Теория и методика физической культуры и спорта
Цель и основное содержание данной предметной области Программы определяются необходимостью приобретения спортсменами определенного минимума знаний для понимания сущности спорта, тренировочного процесса и требований для безопасного его осуществления.
Используя график распределения учебного материала по годам обучения, каждый тренер учебной группы разрабатывает план теоретической подготовки. Планировать теоретическую подготовку нужно так, чтобы занятия по теории были органически связаны с практическими, т.е. изучение теоретического материала целесообразно совмещать с закреплением его в практических занятиях.
Рекомендуемый перечень тематических разделов по теоретической подготовке спортсменов на этапах многолетней подготовки
1. Вводное занятие.
Знакомство с видом спорта, правила поведения в спортивной школе, на учебно-тренировочных занятиях. Инструктаж по технике безопасности.
2. Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составляющая часть общей культуры. Ее значение для укрепления здоровья и физического развития. Почетные звания и спортивные разряды. Единая всесоюзная спортивная классификация. Порядок присвоения спортивных разрядов
3. Краткий обзор состояния и развития баскетбола.
История развития баскетбола в мире и нашей стране. Соревнования по баскетболу среди школьников. История развития баскетбола в мире и нашей стране. Спортивные сооружения для занятий баскетболом. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях. Характеристика сильнейших команд по баскетболу в РФ и за рубежом.
4. Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене. Правильный режим дня спортсменов. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек. Понятие о гигиене и санитарии. Понятие о рациональном питании спортсменов. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Меры личной и общественной гигиены. Вред курения и употребления спиртных напитков.
5. Влияние физических упражнений на организм человека.
Влияние физических упражнений на организм. Понятия об утомлении и переутомлении. Воздействие физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом. Субъективные и объективные признаки утомления. Восстановительные мероприятия в спорте. Активный отдых.
6. Профилактика заболеваний и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов и их профилактика. Закаливание спортсменов. Травматизм в процессе занятий баскетболом.
7. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований.
Права и обязанности игроков. Форма игроков. Состав команды, продолжительность игры. Начало и конец игры. Мяч в игре. Спорный мяч и спорный бросок. Замена игроков.
Ведение мяча. Броски, передачи, ловля мяча. Выполнение штрафного броска. Результат игры. Судейская терминология. Роль соревнований в спортивной подготовке баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей.
8. Места занятий и инвентарь.
Площадка для игры в баскетбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в спортивном зале и на открытой площадке.
9. Основы техники и тактики игры в баскетбол
Понятие о технике игры. Понятие о тактике. Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ технических приемов и тактических действий
10. Установка на игру и разбор результатов проведенных игр.
Характеристика команды противника. Тактический план игры, установки на игру команде и отдельным игрокам. Тактический план игры и задания отдельным игрокам. Разбор игры Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Вывод по игре.
11. Краткий обзор состояния и развития баскетбола в России и за рубежом
Федеральный стандарт спортивной подготовки в виде спорта баскетбол. Итоги и анализ выступлений сборных молодежных команд баскетболистов на соревнованиях. Международные соревнования по баскетболу. Характеристика сильнейших команд по баскетболу в РФ и за рубежом.
12. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Спортивно-этическое воспитание. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Спортивно-этическое воспитание. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам. Основные приемы создания готовности к конкретным соревнований
13. Физические качества и физическая подготовка
Физические качества. Гибкость и методы ее развития. Ловкость и координация. Методика развития координации. Понятие о координации как комплексной способности к освоению техники движений. Понятие силы. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Методы развития силовых возможностей. Понятие о выносливости, виды и показатели выносливости. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений.
14. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес, пульс, сон, аппетит, работоспособность). Режим дня, режим питания. Значение витаминов и микроэлементов. Дневник самоконтроля спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях баскетболом. Режим дня во время соревнований. Питание во время соревнований. Антидопинговые правила.
15. Профилактика заболеваний и травматизма в спорте
Простудные и инфекционные заболевания у спортсменов и их профилактика. Закаливание спортсменов. Травматизм в процессе занятий баскетболом, оказание первой доврачебной помощи при ушибах, переломах.
16. Основы техники и тактики игры в баскетбол.
Понятие о технике игры. Понятие о тактике. Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры.
Анализ технических приемов и тактических действий. Единство техники и тактики. Планирование учебно-тренировочного процесса. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариативность. Анализ технических приемов и тактических действий.
17. Спортивные соревнования.
Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований.
18. Установка на игру и разбор результатов проведенных игр.
Тактический план игры и задания отдельным игрокам. Разбор игры. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Вывод по игре. Системы записи игр и анализ полученных данных.
19.Основы законодательства в области физической культуры и спорта. Антидопинговые правила.
2.3. Физическая подготовка
Одно из основных условий достижения высоких результатов - единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение. Принцип неразрывности ОФП и СФП: ни одну из них нельзя исключить из содержания тренировки без ущерба для достижения высокого спортивного результата.
Взаимообусловленность содержания ОФП и СФП: содержание СФП зависит от тех предпосылок, которые создаются ОФП, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.
Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП на любом этапе спортивной подготовки. Понятно, что на начальных этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП.
Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие различных функциональных систем, мышечных групп, расширения двигательного опыта, создание базы для успешного развития специальной подготовки (табл. 5).
Таблица 5
Упражнения по общей физической подготовке
1. Строевые упражнения. | Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя. | |
2. Упражнения для рук и плечевого пояса. | Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. | |
3. Упражнения для ног. | Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки. | |
4. Упражнения для шеи и туловища. | Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений. | |
5. Упражнения для всех групп мышц. | Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). | |
6. Акробатические упражнения. | Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте. | |
7. Упражнения для развития силы. | Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. | |
8. Упражнения для развития быстроты. | Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. | |
9. Упражнения для развития гибкости. | Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. | |
10. Упражнения для развития ловкости. | Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя- тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов. | |
11. Упражнения типа «полоса препятствий». | Упражнения с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон. | |
12. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. | Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой. | |
13. Упражнения для развития общей выносливости. | Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Марш-бросок. Туристические походы. | |
14. Спортивные и подвижные игры. | Волейбол, ручной мяч, футбол, хоккей: овладение элементарными техническими и тактическими правилами игры. «Гонка мячей», «Салки», «Метко в цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками» и др. |
Специальная физическая подготовка должна развивать физические качества, способности, специфичные для баскетбола, и содействовать быстрейшему освоению технических приемов. В младших группах она осуществляется в основном за счет применения упражнений, совершенствующих тактическое и техническое мастерство баскетболистов, а в подростковом и юношеском возрасте, кроме того, в тренировочных и календарных играх. Об уровне физической подготовленности судят по результатам выполнения контрольных нормативов, которые введены для каждой возрастной группы (табл. 6).
Таблица 6
Упражнения по специальной физической подготовке
1. Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. | Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели). |
2. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. | Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота. |
3. Упражнения для развития игровой ловкости. | Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м. |
4. Упражнения для развития специальной выносливости. | Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, техникотактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). |
Оценивая результаты в отдельных видах физической подготовки, тренер должен учитывать индивидуальные особенности и биологический возраст баскетболистов и устранять недостатки с помощью индивидуальных заданий.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности.
Многократно повторяемые я специально организованные упражнения в технике и тактике игры /особенно в прессинге я стремительном нападении/, игровые упражнения 2x2,3x3. двусторонняя тренировочная игра, продленная на 5 - 10 минут.
Для воспитания специальной выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.
Упражнения для воспитания специфической координации.
Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков.
Упражнения с передачей волейбольного мяча: ловля мяча после поворота, после преодоления препятствия, после дополнительной ловли и передачи, после смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 /360°/.
Ловля мячей, летящих из различных направлений, с последующим броском в движущуюся цель.
Упражнения с выполнением кувырков, ловля и передача выполняются до кувырка, после рывка и сразу после кувырка.
То же, но с последовательным выполнением нескольких кувырков подряд, чередующихся с передачами мяча на уровне груди при беге. Тоже, но после ловли следует бросок в кольцо: а/ в движении с двух шагов, б/ в прыжке, в/ с добиванием.
Действия с мячом в фазе полета после отталкивания от мостика или акробатического трамплина (ловля и передача, передача после перевода за спиной или под ногой, с выполнением разворота с последующей ловлей). То же, но с постоянной ловлей мяча от партнеров, стоящих в различных местах.
Передачи мяча на быстроту, точность и правильность, по отношение к выполнению задания, (передать мяч тому или другому партнеру в зависимости от того, кто передал мяч или в каком порядке стоят партнеры и т.п.), при этом постоянно менять выбор действия на фоне вестибулярных раздражений: после рывка (лицом, спиной вперед), после кувырка, после прыжка с разворотом на 360°.
Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, оппрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами разновесами /передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и движущуюся цель, а также с манипуляциями мячом в фазе полета/.Основным здесь является умение координировать движения, сохранять темп при различных сочетаниях, точно выполнять все приемы в максимально быстром темпе, а также точно и правильно выполнять конечное действие при неоднородном выборе решения.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.
Сгибание и разгибание кисти в лучезапястном сустава., круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперед, в стороны, вверх, вместе и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах /ладони располагаются на стене пальцами вверх , в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние между стеной и игроком постепенно увеличивается/. То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. В упоре лежа отталкивание от пола ладонями /пальцами/ двумя руками одновременно и попеременно правой и левой руками, отталкивание от пола с последующим хлопком руками перед собой. В упоре лежа передвижение вправо /влево/ по кругу, носки ног на месте. То же, передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами. Из упора лежа передвижения по кругу отталкиваясь ладонями при этом носки ног на месте. Из упора лежа передвижение вправо, влево одновременно отталкиваясь ладонями /пальцами/ и ступнями. Ходьба на руках в положении упора лежа на руках, ноги поддерживает партнер. Передвижение то же, но путем отталкивания ладонями /пальцами/.
Упражнения для кистей с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного /резинового/ мяча.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке /амортизаторы укреплены на уровне плеч/, руки за головой, движение руками вверх - вперед. То же одной рукой / правой, левой/. То же, но амортизаторы укреплены за нижнюю рейку, занимающийся стоит у самой стены. Стоя спиной к стене /амортизатор укреплен на уровне плеч/ - движение правой /левой/ рукой как при броске одной рукой от плеча.
Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед - вверх, прямо - вверх, с правой руки на левую, над правым /левым/ плечом / особое внимание обращать на заключительное движение кистями I пальцами/. Передача и ловля мяча правой и левой рукой из различных исходных положений. Передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, дальность /соревнование/. Поочередная ловля и передача набивных мячей различного диаметра и веса, которые со всех сторон набрасывают занимающемуся партнеры. Многократные броски резиновых мячей различного диаметра и веса в кольцо - на быстроту и точность /соревнования/.
2.4. Избранный вид спорта. Техническая подготовка.
Техническая подготовка является одной из важных составляющих системы подготовки баскетболистов высокой квалификации. Она тесно связана с другими видами подготовки (физической, тактической, игровой и психологической) и во многом определяет уровень спортивного мастерства баскетболиста. Высокая техническая подготовленность соревновательной деятельности и успешно решать сложные тактические задачи в экстремальных условиях игровой деятельности.
При совершенствовании технических приемов важно постоянно усложнять условия выполнения, максимально приближая их к игровым. Следует учитывать, что эффективность совершенствования технического мастерства юных баскетболистов значительно выше при использовании в тренировках подсобного инвентаря; средств, срочной информации. Программный материал по технической подготовке для наглядности представлен в таблице 7. Знаком «+» отмечены технические действия и приемы, изучение которых осуществляется на данном этапе подготовки и совершенствование которого продолжается на следующем этапе.
