Навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства.

Упражнения на гимнастических снарядах. Различные упражнения на гимнасти­ческой стенке, индивидуальные и парные. То же на гимнастической скамейке. Групповые упражнения с гимнастическими скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивле­нии, лазании по канату, шесту, лестнице, в перелазании, подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладина, кольца, брусья, конь, бревно). Прыжки через козла, коня и стол с подкидным мостиком. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой.

Акробатические упражнения. Различные кувырки: вперед, назад, боком, стойка на лопатках, стойки на голове и руках, мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полушпагат» и «шпагат» напрыгивание на гимнастический мостик с прыжком вверх, прыжки вверх с трамплина без поворота и с поворотом на 180 гр. и 360 гр.

Подвижные игры и эстафеты. Различные подвижные игры, эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой различных предметов, лазанием и перелазанием. Комбинированные эстафеты.

Плавание. Обучение умению держаться на воде. Плавание произвольным спосо­бом на скорость и на выносливость. Простейшие прыжки в воду с места и с разбега (вход в воду ногами и головой). Игры на воде. Плавание вольным стилем без учета времени.

Легкая атлетика. Бег. Бег с ускорением до 30 - 40 м. Повторный бег 2 - 3 раза по 20 - 30 м. Бег 30 - 60 м. Бег с чередованием с ходьбой до 400 м. Кросс 300 - 500 м. 6-, 12­минутный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 и 1800 с прямого разбега. Прыжки в высоту способом перешагивание. Прыжки в длину с места и с разбега. Метание теннис­ного мячика.

Футбол. Удары по мячу ногой (левой, правой) на месте и в движении, выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча, овладение простейшими навыками командной борьбы. Двусторонние игры по упрощенным правилам.

Построение годичного цикла подготовки баскетболистов в спортивных школах яв­ляется одним из важных компонентов программы. Основная суть сводится к рациональ­ному распределению программного материала по этапам, которое определяется задачами, стоящими перед каждым конкретным годичным циклом, календарем соревнований и за­кономерностями становления спортивной формы.

При построении подготовки изначально весь учебный материал конкретного года обучения целесообразно распределить по месяцам, а затем по недельным циклам, в кото­рых проводятся занятия комплексного характера с преимущественной направленностью на те или иные виды подготовки.

Определение структуры и содержания годичных циклов предполагает незначи­тельную положительную динамику объемов, отводимых на отдельные виды подготовки, и в целом за годичный цикл.

В годичном цикле при распределении объемов видов подготовки по месячным циклам следует руководствоваться задачами, стоящими перед этапом начальной подго­товки и методической целесообразностью. Так в начале сезона (август, сентябрь) для все­стороннего развития и подготовки двигательного аппарата наибольший объем приходится на общую физическую подготовку. В октябрь и ноябрь - на техническую. При этом соот­ношения отдельных видов подготовки изменяются незначительно.

На тренировочном этапе в группах начальной специализации начинается специали­зированная подготовка юных баскетболистов. К этому времени юные спортсмены, пройдя многолетний курс обучения, достаточно физически окрепли, освоили основы технико-­тактических и соревновательных действий, способны к более основательному освоению баскетбола.

При этом заметно увеличивается суммарный объем тренировочных и соревнова­тельных нагрузок, изменяется соотношение видов подготовки в сторону увеличения спе­циальной физической, тактической и игровой.

На общеподготовительном этапе (август, сентябрь) осуществляется преимущест­венно фундаментальная базовая подготовка с развитием физических способностей. На специально-подготовительном этапе акцент делается на специальную физическую подго­товку в тесной взаимосвязи с технической и тактической.

Принципиальных различий по структуре и содержанию процесса подготовки меж­ду 1 -м и 2-м годом обучения на этапе начальной специализации нет. Планы-графики со­ставлены на основе задач, стоящих перед учебно-тренировочным этапом, научно-­методических положений теории и методики баскетбола, с учетом принципа преемствен­ности и возрастных особенностей баскетболистов. В них просматривается увеличение общего объема тренировочной работы, динамика соотношений отдельных видов подго­товки, и сторону увеличения специальной физической, тактической, игровой и соревнова­тельной.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть программы определяет:

• содержание и методику работы по предметным областям, этапам (периодам) под­готовки;

• требования техники безопасности в процессе реализации программы;

• объемы максимальных тренировочных нагрузок.

