I. Прием мячей, уходящих за пределы площадки,— 20 мин.
Игроки располагаются в одну колонну в зоне 2 лицом к инструктору, который из зоны 5 в различных направлениях бросает за пределы площадки «далекие» мячи. Игроки по очереди принимают мяч сверху или снизу, стараясь высоко, в пределах площадки, поднять мяч. Затем каждый игрок принимает подряд два мяча. Предполагается, что это второе касание, и команда 'еще имеет право на один удар.
II. Совершенствование навыков сильной подачи— 20 мин.
3'анимающиеся делятся на две группы, которые располагаются на разных площадках. В течение 20 мин. игроки по очереди подают с места верхние подачи — прямую и боковую. Свободные от подачи игроки принимают мяч с подачи, затем идут на подачу.
III. Групповые тактические действия в защите— 20 мин.
На одной стороне площадки игроки организуют нападающие действия из зон 4 и 2. На другой стороне игрок в зоне 3 блокирует, закрывая зону 6 по ходу, игрок зоны 6 выходит на страховку, игрок зон 1 (5) готовится принимать мяч от удара с переводом. В соответствии с тем, откуда производится удар, в защите и на страховке действуют игроки зон 4 и 2.
IV. Учебная игра в волейбол—40 мин.
Заключительная часть—5 мин.
УРОК 98
Задачи урока: 1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование навыков нападающих ударов. 3. Изучение групповых тактических действий в нападении.
Продолжительность урока—120 мин.
Инвентарь — волейбольные, баскетбольные мячи и дополнительное оборудование.
Подготовительная часть—15 мин.
Рис. 102. «Защита зоны»
1. Упражнения на месте и в движении для рук, плечевого пояса, туловища, ног, на быстроту ответных действий.
Двусторонняя игра в баскетбол. Основная часть—100 мин. I. Совершенствование навыков защитных действий — 30 мин.
1. Игрок сам резко бросает или направляет мяч ударом в стену на уровне 1,5—2 м и принимает мяч. Расстояние от стены примерно 3—5 м. Если мяч отскакивает далеко в стороны и низко, то игрок применяет прием снизу, сверху с падением, снизу одной рукой с падением.
2. «Защита ворот»—отбивание мячей сверху и снизу, которые ударами направляют занимающиеся.
3. «Защита зоны»—в зоне 6 (5, 1) находится «защитник», отбивая мячи, которые ударами с собственного подбрасывания (или бросками) потоком посылают занимающиеся через сетку (рис. 102).
II. Совершенствование навыков нападающих ударов — 20 мин.
1. Прямой нападающий удар из зоны 4 со второй передачи из зоны 2.
Нападающий удар с переводом влево из зоны 3 со второй передачи из зоны 2.
Нападающий удар из зоны 2 со второй передачи из зоны 3.
III. Групповые тактические действия в нападении— 10 мин.
Прием мяча с подачи, первая передача в зону 3, из зоны 3 вторая передача назад, за голову, и нападающий удар.
IV. Учебная игра в волейбол—40 мин.
Заключительная часть—5 мин.
УРОК 99
Занятие по физической подготовке.
3адачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Изучение техники игры в ручной мяч 7 : 7.
Продолжительность урока—120 мин.
Инвентарь—мячи набивные и для игры в ручной мяч.
Подготовительная часть—25 мин.
Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 55.
Основная часть — 90 мин.
I. Ловля и передачи мяча — 20 мин.
Повторение упражнений из урока 79.
II. Броски мяча в ворота. Задерживание мячей вратарем — 20 мин.
Различные упражнения в бросках мяча с места, в движении, после ведения и задерживания его в воротах. Функции вратаря выполняют все занимающиеся. В игре ворота защищают лучшие «защитники».
2. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите в основном те же, что и в баскетболе:
Выбор места, уход от противника и персональная опека.
III. Двусторонняя игра в ручной мяч 7:7—50 мин.
Продолжительность игры для мужчин — 2 половины по 25 мин., для женщин—2 половины по 20 мин., между таймами перерыв.
Заключительная часть — 5 мин.
УРОК 100
Задачи урока: 1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Совершенствование навыков одиночного блокирования. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении и защите.
Продолжительность урока — 120 мин.
Инвентарь—волейбольные мячи, дополнительное оборудование.
Подготовительная часть—15 мин.
Специальные упражнения на быстроту ответных действий и для развития скоростно-силовых качеств (из предыдущих уроков).
Основная часть —100 мин.