Таблица 7
Упражнения для технической подготовки
Приемы игры | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | ||
До 1 года | Св. 1 года | Начальная специализация | Углубленная специализация | |
Прыжок толчком двух ног | + | + | ||
Прыжок толчком одной ноги | ||||
Остановка прыжком | + | + | ||
Остановка двумя шагами | + | + | ||
Повороты вперед | + | + | ||
Повороты назад | + | + | ||
Ловля мяча двумя руками на месте | + | + | ||
Ловля мяча двумя руками в движении | + | + | ||
Ловля мяча двумя руками в прыжке | + | + | ||
Ловля мяча двумя руками при встречном движении | + | + | ||
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой на месте | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой в движении | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой в прыжке | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой при встречном движении | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой при поступательном движении | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой при движении сбоку | + | + | + | |
Передача мяча двумя руками сверху | + | + | ||
Передача мяча двумя руками от плеча с отскоком) | + | + | ||
Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком) | + | + | ||
Передача мяча двумя руками с места | + | + | ||
Передача мяча двумя руками в движении | + | + | ||
Передача мяча двумя руками (встречные) | + | + | ||
Передача мяча двумя руками (поступательные) | + | + | + | |
Передача мяча двумя руками на одном уровне | + | + | ||
Передача мяча двумя руками (сопровождающие) | + | + | ||
Передача мяча одной рукой сверху | + | + | ||
Передача мяча одной рукой от головы | + | + | ||
Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком) | + | + | + | |
Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком) | + | + | + | |
Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком) | + | + | + | |
Передача мяча одной рукой с места | + | + | ||
Передача мяча одной рукой в движении | + | + | ||
Передача мяча одной рукой в прыжке | + | + | ||
Передача мяча одной рукой (встречные) | + | + | ||
Передача мяча одной рукой (поступательные) | + | + | ||
Передача мяча одной рукой на одном уровне | + | + | ||
Передача мяча одной рукой (сопровождающие) | + | + | ||
Ведение мяча с высоким отскоком | + | + | ||
Ведение мяча с низким отскоком | + | + | ||
Ведение мяча со зрительным контролем | + | + | ||
Ведение мяча без зрительного контроля | + | + | + | |
Ведение мяча на месте | + | + | ||
Ведение мяча по прямой | + | + | + | |
Ведение мяча по дугам | + | + | ||
Ведение мяча по кругам | + | + | + | |
Ведение мяча по зигзагом | + | + | + | |
Обводка соперника с изменением высоты отскока | + | + | ||
Обводка соперника с изменением скорости | + | + | ||
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча | + | + | ||
Обводка соперника с переводом под ногой | + | + | ||
Обводка соперника за спиной | + | + | ||
Обводка соперника с использованием нескольких приемов | + | |||
Броски в корзину двумя руками с верху | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками от груди | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками снизу | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками сверху вниз | ||||
Броски в корзину двумя руками (добивание) | + | |||
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками без отскока от щита | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками с места | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками в движении | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками в прыжке | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками (дальние) | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками (средние) | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками (ближние) | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками под углом | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками параллельно щиту | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой сверху | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой от плеча | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой снизу | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой сверху вниз | ||||
Броски в корзину одной рукой (добивание) | ||||
Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой с места | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой в движении | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой в прыжке | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой дальние | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой средние | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой ближние | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой параллельно к щиту | + | + | + |
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка по своему характеру является одним из сложных этапов спортивной тренировки, который требует серьезного, повседневного и творческого труда.
Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое мастерство (табл. 8).
Таблица 8
Упражнения для тактической подготовки
Приемы игры | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | ||
До 1 года | Свыше 1 года | Начальная специализация | Углубленная специализация | |
Тактика нападения | ||||
Выход для получения мяча | + | + | ||
Выход для отвлечения мяча | + | + | ||
Розыгрыш мяча | + | + | ||
Атака корзины | + | + | + | + |
«Передай мяч и выходи» | + | + | + | |
Заслон | + | + | + | |
Наведение | + | + | + | |
Пересечение | + | + | + | |
Треугольник | + | + | ||
Тройка | + | + | ||
Малая восьмерка | + | + | ||
Скрестный выход | + | + | + | |
Сдвоенный заслон | + | + | ||
Наведение на двух игроков | + | + | ||
Система быстрого прорыва | + | + | + | |
Система эшелонированного прорыва | + | + | ||
Система нападения через центрового | + | + | ||
Система нападения без центрового | + | + | ||
Игра в численном большинстве | + | |||
Игра в меньшинстве | + | |||
Тактика защиты | ||||
Противодействие получению мяча | + | + | ||
Противодействие выходу на свободное место | + | + | ||
Противодействие розыгрышу мяча | + | + | + | |
Противодействие атаке корзины | + | + | + | + |
Подстраховка | + | + | + | |
Переключение | + | + | + | |
Проскальз< Наши рекомендации
|