Этапы подготовки | Начальной подготовки | Тренировочный | ||||||
Г од обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год |
Физическая подготовленность ОФП (баллы) | ||||||||
Физическая подготовленность СФП (баллы) | ||||||||
Избранный вид спорта(баллы) | ||||||||
Спортивный разряд по ЕВСК | Ш-й юн.р | П-й юн.р | П-й юн.р | I-й юн.р | Ш-й сп.р | Ш-й сп.р |
Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления в группы на этапе начальной подготовки 1-2 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольно-переводные испытания | ||||||
Пол | Юноши | Девушки | |||||
Баллы | |||||||
Быстрота | Бег на 20 м (сек.) | 4,3 | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 4,6 | 4,7 |
Скоростное ведение мяча 20 м (сек.) | 10,8 | 10,9 | 11,0 | 11,2 | 11,3 | 11,4 | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления в группы на этапе начальной подготовки 3 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольно-переводные испытания | ||||||
Пол | Юноши | Девушки | |||||
Баллы | |||||||
Быстрота | Бег на 20 м (сек.) | 4,2 | 4,3 | 4,4 | 4,4 | 4,5 | 4,6 |
Скоростное ведение мяча 20 м (сек.) | 10,7 | 10,8 | 10,9 | 11,1 | 11,2 | 11,3 | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) |
В таблице 11 представлены нормативы для зачисления спортсменов на тренировочный этап.
Таблица 11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) 1-2 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольно-переводные испытания | ||||||
Пол | Юноши | Девушки | |||||
Баллы | |||||||
Быстрота | Бег на 20 м (сек.) | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 4,1 | 4,2 | 4,3 |
Скоростное ведение мяча 20 м (сек.) | 9,8 | 9,9 | 10,0 | 10,5 | 10,6 | 10,7 | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) | |||||||
Выносливость | Челночный бег 40 с на 28м (м) | ||||||
Бег 600 м | 1мин 45с | 1мин 50с | 1мин 55с | 2мин | 2 мин 05с | 2 мин 10с | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа (табл. 12) |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) 3 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольно-переводные испытания | ||||||
Пол | Юноши | Девушки | |||||
Баллы | |||||||
Быстрота | Бег на 20 м (сек.) | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 4,1 | 4,2 |
Скоростное ведение мяча 20 м (сек.) | 9,7 | 9,8 | 9,9 | 10,4 | 10,5 | 10,6 | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) | |||||||
Выносливость | Челночный бег 40 с на 28м (м) | ||||||
Бег 600 м | 1мин 40 с | 1мин 45 с | 1мин 50 с | 1мин 55 с | 2 мин 00 с | 2 мин 05 с | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа (табл. 12) |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) 4 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольно-переводные испытания | ||||||
Пол | Юноши | Девушки | |||||
Баллы | |||||||
Быстрота | Бег на 20 м (сек.) | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 4,1 |
Скоростное ведение мяча 20 м (сек.) | 9,6 | 9,7 | 9,8 | 10,3 | 10,4 | 10,5 | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) | |||||||
Выносливость | Челночный бег 40 с на 28м (м) | ||||||
Бег 600 м | 1мин 35 с | 1мин 40 с | 1мин 45 с | 1 мин 50 с | 1мин 55 с | 2 мин 00с | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа (табл. 12) |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) 5 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольно-переводные испытания | ||||||
Пол | Юноши | Девушки | |||||
Баллы | |||||||
Быстрота | Бег на 20 м (сек.) | 3,5 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,0 |
Скоростное ведение мяча 20 м (сек.) | 9,5 | 9,6 | 9,7 | 10,2 | 10,3 | 10,4 | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
Прыжок вверх с места со взмахом руками (см) | |||||||
Выносливость | Челночный бег 40 с на 28м (м) | ||||||
Бег 600 м | 1мин 30 с | 1мин 35 с | 1мин 40с | 1 мин 45 с | 1 мин 50 с | 1 мин 55 с | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа (табл. 12) |
Таблица 12.
Контрольно-переводные испытания по обязательной технической программе
Этапы подготовки | оценка | Передвижения в защитной стойке | Передача мяча в движении (сек.) | Дистанционные броски (%) | Штрафные броски (%) | |||||
юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | |||
Этап начальной подготовки | 2-й год | 11,3 | 11,3 | 14,5 | 14,5 | |||||
11,9 | 11,9 | 15,0 | 15,0 | |||||||
12,5 | 12,5 | 15,5 | 15,5 | |||||||
3-й год | 11,0 | 11,2 | 14,1 | 14,3 | ||||||
11,5 | 11,6 | 14,6 | 14,8 | |||||||
12,0 | 12,0 | 14,9 | 15,0 | |||||||
Т ренировочные этапы | 1-й год | 9,0 | 9,5 | 13,8 | 14,1 | |||||
9,4 | 9,9 | 14,1 | 14,4 | |||||||
10,0 | 10,6 | 14,5 | 14,9 | |||||||
2-й год | 8,7 | 9,0 | 13,6 | 13,9 | ||||||
9,1 | 9,4 | 13,9 | 14,2 | |||||||
9,7 | 10,2 | 14,3 | 14,7 | |||||||
3-й год | 8,5 | 8,8 | 13,5 | 13,8 | ||||||
8,9 | 9,4 | 13,8 | 14,1 | |||||||
9,5 | 10,0 | 14,2 | 14,6 | |||||||
4-й год | 8,3 | 8,7 | 13,2 | 13,6 | ||||||
8,7 | 9,1 | 13,5 | 13,9 | |||||||
9,3 | 9,8 | 14,0 | 14,4 | |||||||
5-й год | 8,1 | 8,5 | 13,0 | 13,5 | ||||||
8,5 | 8,9 | 13,3 | 13,8 | |||||||
9,0 | 9,6 | 13,8 | 14,3 |
Промежуточная аттестация проводится ежегодно в конце учебного года (апрель- май), для приема контрольных нормативов создается аттестационная комиссия из представителей администрации, методиста и старшего тренера-преподавателя отделения, утверждается план проведения промежуточной аттестации.
Аттестация проводится в виде сдачи контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП. Нормативы принимаются во время тренировочного занятия в соответствии с планом проведения аттестации.
Система контрольно-переводных нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Цель контроля - обоснование и осуществление коррекции тренировочного процесса по основным информативным характеристикам с целью обеспечения оптимального воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся в разных циклах подготовки и планомерного повышения уровня специальной подготовленности спортсменов по годам и на этапах реализации Программы. Утверждение контрольных нормативов определяются педагогическим советом в соответствии с учебной программой, рабочей программой тренера-преподавателя и утверждаются приказом директора. В группах совершенствования спортивного мастерства при оценивании результата развития и достижений воспитанников учитывается также выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями по годам обучения.
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта.
3.1. Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Оценка умений и навыков в области общей и специальной физической подготовки.
Упражнения по общей и специальной физической подготовке выполняются в форме. Все беговые и прыжковые упражнения выполняются по правилам соревнований легкой атлетики. Бег выполняется с высокого старта. Время на старте фиксируется по началу движения. Если выполняется 2-3 попытки, записывается лучший результат.
Физическая подготовка:
Прыжок в длину с места
Используется для определения скоростно-силовых качеств. Из исходного положения, стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперёд с места на максимально возможное расстояние. Приземление осуществляется на обе ноги одновременно. Результат фиксируется по ближней точке тела к линии старта (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка