Теория и методика физической культуры и спорта

Цель и основное содержание данной предметной области Программы определя­ются необходимостью приобретения спортсменами определенного минимума знаний для понимания сущности спорта, тренировочного процесса и требований для безопасного его осуществления.

Используя график распределения учебного материала по годам обучения, каждый тренер учебной группы разрабатывает план теоретической подготовки. Планировать тео­ретическую подготовку нужно так, чтобы занятия по теории были органически связаны с практическими, т.е. изучение теоретического материала целесообразно совмещать с за­креплением его в практических занятиях.

Рекомендуемый перечень тематических разделов по теоретической подготовке спортсменов на этапах многолетней подготовки

1. Вводное занятие.

Знакомство с видом спорта, правила поведения в спортивной школе, на учебно­-тренировочных занятиях. Инструктаж по технике безопасности.

2. Физическая культура и спорт в России.

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составляющая часть общей культуры. Ее значение для укрепления здоровья и физического развития. Почетные звания и спортивные разряды. Единая всесоюзная спортивная классификация. Порядок присвоения спортивных разрядов

3. Краткий обзор состояния и развития баскетбола.

История развития баскетбола в мире и нашей стране. Соревнования по баскетболу среди школьников. История развития баскетбола в мире и нашей стране. Спортивные со­оружения для занятий баскетболом. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях. Характеристика сильнейших команд по баскетболу в РФ и за рубежом.

4. Гигиенические требования к занимающимся спортом.

Понятие о гигиене. Правильный режим дня спортсменов. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек. Понятие о гигиене и санитарии. Понятие о рациональном питании спортсме­нов. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Использование естествен­ных факторов природы в целях закаливания организма. Меры личной и общественной ги­гиены. Вред курения и употребления спиртных напитков.

5. Влияние физических упражнений на организм человека.

Влияние физических упражнений на организм. Понятия об утомлении и переутом­лении. Воздействие физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе за­нятий баскетболом. Субъективные и объективные признаки утомления. Восстановитель­ные мероприятия в спорте. Активный отдых.

6. Профилактика заболеваний и травматизма в спорте

Простудные заболевания у спортсменов и их профилактика. Закаливание спорт­сменов. Травматизм в процессе занятий баскетболом.

7. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований.

Права и обязанности игроков. Форма игроков. Состав команды, продолжитель­ность игры. Начало и конец игры. Мяч в игре. Спорный мяч и спорный бросок. Замена игроков.­

Ведение мяча. Броски, передачи, ловля мяча. Выполнение штрафного броска. Ре­зультат игры. Судейская терминология. Роль соревнований в спортивной подготовке бас­кетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения со­ревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей.

8. Места занятий и инвентарь.

Площадка для игры в баскетбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Инвен­тарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в спортивном зале и на открытой площадке.

9. Основы техники и тактики игры в баскетбол

Понятие о технике игры. Понятие о тактике. Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготов­ки. Классификация приемов техники игры. Анализ технических приемов и тактических действий

10. Установка на игру и разбор результатов проведенных игр.

Характеристика команды противника. Тактический план игры, установки на игру команде и отдельным игрокам. Тактический план игры и задания отдельным игрокам. Разбор игры Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Вывод по игре.

11. Краткий обзор состояния и развития баскетбола в России и за рубежом

Федеральный стандарт спортивной подготовки в виде спорта баскетбол. Итоги и анализ выступлений сборных молодежных команд баскетболистов на соревнованиях. Ме­ждународные соревнования по баскетболу. Характеристика сильнейших команд по бас­кетболу в РФ и за рубежом.

12. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

Спортивно-этическое воспитание. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Спортивно-этическое воспитание. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творче­ское отношение к тренировкам. Основные приемы создания готовности к конкретным со­ревнований

13. Физические качества и физическая подготовка

Физические качества. Гибкость и методы ее развития. Ловкость и координация. Методика развития координации. Понятие о координации как комплексной способности к освоению техники движений. Понятие силы. Виды силовых способностей: собственно си­ловые, скоростно-силовые. Методы развития силовых возможностей. Понятие о выносли­вости, виды и показатели выносливости. Понятие быстроты, формы ее проявления. Мето­ды воспитания быстроты движений.

14. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес, пульс, сон, аппе­тит, работоспособность). Режим дня, режим питания. Значение витаминов и микроэлемен­тов. Дневник самоконтроля спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль при заняти­ях баскетболом. Режим дня во время соревнований. Питание во время соревнований. Ан­тидопинговые правила.

15. Профилактика заболеваний и травматизма в спорте

Простудные и инфекционные заболевания у спортсменов и их профилактика. Зака­ливание спортсменов. Травматизм в процессе занятий баскетболом, оказание первой дов­рачебной помощи при ушибах, переломах.

16. Основы техники и тактики игры в баскетбол.

Понятие о технике игры. Понятие о тактике. Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготов­ки. Классификация приемов техники игры.

Анализ технических приемов и тактических действий. Единство техники и тактики. Планирование учебно-тренировочного процесса. Разнообразие технических приемов, по­казатели надежности техники, целесообразная вариативность. Анализ технических прие­мов и тактических действий.

17. Спортивные соревнования.

Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Правила сорев­нований по баскетболу. Судейство соревнований.

18. Установка на игру и разбор результатов проведенных игр.

Тактический план игры и задания отдельным игрокам. Разбор игры. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Вывод по игре. Системы записи игр и анализ полу­ченных данных.

19.Основы законодательства в области физической культуры и спорта. Антидопинговые правила.

2.3. Физическая подготовка

Одно из основных условий достижения высоких результатов - единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение. Принцип неразрывности ОФП и СФП: ни одну из них нельзя исключить из содержания тренировки без ущерба для достижения высокого спортивного результата.

Взаимообусловленность содержания ОФП и СФП: содержание СФП зависит от тех предпосылок, которые создаются ОФП, а содержание последней приобретает опреде­ленные особенности, зависящие от спортивной специализации.

Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП на любом этапе спортивной подготовки. Понятно, что на начальных этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП.

Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие различ­ных функциональных систем, мышечных групп, расширения двигательного опыта, созда­ние базы для успешного развития специальной подготовки (табл. 5).

Таблица 5

Упражнения по общей физической подготовке

1. Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
2. Упражне­ния для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
3. Упражне­ния для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; присе­дания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боко­вом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; под­скоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных ви­сах и упорах; прыжки.  
4. Упражне­ния для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согну­тых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине пере­ход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; раз­личные сочетания этих движений.  
5. Упражне­ния для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, на­бивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).  
6. Акробати­ческие уп­ражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, по­сле разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение не­скольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.  
7. Упражне­ния для раз­вития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из ви­са, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Ла­занье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.  
8. Упражне­ния для раз­вития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с мак­симальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в макси­мальном темпе.  
9. Упражне­ния для раз­вития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упраж­нения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.  
10. Упражне­ния для раз­вития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражне­ния в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя- тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвиж­ную цель. Метание после кувырков, поворотов.  
11. Упражне­ния типа «полоса препятствий». Упражнения с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувыр­ками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мя­чей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.  
12. Упражне­ния для развития скоро­стно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, много­кратные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощения­ми. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Мета­ние гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.  
13. Упражне­ния для раз­вития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дис­танции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Марш-бросок. Туристические походы.  
14. Спортив­ные и под­вижные игры. Волейбол, ручной мяч, футбол, хоккей: овладение элементарными тех­ническими и тактическими правилами игры. «Гонка мячей», «Салки», «Метко в цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками» и др.  

Специальная физическая подготовка должна развивать физические качества, способности, специфичные для баскетбола, и содействовать быстрейшему освоению тех­нических приемов. В младших группах она осуществляется в основном за счет примене­ния упражнений, совершенствующих тактическое и техническое мастерство баскетболи­стов, а в подростковом и юношеском возрасте, кроме того, в тренировочных и календар­ных играх. Об уровне физической подготовленности судят по результатам выполнения контрольных нормативов, которые введены для каждой возрастной группы (табл. 6).

Таблица 6

Упражнения по специальной физической подготовке

1. Упражне­ния для разви­тия быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно восприни­маемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за ли­дером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыж­ками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с после­дующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
2. Упражне­ния для разви­тия качеств, необходимых для выполне­ния броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одно­временно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает парт­нер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантеля­ми, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в по­ложение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «город­ки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через ве­ревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейболь­ную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкид­ного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в во­рота.
3. Упражне­ния для разви­тия игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувыр­ков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Бро­ски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различ­ных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной по­становкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Переме­щения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние меж­ду ними 2-3 м.
4. Упражне­ния для развития спе­циальной вы­носливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико­тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обрат­но. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

Оценивая результаты в отдельных видах физической подготовки, тренер должен учитывать индивидуальные особенности и биологический возраст баскетболистов и уст­ранять недостатки с помощью индивидуальных заданий.

Упражнения для развития специальной выносливости.

Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражне­ния, использованные в режиме высокой интенсивности.

Многократно повторяемые я специально организованные упражнения в технике и тактике игры /особенно в прессинге я стремительном нападении/, игровые упражне­ния 2x2,3x3. двусторонняя тренировочная игра, продленная на 5 - 10 минут.

Для воспитания специальной выносливости в состоянии эмоционального напря­жения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.

Упражнения для воспитания специфической координации.

Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков че­рез крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков.

Упражнения с передачей волейбольного мяча: ловля мяча после поворота, после преодоления препятствия, после дополнительной ловли и передачи, после смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 /360°/.

Ловля мячей, летящих из различных направлений, с последующим броском в движущуюся цель.

Упражнения с выполнением кувырков, ловля и передача выполняются до кувыр­ка, после рывка и сразу после кувырка.

То же, но с последовательным выполнением нескольких кувырков подряд, чере­дующихся с передачами мяча на уровне груди при беге. Тоже, но после ловли следует бросок в кольцо: а/ в движении с двух шагов, б/ в прыжке, в/ с добиванием.

Действия с мячом в фазе полета после отталкивания от мостика или акробатического трамплина (ловля и передача, передача после пе­ревода за спиной или под ногой, с выполнением разворота с последующей ловлей). То же, но с постоянной ловлей мяча от партнеров, стоящих в различных местах.

Передачи мяча на быстроту, точность и правильность, по отношение к выполне­нию задания, (передать мяч тому или другому партнеру в зависимости от того, кто пе­редал мяч или в каком порядке стоят партнеры и т.п.), при этом постоянно менять вы­бор действия на фоне вестибулярных раздражений: после рывка (лицом, спиной впе­ред), после кувырка, после прыжка с разворотом на 360°.

Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгива­нием, напрыгиванием, оппрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мя­чом и с мячами разновесами /передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и движущуюся цель, а также с манипуляциями мячом в фазе полета/.Основным здесь является умение координировать движения, сохранять темп при различных сочетани­ях, точно выполнять все приемы в максимально быстром темпе, а также точно и пра­вильно выполнять конечное действие при неоднородном выборе решения.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.

Сгибание и разгибание кисти в лучезапястном сустава., круговые движения ки­стями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперед, в стороны, вверх, вместе и в сочетании с различными перемещениями.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах /ладони располагаются на стене пальцами вверх , в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние между стеной и игроком постепенно увеличивает­ся/. То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от сте­ны двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. В упоре лежа отталкивание от пола ладонями /пальцами/ двумя руками одновременно и попеременно правой и левой руками, отталкивание от пола с последующим хлопком руками перед собой. В упоре лежа передвижение вправо /влево/ по кругу, носки ног на месте. То же, передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами. Из упора лежа передвижения по кругу отталкиваясь ладонями при этом носки ног на месте. Из упора лежа передвижение вправо, влево одновремен­но отталкиваясь ладонями /пальцами/ и ступнями. Ходьба на руках в положении упора лежа на руках, ноги поддерживает партнер. Передвижение то же, но путем отталки­вания ладонями /пальцами/.

Упражнения для кистей с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннис­ного /резинового/ мяча.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке /амортизаторы укреплены на уровне плеч/, руки за головой, движение руками вверх - вперед. То же одной рукой / правой, левой/. То же, но амортизаторы укрепле­ны за нижнюю рейку, занимающийся стоит у самой стены. Стоя спиной к стене /амортизатор укреплен на уровне плеч/ - движение правой /левой/ рукой как при брос­ке одной рукой от плеча.

Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед - вверх, прямо - вверх, с правой руки на левую, над правым /левым/ плечом / особое внимание обращать на заключительное движение кистями I пальцами/. Передача и ловля мяча правой и левой рукой из различных исходных положений. Передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, дальность /соревнование/. Поочередная ловля и передача набивных мячей различного диаметра и веса, которые со всех сторон набрасывают занимающемуся партнеры. Многократные броски резиновых мячей различного диаметра и веса в кольцо - на быстроту и точность /соревнования/.

2.4. Избранный вид спорта. Техническая подготовка.

Техническая подготовка является одной из важных составляющих системы подго­товки баскетболистов высокой квалификации. Она тесно связана с другими видами подго­товки (физической, тактической, игровой и психологической) и во многом определяет уровень спортивного мастерства баскетболиста. Высокая техническая подготовленность соревновательной деятельности и успешно решать сложные тактические задачи в экстре­мальных условиях игровой деятельности.

При совершенствовании технических приемов важно постоянно усложнять условия выполнения, максимально приближая их к игровым. Следует учитывать, что эффектив­ность совершенствования технического мастерства юных баскетболистов значительно выше при использовании в тренировках подсобного инвентаря; средств, срочной инфор­мации. Программный материал по технической подготовке для наглядности представлен в таблице 7. Знаком «+» отмечены технические действия и приемы, изучение которых осу­ществляется на данном этапе подготовки и совершенствование которого продолжается на следующем этапе.

Таблица 7

Упражнения для технической подготовки

Приемы игры Этап на­чальной подготовки Тренировочный этап
До 1 года Св. 1 года Начальная специализа­ция Углублен­ная специа­лизация
Прыжок толчком двух ног + +    
Прыжок толчком одной ноги        
Остановка прыжком   + +  
Остановка двумя шагами   + +  
Повороты вперед + +    
Повороты назад + +    
Ловля мяча двумя руками на месте + +    
Ловля мяча двумя руками в движении   + +  
Ловля мяча двумя руками в прыжке   + +  
Ловля мяча двумя руками при встречном движении   + +  
Ловля мяча двумя руками при движении сбо­ку   + +  
Ловля мяча одной рукой на месте   + +  
Ловля мяча одной рукой в движении   + +  
Ловля мяча одной рукой в прыжке   + +  
Ловля мяча одной рукой при встречном дви­жении   + +  
Ловля мяча одной рукой при поступательном движении   + +  
Ловля мяча одной рукой при движении сбоку   + + +
Передача мяча двумя руками сверху + +    
Передача мяча двумя руками от плеча с отскоком) + +    
Передача мяча двумя руками снизу (с отско­ком) + +    
Передача мяча двумя руками с места + +    
Передача мяча двумя руками в движении   + +  
Передача мяча двумя руками (встречные)   + +  
Передача мяча двумя руками (поступательные)   + + +
Передача мяча двумя руками на одном уровне     + +
Передача мяча двумя руками (сопровождающие)     + +
Передача мяча одной рукой сверху   + +  
Передача мяча одной рукой от головы   + +  
Передача мяча одной рукой от плеча (с отско­ком)   + + +
Передача мяча одной рукой сбоку (с отско­ком)   + + +
Передача мяча одной рукой снизу (с отско­ком)   + + +
Передача мяча одной рукой с места + +    
Передача мяча одной рукой в движении   + +  
Передача мяча одной рукой в прыжке     + +
Передача мяча одной рукой (встречные)     + +
Передача мяча одной рукой (поступательные)     + +
Передача мяча одной рукой на одном уровне     + +
Передача мяча одной рукой (сопровождаю­щие)     + +
Ведение мяча с высоким отскоком + +    
Ведение мяча с низким отскоком + +    
Ведение мяча со зрительным контролем + +    
Ведение мяча без зрительного контроля   + + +
Ведение мяча на месте + +    
Ведение мяча по прямой + + +  
Ведение мяча по дугам + +    
Ведение мяча по кругам + + +  
Ведение мяча по зигзагом   + + +
Обводка соперника с изменением высоты от­скока     + +
Обводка соперника с изменением скорости     + +
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча     + +
Обводка соперника с переводом под ногой     + +
Обводка соперника за спиной     + +
Обводка соперника с использованием не­скольких приемов       +
Броски в корзину двумя руками с верху + +    
Броски в корзину двумя руками от груди + +    
Броски в корзину двумя руками снизу + + +  
Броски в корзину двумя руками сверху вниз        
Броски в корзину двумя руками (добивание)       +
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита + + + +
Броски в корзину двумя руками без отскока от щита     + +
Броски в корзину двумя руками с места + + +  
Броски в корзину двумя руками в движении + + + +
Броски в корзину двумя руками в прыжке     + +
Броски в корзину двумя руками (дальние)     + +
Броски в корзину двумя руками (средние)     + +
Броски в корзину двумя руками (ближние)   + + +
Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом + + +  
Броски в корзину двумя руками под углом + + +  
Броски в корзину двумя руками параллельно щиту   + + +
Броски в корзину одной рукой сверху   + + +
Броски в корзину одной рукой от плеча + + +  
Броски в корзину одной рукой снизу   + + +
Броски в корзину одной рукой сверху вниз        
Броски в корзину одной рукой (добивание)        
Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита + + +  
Броски в корзину одной рукой с места + + + +
Броски в корзину одной рукой в движении + + + +
Броски в корзину одной рукой в прыжке   + + +
Броски в корзину одной рукой дальние     + +
Броски в корзину одной рукой средние     + +
Броски в корзину одной рукой ближние     + +
Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом + + + +
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту + + + +
Броски в корзину одной рукой параллельно к щиту   + + +

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка по своему характеру является одним из сложных этапов спортивной тренировки, который требует серьезного, повседневного и творческого труда.

Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и во­левых качеств, с совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осущест­вить задуманную тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные воз­можности спортсмена и его техническое мастерство (табл. 8).

Таблица 8

Упражнения для тактической подготовки

Приемы игры Этап началь­ной подготов­ки Тренировочный этап
До 1 года Свы­ше 1 года Начальная специали­зация Углублен­ная спе­циализация
Тактика нападения
Выход для получения мяча + +    
Выход для отвлечения мяча + +    
Розыгрыш мяча   + +  
Атака корзины + + + +
«Передай мяч и выходи» + + +  
Заслон   + + +
Наведение   + + +
Пересечение   + + +
Треугольник     + +
Тройка     + +
Малая восьмерка     + +
Скрестный выход   + + +
Сдвоенный заслон     + +
Наведение на двух игроков     + +
Система быстрого прорыва   + + +
Система эшелонированного прорыва     + +
Система нападения через центрового     + +
Система нападения без центрового     + +
Игра в численном большинстве       +
Игра в меньшинстве       +
Тактика защиты
Противодействие получению мяча + +    
Противодействие выходу на свободное место + +    
Противодействие розыгрышу мяча + + +  
Противодействие атаке корзины + + + +
Подстраховка   + + +
Переключение   + + +
Проскальз<

Наши рекомендации