В начале встречи нужно выбирать сторону площадки со встречным для подающего игрока ветром, а не право первой подачи.
Среди подач в прыжке различают подачи с обычными и боковым вращением мяча, а также относительно новые — планирующие подачи.
Варианты подач в прыжке с вращением позволяют придать мячу максимальную скорость.
Техника выполнения подач в основном идентична таковой в классической волейболе. В пляжном волейболе подающий игрок должен приспосабливаться к внешним условиям особенно при выполнении подбрасывания мяча и сохранении равновесия при разбеге и отталкивании.
Игрок перед подачей должен убедиться, что на пути его разбега нет глубоких ямок и при необходимости разровнять песок. Подбрасывание мяча также зависит от силы ветра. При подаче против ветра мяч следует подбрасывать немного вперед, чтобы его не отнесло за подпрыгнувшего игрока, а при попутном ветре, наоборот, подбрасывать немного назад.
При легком ветре подбрасывание мяча производится с таким расчетом, чтобы игрок имел возможность выполнить 1-3 шага разбега и мак-
симальный прыжок вверх для удара по мячу. При сильном ветре мяч подбрасывается ниже и разбег сокращается до одного шага.
Мяч подбрасывается как можно ближе к лицевой линии (в идеале над линией или даже в 30-40 см над площадкой), чтобы точка нанесения удара была как можно ближе к сетке. Это сокращается сопернику время до приема мяча, а также позволяет подающему игроку быстрее занять свое место на площадке.
Траектория полета мяча зависит от силы удара, точки соприкосновения с мячом и степени подкручивания мяча.
При подаче мяча к лицевой линии площадки соперника с низкой траекторией ударное движение выполняется с максимальным приложением силы, движение запястья является очень резким (взрывным), удар наносится по центру мяча или немного ниже, контакт с мячом заканчивается, когда кисть его накрывает, придавая незначительное или среднее вращение.
Если мяч должен упасть на площадку сразу после пересечения сетки (укороченная подача с вращением), то удар наносится гораздо ниже центра мяча, кисть очень быстро накрывает мяч сзади-снизу, вверх-вперед и придает ему сильное вращение. Сила удара по мячу незначительная.
Если мяч должен по высокой траектории упасть на площадку соперника к лицевой лини, то движения те же, что и при выполнении укороченной подачи, только сила удара значительная.
Для того чтобы придать мячу дополнительное боковое вращение, удар по нему наносится немного справа или слева от центра.
Последовательность движений при планирующей подаче в прыжке такая же, как и при обычной подаче в прыжке, только туловище перед ударом значительно отклоняется назад, удар наносится по центру, контакт с мячом очень короткий, отрывистый.
Последовательность движений при выполнении планирующей подачи с опоры в пляжном волейболе такая же, как и в волейболе «шесть против шести».
Различают далекую и укороченные планирующие подачи, которые, в свою очередь, делятся на высокие и низкие. При высоких подачах удар наносится ниже центра мяча, при низких — по центру мяча. Дальность полета мяча зависит от силы удара.
При выполнении подач с боковым вращением с опоры движения бьющей руки такие же, как и при подачах с боковым вращением в прыжке.
При подаче «свеча» удар по мячу может наноситься как тыльной, так и передней поверхностью кисти. Игрок стоит боком к лицевой линии в устойчивой стойке, левая (правая) ступня впереди, ноги слегка согнуты в коленных суставах туловище немного наклонено вперед. Бьющая рука отводится вниз-назад как можно быстрее. Мяч подбрасывается очень низко, и в этот момент тело резко выпрямляется, бьющая рука отводится вниз-назад как можно быстрее. Удар наносится по цен-
тру мяча немного выше уровня пояса. Во время всего движения вес тела равномерно распределен на обе ноги.
Этот вариант подачи представляет собой разновидность планирующей подачи. При ударе по центру мяча он летит без вращения и с очень нестабильной траекторией, что затрудняет действия принимающего игрока. При подачах «свечой» вращение достигается благодаря удару ладонью или ребром ладони справа или слева от центра мяча.
Примерные упражнения для совершенствования
Техники подач и перемещений
Вариант А — для одного игрока
1. Выполнение различных подач с разных мест зоны подачи по цели. Первую серию подач следует направлять в середину площадки соперника. Высоту подбрасывания мяча следует регулировать в зависимости от силы и направления ветра. После подачи игрок быстро перемещается к сетке, имитирует блок и отступает от сетки на 3-5 м, берет второй мяч и атакует с собственного подбрасывания.