Спортивная подготовка баскетболистов — многолетний целенаправленный про­цесс, представляющий собой единую организационную систему, обеспечивающую преем­ственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.

В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществ­ляться на основе следующих факторов: специфики игры «баскетбол», основных концеп­ций теории и методики баскетбола, модельных характеристик высококвалифицированных баскетболистов и возрастных особенностей юных баскетболистов.

Специализированные занятия по баскетболу начинаются с 11-12 лет. После окон­чания курса обучения в ДЮСШ спортсмены переходят в команды высших разрядов. Пер­вых значительных успехов в баскетболе баскетболисты достигают в возрасте 18-20 лет, а высших результатов достигают в возрасте 25-28 лет.

Основными формами тренировочного процесса в Учреждении являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам (обязательна на всех этапах подготовки);

- тренировочные сборы;

- участие в соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Успешная подготовка баскетболиста высокой квалификации возможна только при условии тесной преемственности каждого этапа обучения спортсмена. В итоге каждого этапа тренировки проводится отбор, задачей которого является оценка уровня развития тех сторон физической и специальной подготовленности, на совершенствование которых был направлен учебно-тренировочный процесс на этом этапе, а также прогнозирование успеха на следующем этапе многолетней тренировки.

Планирование является необходимым условием для решения задач, стоящих перед спортивной школой. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса под­готовки, выбрать основные направления деятельности, эффективные средства и методы обучения и тренировки. При планировании учебно-тренировочной работы необходимо учитывать: задачи учебной группы (конкретного возраста), условия работы, результаты выполнения предыдущих планов, преемственность и перспективность. План должен быть обоснованным и реальным.

В спортивных школах разрабатываются перспективные (на 2-4 года), текущие (на учебный год) и оперативные (на каждый месяц, микроцикл и отдельное занятие) планы.

Перспективное планирование тренировки - это составление плана на ряд лет на ос­нове многолетней тренировки баскетболистов, передового опыта, результатов научных исследований, это программа повышения мастерства юных баскетболистов.

План на очередной год для каждой учебной группы разрабатывается в соответст­вии с учебным планом данной программы. При его составлении учитывается, что, начиная с учебно-тренировочной группы 13-14 лет, в годичном цикле занятий выделяются три пе­риода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Учет учебно-тренировочной работы ведется в журнале, где указываются сведения о занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты. Тренер-преподаватель ведет отчетность в установленном порядке.

Программный материал для всех групп занимающихся распределен в соответствии с возрастными особенностями игроков, их общей физической и спортивной подготовлен­ностью и рассчитан на творческий подход со стороны тренеров - преподавателей к его ос­воению.

Обязательным компонентом подготовки юных баскетболистов являются соревно­вания. В спортивной школе предусматриваются соревнования между учебными группа­ми, товарищеские и контрольные игры, матчевые встречи, городские, районные, област­ные и всероссийские соревнования с участием команд различных возрастов.

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, при­влекая обучающихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся долж­ны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

Воспитание инструкторских и судейских навыков планируется с 11-12 лет. Учеб­ным планом отводится на это специальное время. Кроме того, соответствующие навыки совершенствуются в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной дея­тельности.

2.1. Содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки

Требования в современном баскетболе настолько возросли, что рассчитывать на достижение высоких спортивных показателей могут лишь спортсмены, у которых высокий уровень физической, технико-тактической и морально-волевой подготовленно­сти сочетается с глубокими теоретическими знаниями.

Программа:

1) содержит следующие предметные области:

• теория и методика физической культуры и спорта;

• физическая подготовка;

• избранный вид спорта;

• специальная физическая подготовка.

2) учитывает особенности подготовки обучающихся по избранным видам спорта, в том числе:

• вариативность тренировочного процесса в соответствии со спецификой избранного вида спорта при возрастании тренировочных нагрузок в относительно короткие временные циклы и в сочетании с моделированием различных игровых соревнова­тельных режимов;

• постепенное увеличение соотношения между общей и специальной физической подготовкой в сторону специальной на этапах (периодах) обучения;

• большой объем соревновательной деятельности.

Наши рекомендации