Послушайте стихотворения И. Анденко.
ЖУЧОК
Спал жучок На бугорке, А проснулся — На грибке.
В стихотворении есть слова со звуком [с].Назовите их. Расскажите стихотворение, сопровождая его выразительными движениями.
СОВА
Вдупле Укрылась совушка.
— Кого боишься?
— Солнышка!
Назовите рифмующиеся слова со звуком [с].Расскажите стихотворение.
Раскрасьте рисунки. Карандаши или фломастеры какого цвета вы выберете?
ЁЖ
— Ты куда собрался, ёж?
Что в лукошке ты несёшь?
— Два гриба несу я
Белых
Для моих соседок
Белок.
Прочитайте это стихотворение по ролям. Следите за произношением свистящих и шипящих звуков. Выучите его наизусть.
Раскрасьте грибы в корзинке у ежика. Какая должна быть ножка у белого гриба? А шляпка?
СВЕРЧОК
Ночь пришла —
Берёт сверчок
Ноты,
Скрипку и смычок.
Спит на ветке паучок —
Для него поёт сверчок.
Расскажите стихотворение, сопровождая его движениями.
Назовите слова со звуком [с].
Раскрасьте картинку.
Взрослый читает стихотворения «Жучок», «Сова», «Ёж», «Сверчок», а дети показывают движениями содержание. Затем дети загадывают друг другу и взрослым пантомимические загадки про жука, сову, ежа, сверчка.
Покажите жестами, выразительными движениями содержание стихотворений из английского фольклора в вольном переводе В. Егорова.
МОЯ КНИГА
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик — круглый бок:
Вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт. Открой — и пой:
Лупит дождь — а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой —
Ведь у киски мех такой
Теплый!
Какие книги ты любишь? Вспомни сказочных героев, в названиях которых есть звук [с].(Лиса. Собака. Осел. Снегурочка.)
КОТЯТА
Вот пятеро котят. Один ушел — и нет его. Ну нет его — и нет. Котят осталось четверо. Вот четверо котят. Один ночной порою На дерево залез — котят осталось трое. Но где-то запищал мышонок тонко-тонко, Котенок услыхал — осталось два котенка. Один из них с мячом исчез в дверях бесследно, А самый умный — тот, оставшийся, последний, Он к миске подошел и, как и должно киске, Лакать за пятерых стал молоко из миски.
Взрослый читает стихотворение, а дети выразительными движениями стараются передать его содержание.
Четко произнесите слова:
киска, миска.
Чем отличаются эти слова, и что общего в их произношении?
Закрасьте зеленым цветом квадрат, соответствующий звуку [с]в этих словах.
Понаблюдайте над превращением слов
Четко произнесите звук [с] в чистоговорке.
Ест киска суп из миски, Пуста миска, сыта киска.
Послушайте стихотворение.
СНЕГОПАД
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно Над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает Снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, Укрывает белый свет белым одеялом, Чтобы слева, впереди, позади и справа Сладко спали до весны дерева и травы. Это сколько ж наметет снега за ночь-то! Это как же полетят с горки саночки!
Послушайте стихотворение еще раз и расскажите его с помощью движений.
Повторите, как называется стихотворение?
У этого слова есть слова-родственники, некоторые из них спрятались в стихотворении. Найдите их и подберите к ним другие родственные слова.
Раскрасьте картинки. Назовите слова со звуком [с],используя картинки.
Послушайте стихотворение.
Выучите наизусть и расскажите, сопровождая речь движениями.
СНЕГОВИК
• Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок — Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза... шляпа... нос... метла... Но солнце припечет слегка — Увы! — и нет снеговика.
Дорисуйте снеговика. Придумайте сказку про своего снеговика. Не забывайте правильно произносить звук [с].
Догадайся сам, загадай своим друзьям.
Красное коромысло Над рекой повисло. (Радуга)
Кто на себе свой дом носит? (Черепаха)
Мост — как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Дед на реке)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими...
(Спичками)
По тропинке идет, Лес на спинке несет. (Ежик)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет.
Конь стальной, (Кошка)
Хвост льняной. (Иголка с ниткой)
Меня спроси, Как я тружусь, — Вокруг оси Своей кружусь.
(Волчок)
Раскрасьте картинки-отгадки.
Четко произносите звуки [с] в приговорках, чис-тоговорках, скороговорках.
Сеня вез воз сена. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
По семеро в сани
Уселись сами. Дрозд, дрозд, прост, прост,
Кованый нос,
Коси, коса, пока роса. Железный хвост.
Роса долой,
И мы домой.
Скок, сорока, Скок, сорока, Слепа с ока, Крива с бока.
Купила бабуся бусы Марусе.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
У Сени и Сани
В сетях сом с усами.
Раскрасьте рисунки. Расскажите подходящую к рисунку чистоговорку.
Произнесите выделенные слова быстро
— Янесу
Суп-суп-суп.
— А кому?
Псу-псу-псу...
Как одно слово превращается в другое? Какое слово вы слышите, произнося суп-суп-суп? Псу-псу-псу? Раскрасьте картинку.
В поле все-все-все:В поле сев-сев-сев.