2. После подачи игрок быстро перемещается к позиции защитника на задней линии, имитирует защитное действие и возвращается к месту подачи; после выполнения подачи и имитации защитного действия игрок берет второй мяч и выполняет нацеленный удар с собственного подбрасывания.
Вариант Б — для двух игроков
1. Игра с подачей в прыжке по всему полю. Условия следующие:
— подающий получает два очка, если принимающий не касается мяча;
— подающий не получает очков, если партнер принял мяч двумя руками и затем поймал его;
— подающий проигрывает одно очко, если принимающий способен контактировать после принятия подачи;
— подающий проигрывает два очка, если он не может коснуться мяча после контратаки.
Для усиления тренировочного эффекта можно подавать несколько подач подряд.
2. То же, что и упражнение 1, но подачи выполняются из позиции стоя.
3. То же, что в упражнениях 1 и 2, но выполняются любые подачи.
4. Игра один против одного на диагональном поле в три или в два касания мяча.
Вариант В — для трех и более игроков
1. Игра один против одного, третий игрок пасует обоим партнерам (рис. 45).
Можно играть на всей площадке или на поле размером 4,5 х 9 м, 3,9 х 9 м на диагональных половинках.
Победитель определяется после установленного периода времени или путем подсчета очков.
2. Игра «один против двух». После подачи игрок двигается на правую или левую половину поля для защиты своей зоны.
3. Игра «два против двух» на полном поле или на поле 4,5 х 9 м.
4. То же, что и в упражнении 3, только игрок, допустивший ошибку, заменяется пятым (шестым) волейболистом.
Методические указания:
— при очень сильном ветре не подавать в прыжке;
— выполнять длинные навесные подачи при попутном ветре;
— по возможности варьировать разновидности подач;
— подавать не прямо на игрока, а в сторону от него.
Прием подачи
Подача — важный элемент игры, так как только хороший прием мяча с подачи дает возможность команде беспрепятственно начать подготовку и проведение атакующих действий.
Оба игрока в пляжном волейболе должны иметь хороший навык приема мяча. Если один из них заметно слабее другого, то, распознав это, соперник будет подавать в слабого и команда не может успешно играть.
Свыше 70% приема мяча (спортсменами высокого класса) приходится на среднюю треть длины площадки и только около 30% на переднюю треть.
По ширине площадки также основная часть (до 50%) приемов мяча приходится на среднюю треть площадки.
Почти все приемы мяча осуществляются снизу двумя руками. Прием одной рукой или двумя руками сверху осуществляется только в тех случаях, когда невозможно принять мяч снизу. Менее 40% приемов мяча осуществляется перед собой (фронтально), остальное — в положении сбоку (справа или слева) от туловища.
До 50% подач осуществляется в положении, когда игрок (в момент соприкосновения с мячом) неподвижен, около 40% — в движении, остальные — в движении в сочетании с падением.
Стартовая позиция для принимающих мяч игроков — 5-7 м от сетки в зонах 5 и 1. Каждый принимающий отвечает за свою половину площадки. Если подающий находится ближе к правой или левой боковой линии, то и принимающие игроки тоже смещаются. Игрок, находящийся по диагонали от подающего, отвечает на приеме за большую (примерно на один метр ширины) часть площадки, так как к нему мяч летит дольше, чем к игроку, находящемуся напротив подающего. Игроки, принимающие мяч, всегда смещаются по направлению ветра на
1 — 1,5 м. Если ветер дует в спину — то ближе к сетке, если в лицо — то дальше от сетки и т.д. Мяч после подачи может изменить свое направление (под действием ветра, или вращения, или того и другого вместе), поэтому принимающие игроки должны твердо помнить, что принимает тот игрок, к которому мяч прилетел, а не тот, на которого мяч был первоначально направлен.
Техника приема мяча в пляжном и классическом волейболе аналогична, за исключением того, что в пляжном волейболе мяч после приема направляется немного выше. Это связано с тем обстоятельством, что пасующий игрок преодолевает значительное расстояние для выхода к мячу и выполнения передачи для нападающего удара.
Игрок перед приемом мяча должен находиться в стойке готовности с отличным равновесием.
Чем быстрее летит мяч, тем меньше движения рук и тела для того, чтобы придать ему нужно направление. Траектория отскока регулируется положением предплечья по принципу «угол падения равен углу отражения». Особенно это касается мячей, принимаемых сбоку. Плечи всегда расположены к направлению летящего мяча под углом 90 градусов.
Фронтальный прием мяча с падением на одно или оба колена выполняется в тех случаях, когда после высоких подач с вращением мяч быстро летит вниз и в позиции впереди принимающий игрок должен сменить технику падения на колени на технику броска вперед с падением на локти и туловище.
При приеме мяча с подачи следует избегать движения назад и стараться принимать его сбоку в позиции хорошего равновесия.
Если игрок принимает мяч справа от себя ниже или на уровне пояса, то он должен сделать длинный шаг правой ногой вправо. Если мяч принимается выше уровня пояса, то шаг делается вправо-назад. Чем выше летит мяч, тем дальше назад отводится нога. Правое плечо поднимается вперед-вверх, левое опускается вниз.
Для мячей, принимаемых слева, движения являются «зеркально» отраженными описанным выше.
Примерные упражнения для совершенствования
Техники приема подач
1. На принимающего игрока выполняются несколько подач подряд с одного места в опорном положении.
2. То же, что и упражнение 1, только подачи выполняются в прыжке.
3. То же, что и упражнение 2, только чередуется виды подач и их траектория.
4. То же, что и упражнение 3, только подачи производятся с разных мест.
5. То же, что и упражнение 4, только принимающий игрок после передачи мяча производит нападающий удар.
Передачи мяча
Различают низкие, средние и высокие передачи мяча.
Низкие передачи — высотой менее 60 см над сеткой — в пляжном волейболе применяются крайне редко, только как вынужденная мера.
Передачи средней высоты (до 2,5 м) при расстоянии между пасующим и нападающим до 3 м. Это оптимальные передачи в пляжном волейболе, так как в данном случае влияние ветра минимально и легко найти гармоничные пространственно-временные взаимоотношения между партнерами.
Передачи средней высоты (до 4 м )и расстоянием между игроками более 3 метров используются только в случаях неудачного приема мяча.
Высокие передачи (высота свыше 4м, расстояние между партнерами более 3 м) также используются только после неудачного приема мяча, когда нападающему игроку приходится бежать на глубины или даже из-за площадки для выполнения атаки.
У спортсменов высокого класса до 75% передач выполняются из ближней к сетке трети площадки; снизу двумя руками производится 26-28% передач.
В стационарной позиции выполняются 62% передач; в движении — до 25%; остальные — в движении с падением.
Главная задача пасующего — компенсировать неточность первого приема мяча и, зная особенности партнера, создавать ему оптимальные условия для атаки. Неточные передачи (отведенные или, наоборот, выполненные слишком близко к сетке) затрудняют действия нападающего, снижает эффективность атаки.
Техника выполнения передач такая же, как в классическом волейболе, хотя имеются и некоторые отличия.
Передающий игрок начинает перемещаться только после момента приема мяча и определения направления его полета.
Все передвижения пасующего по возможности должны быть закончены до начала выполнения передачи.
В пляжном волейболе намного чаще, чем в классическом, передачи для нападающего удара производятся снизу двумя руками. Техника выполнения схожа с техникой приема мяча с подачи. Если мяч летит с более низкой, чем при подаче, скоростью, то следует более энергичное, чем обычно, движение ему навстречу.
Примерные упражнения для совершенствования
Техники передач мяча
1. Игрок А стоит у сетки в зоне 3 (2,4), игрок Б — напротив на расстоянии 5-6 м от сетки. Игрок А бросает мяч игроку Б, который выполняет передачу мяча к сетке.
2. То же, что и в упражнении 1, только А бросает мяч неточно, а Б после перемещения возвращает мяч назад точно передачей сверху или снизу двумя руками.
3. То же, что и в упражнении 2, только передачи выполняются сериями, а пасующий игрок (Б), ожидая мяч, делает дополнительное движение (касается песка руками, или поворачивается на 180, 360 градусов).
4. То же, что и в упражнении 3, только игрок А направляет мяч на 4-5 м в сторону от игрока Б, вынуждая того выполнять передачи в падении после перемещений.
Методические указания:
— старайтесь всегда перед выполнением паса повернуться лицом к своей «мишени» — атакующему игроку;
— при выполнении передачи учитывать силу и направление ветра;
— старайтесь всегда выполнять передачу из хорошо сбалансированной позиции.
Нападающие удары
Атакующий игрок в пляжном волейболе находится в более простой ситуации, чем в классическом. Он должен действовать успешно против одного блокирующего и одного защитника. Нападающий должен уметь точно и по возможности сильно ударить в любую зону противоположного поля.
У спортсменов высокого класса свыше 90% атак производится с расстояния, близкого к сетке. Из них 40% нападающих ударов выполняются из зоны 4, свыше 30% — из зоны 2, около 30% — из зоны 3 и из глубины площадки.
Почти 65% нападающих ударов у мужчин производятся сильно, и только 35% — обманные нападающие удары.
Количество ошибок при выполнении нападающих ударов достигает 15%; 25% нападающих ударов соперники способны принять и организовать контратаку.
Техника выполнения и силовых, и обманных нападающих ударов в пляжном волейболе почти идентична таковой в классическом волейболе.
Различия заключаются в том, что в волейболе 2х2 нападающему часто приходится преодолевать значительное расстояние до сетки, поэтому он вынужден после обычного бега начинать собственно разбег для атаки (многие игроки после бега даже останавливаются на мгновение и лишь затем выполняют разбег).
Примерные упражнения для совершенствования
Техники нападающего удара
1. Нападающие удары без блока из зоны 4(2,3) поочередно по разным направлениям: прямые, по линии, по диагонали и сильные удары с переводом (крученые).
2. То же, что и упражнение 1, только удары против блока. Вначале блок неподвижный (зонный), затем подвижный (ловящий).
3. Игра один против одного на поле 4,5 х 9 м. Атакующий всегда бьет фронтальные крученые удары.
Игра один против двух на всем поле. Подающий выполняет разнообразные подачи и защищает правую или левую половину поля. Нападающий игрок должен сильно ударить в незащищенную зону. Смена позиций игроков после 15-20 подач.
4. Игра два против двух с определенными функциями. Одна команда подает, другая защищается. После 15-20 подач — смена функций играющих.
Методические указания:
— следить за действиями блокирующего и защитника, а также за сигналами партнера, чтобы выполнить нападающий удар в незащищенную зону;
— всегда производить резкий, сильный нападающий удар и только в самый последний момент, при необходимости, выполнять обманные действия (удары с переводом или сбросы мяча за блок).
Блокирование
Техника выполнения блокирования в пляжном и классическом волейболе схожа. Почти 40% всех блокирующих действий происходят в зоне 2, около 28% — в зоне 4 и свыше 32% — в зоне 3.
Около 11% блоков являются успешными, то есть заканчиваются выигрышем мяча, также в 11 % случаев выполняется ложный блок.
Групповое блокирование в пляжном волейболе не применяется.
Стартовая позиция блокирующего игрока — в середине сетки, в одном метре от нее. Отсюда он, в зависимости от игровой ситуации, перемещается к месту блокирования или в глубину площадки для защитных действий.
Если блокирующий игрок выполняет подачу, то он должен затем быстро переместиться и занять исходную позицию у сетки.
Блокирующий в пляжном волейболе, так же, как и в классическом, может закрывать определенную зону площадки или ставить подвижный (ловящий) блок, стараясь определить и закрыть направление атаки соперника. Он может также сделать вид, что будет ставить блок, а сам в
последний момент быстро переместится в защиту, или наоборот. В любом случае он жестом или звуковым сигналом должен сообщить о своих намерениях партнеру.
Левой рукой (кистью) блокирующий игрок показывает, как он будет блокировать левого атакующего, правой — правого. Один прямой направленный вниз палец означает, что блокирующий будет закрывать зону за собой вдоль линии. Два направленных вниз пальца означают, что закрываться будет диагональ. Кулак означает, что будет выполняться ловящий подвижный блок. Существуют и другие знаки.
Блокирующий в пляжном волейболе может успешно действовать лишь тогда, когда он высоко прыгает, быстро перемещается по площадке, обладает антиципацией, располагает информацией о слабых и сильных сторонах игроков команды-соперника. Кроме того, он должен тонко чувствовать игровую ситуацию и погодные условия.
Примерные упражнения для совершенствования
Техники блокирования
1. Нападающий бьет мяч с собственного подбрасывания по ходу разбега, затем с переводом. Блокирующий старается перекрыть направление удара.
2. Нападающий или выполняет сильные удары, или накатывает мяч за блок. Блокирующий старается закрыть направление удара или достать мяч в броске после приземления.
3. Игра один против одного на площадке 3 х 9 м. Нападающий выполняет только резкие, сильные удары.
4. Атакующий против команды. Он выполняет резкие удары или старается перевести мяч за блок. Блокирующий старается закрыть направление удара или (дав сигнал партнеру) после имитации начала блокирования быстро отбегает в поле для защитных действий.
5. Игра два против двух с заданием выполнять только сильные удары или только обманные действия для того, чтобы блокирующие отрабатывали навыки противодействия.
Методические указания:
— следить за качеством передачи, направлением разбега, замахом на удар, чтобы распознавать возможные действия атакующего игрока;
— никогда не менять план блокирования, согласованный с защитником (исключение составляют случаи, когда передача мяча для нападающего удара направлена близко к сетке или наоборот отведена более 2-3 м от нее — в этих случаях блокирующий ставит ловящий блок независимо от предварительной договоренности с партнером; или когда нападение идет из глубины площадки — отходит в защиту).
Защитные действия
В пляжном волейболе применяются два варианта защитных действий:
1. Защита без блока с двумя защитниками задней части площадки.
2. Одиночный блок с защитником задней части площадки, находящимся в середине площадки, в 5-6 м от сетки.
Защита без блока в большей степени применяется в женском волейболе, а также в мужских командах среднего уровня подготовленности.
Основная стартовая позиция защитника задней части площадки — 5-6 м от сетки в середине площадки — является очень важной, так как игрок находится на одинаковом расстоянии от всех зон площадки (рис. 46) и не позволяет сопернику определить план игры в защите.
Решение защитника переместить
ся в ту или иную зону зависит от плана игры команды, знания сильных и слабых сторон атакующего игрока команды соперников, от способности предвидеть последующие действия и т.д.
Находится защитник всегда в низкой стойке, которая дает возможность быстро начать перемещение к мячу, направленного мимо блока, или к мячу, направленному несильно через блок или к сетке в свободную зону.
Защитник задней части площадки должен уметь использовать весь арсенал действий при приеме мяча, допускаемый правилами, то есть учиться уверенно принимать сильнолетящие мячи и обманные удары, играть одной и двумя руками в опорном положении и в прыжке, обрабатывать низко и высоколетящие мячи.
Ограничения, связанные с возможностью принимать в защите мяч сверху одной или двумя руками, привели к появлению специального приема, называемого томагавк. Обычно этот технический прием используется для отражения мячей, летящих на уровне груди и выше.
Левая кисть (для левшей — правая) слегка сжата в кулак, правая обхватывает левую. Большие пальцы жестко накладываются один на другой. Подушечки пальцев правой кисти касаются основания фаланг левой. Расположение пальцев напоминает хват при замахивании топором, отсюда и название — томагавк.
Применяется также разновидность техники томагавк, когда кисти накладываются одна на другую (фото 1).
Играющей поверхностью являются также ребра ладоней со стороны
мизинцев и нижняя треть предплечий
Для этого он прыгает вверх, вытягивает руки и касается мяча наружной поверхностью средних фаланг согнутых пальцев. Направление отскока мяча регулируется наклоном контактной поверхности кисти.
Примерные упражнения для совершенствования
Защитных действий
1. Игрок А находится у сетки в зоне 3, игрок Б ожидает в защитной позиции в зоне 6 на расстоянии 5-6 м от сетки. А бросает мяч за Б немного выше уровня головы, Б возвращает мяч А, используя один из хватов техники томагавк.
2. То же, только броски мяча над правым (левым) плечом защитника.
3. То же, что и в упражнении 1, только броски мяча из зон 2 или 4 и с более высокой траекторией полетела на расстоянии 1,5-2 м от защитника, вынуждая его перемещаться.
4. То же, что и в упражнении 3, только траектория и направление броска постоянно варьируются, заставляя защитника каждый раз выбирать оптимальный вариант защиты.
5. Подобно упражнению 4, только вместо бросков выполняются нападающие удары с противоположной стороны сетки.
Методические указания:
— в момент контакта с мячом отклонять кисти назад:
— всегда сохранять визуальный контроль за мячом;
— всегда пытаться принимать мяч двумя руками и только в крайних случаях — одной;
— поза готовности в защите всегда должна быть низкой для того, чтобы быстро реагировать на самые разнообразные игровые ситуации.
Волейбол в вузе
Волейбол в вузе включен в программу по физическому воспитанию студентов и является составной частью занятий в специальном (оздоровительный волейбол), подготовительном учебных отделениях и на отделении спортивного совершенствования.
Волейбол используется в занятиях со студентами, отнесенными но состоянию здоровья к специальной медицинской группе. По мнению медиков, выполнение подач, передач мяча, блокирований является хорошим корригирующим средством. Для этой группы рекомендуется игра облегченными мячами. Занятия должны проводить преподаватели, наиболее подготовленные в методическом плане, знающие состояние здоровья и физическую подготовленность каждого занимающегося студента.
На подготовительную часть занятий в этом отделении отводится до 30% всего времени занятия, на основную — до 55% и на заключительную — около 15%. На занятиях исключаются резкие рывки, падения, нападающие удары и подачи на силу. В подготовительной части даются упражнения на растяжение, перемещения с невысокий скоростью, прыжки без больших мышечных усилий, упражнения с мячами в группах (передачи, подачи, прием подач и др.)
В основной части — игра по упрощенным правилам или тренировка игровых фрагментов игры.
Главная задача занятий волейболом в специальной медицинской группе — содействие укреплению здоровья студентов.
В подготовительном отделении обучение проводится по принципу совершенствования в волейболе. Студенты отбираются в группы в соответствии с их подготовленностью и с учетом желания заниматься волейболом.
На занятиях студенты знакомятся с основами волейбола для последующего участия в массовых соревнованиях (первенство факультета, курса, первенство института), а также повышают физическую подготовленность средствами волейбола.
Объем и содержание учебного материала зависят от года обучения. На первых двух курсах материал разнообразен в пределах общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, а также элементов техники и тактики игры.
На старших курсах основное внимание уделяется упражнениям для развития общих и специальных физических качеств, для закрепления техники и тактики игры, освоенной на начальных курсах обучения.
Организация учебно-тренировочной работы в вузе на отделении спортивного совершенствования может идти по следующим направлениям:
— при хорошей спортивной базе и большом контингенте занимающихся создаются однородные по спортивной подготовленности группы (команды факультетов, курсов, отделений и др.), из которых лучшие спортсмены приглашаются в сборную команду вуза;
— при незначительном количестве студентов и при посредственной спортивной базе создаются сборные команды из студентов различных курсов и различного уровня подготовленности.
Основная направленность работы в группах спортивного совершенствования — совершенствование технико-тактического мастерства и дальнейшее развитие двигательной и функциональной подготовленности.
Сборные команды института участвуют в первенстве города среди вузов, среди КФК и в других соревнованиях, а для студентов, занимающихся в подготовительном отделении, систематически проводятся соревнования на первенство курсов, факультетов, института.
Занятия на этом отделении проводятся в вечернее время.
7.4. Волейбол в школе1
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.
Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы).
При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).
В подготовительную часть урока входят организация класса (построение, сообщение задач урока) и разминка (5-8 мин), в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.
В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.
Учебной программой по волейболу должно быть предусмотрено изучение стоек и перемещений, нижних и верхних передач и подач мяча,
' Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе. — М. Просвещение, 1989.
прямого нападающего удара, одиночного блокирования, а также изучение простейших тактических действий в защите и нападении.
На уроках по волейболу учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, об основах техники и тактики игры.
При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоенного материала необходимо проводить соревнования внутри класса, между классами по мини— волейболу, игры по упрощенным правилам, соревнованиям по исполнению технико-тактических приемов волейбола.
Мини-волейбол, как средство укрепления здоровья школьников и как средство привития интереса к занятиям физическими упражнениями, рекомендуется детям от 7 лет и старше. Игры проводятся по упрощенным правилам (Приложение 1).
Спортивные секции по волейболу организуют для учащихся, желающих заниматься этим видом спорта. При отборе необходимо согласие родителей, разрешение классного руководителя и врача.
Секции по волейболу комплектуют раздельно для мальчиков и девочек (8-9, 10-11, 12-13 лет), юношей и девушек (14-15, 16-17 лет).
Продолжительность занятий для детских групп — 60 мин не менее двух раз в неделю, для юношеских групп — 90 мин не менее трех раз в неделю.
В подростковых и юношеских группах учащиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаются от уроков по волейболу как повышенными нагрузками на организм учащихся, так и увеличенным объемом изучаемого материала.
В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу — на первенствах района, города и др.
Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами.
Самостоятельная работа учащихся — это выполнение заданий по физической подготовке, по совершенствованию техники игры, изучение рекомендуемой литературы.
Во время внеклассной физкультурной работы (туристические походы, слеты, дни здоровья и др.) помимо основных запланированных физкультурных мероприятий проводятся соревнования по выполнению тех или иных технических действий, игры в волейбол уменьшенными составами, мини-волейбол и игра 6х6.
Глава 8.