Девяносто, трамплин правее сразу левый один-два-три, триста
Надо сказать довольно тривиальный пример, строго говоря, в данном случае правее можно не писать. Но психологически это помогает пилоту смелее ехать проехать по правому краю, типа проверено.
Вот пример прописки с использование проезда слева направо. Уточняю, горкой мы обозначаем трамплин, имеющий продольную протяженность, вдоль него можно некоторое время ехать, в данном случае длина горки не указана, значит это тридцать метров. Итак
… 80 L 4 / Jd = R5+ : Г(LÏR) L8 50 …
Восемьдесят, левый четыре через прыжок в конце, сразу правый пять плюс, осади, горка слева направо левый восемь, пятьдесят…
Разберем финальную часть связки. Правый пять плюс это средне-быстрый поворот левый восемь медленный. После правого пять плюс вам естественно хочется распустить машину на всю ширину дороги (она здесь есть), далее в левый восемь хочется зайти пошире, то есть с правой стороны дороги. Если бы дорога была плоской, пилот, естественно, перестроился бы с левой части дороги на правую и специально ничего писать бы не стал – это очевидно. Но в данном случае за правым поворотом перед глазами трамплин, и подсказка слева направо как раз и обозначает необходимость перестроиться на правую часть дороги, во время проезда горки. И никакого дополнительного поворота здесь нет. (Хотя раньше мы пытались обозначать такие заходы нулевым или единичным поворотом, но у нас это не прижилось – сбивало с толку и пилота и штурмана).
В некоторых ситуациях, по обязательной договоренности с пилотом, слово трамплин вообще не произносится, хотя и написано. Вот пример знаменитой серии трамплинов с СУ «Бугры любви» Гуково:
…T 70 J(LÏPR) 110 F 70 F L2 50
семьдесят; слева на чуть правее сто десять; семьдесят; левый два пятьдесят;
50 кривJ 70 F 30 L4 40 Rобр …
кривой семьдесят; тридцать левый четыре, сорок правый обратный, правый обратный!…
Как видим, в данном случае слово трамплин, а также полет, прыжок мы не произносим. Это лишняя информация (если ваш пилот с этим согласен!) пилот и так их видит, да и времени на это нет, поскольку половина описываемого участка проходится в полете, а рот можно открыть только после приземления, иначе, велики шансы просто откусить себе язык.
Искусство штурмана заключается в том, чтобы сообщить пилоту информацию ровно в тот момент, когда она нужна. Штурман должен быть уверен, что информация понята правильно и, не видя адекватных действий пилота, повторить громче, обратив внимание на ключевой момент. «Лумиваара». Начало СУ. Очень быстро. Подъезжаем к очередному повороту, скорость сто тридцать:
пятьдесят правый четыре – пилот не тормозит, снова и громче:
правый четыре! - не видя реакции, кричу:
осаживай! – понимаю, что не попадаем, фиксируюсь в кресле, плотно прижавшись спиной, упершись ногами в подставку, руки держат стенограмму на коленях, локти плотно прижаты к бокам, голова чуть наклонена. Удар! От скалы машину отбрасывает на дорогу, разворачивает, но стоим на колесах - вроде все цело – газ, поехали дальше, пальцы держат последнюю позицию, и … спокойно диктую следующий поворот, эмоции потом.
Очень важно понимать, что время прочтения позиции должно быть меньше, чем время проезда. Прочтите и засеките время:
110 L1Ï R2qq до Т=L3!!√
сто десять левый один на правый два очень длинный до трамплина, сразу левый три опасный подброс. Думаю, получилось 5-7 секунд. Про опасный подброс нужно сказать не позже чем в середине правого поворота, чтобы затормозить перед трамплином. Скорость на входе 140-150, то есть 40 м/сек. Прямик и полтора поворота это максимум(!) пять секунд. Чем не засада на ровном месте. Если чувствуете, что не успеваете, говорите самое главное: «за трамплином опасно», а лучше «осади перед трамплином». И конечно такие места в стенограмме штурман должен видеть (это чувство скорости, чисто штурманская заморочка) и продумать, как это прочесть вовремя.
Перед стартом откройте нужную страницу. Фиксируйте произносимую строчку пальцами, обычно большими пальцами, держа стенограмму двумя руками. Заранее готовьтесь перевернуть страницу. Читайте ясно. Не кричите. Читайте ритмично. Ваш ритм задает темп езды, поэтому меняйте его при переходе от медленных участков к быстрым (можно ставить себе памятки: «смена ритма»). Плохие места подчеркивайте интонацией. Повторяя позицию, полезно сказать «повторяю», чтобы не сбить пилота.
Каждая команда решает индивидуально, сколько позиций вперед надо прочесть обычно от одной до трех, чем быстрее движение, тем дальше вперед надо уйти (не более трех!), а, чтобы пилот не нервничал, скажите ему кратко, что впереди, например: «до леса очень быстро».
Если вы «потерялись» - немедленно скажите об этом пилоту, «находитесь» по примете или по характерному месту: длинный прямик, крутой поворот, дорожный знак.… Там где уверенно работает GPS, можно найтись по километровым меткам, которые я всегда ставлю в начале строки.
Поскольку стаж у меня не сильно большой, меня постоянно пугали: вот в Пено так быстро, что просто все, а Карелия такая стремная, сплошные трамплины, все кривые, а скорости…, или вот Эстония – это все, без стенограммы просто смерть. Так вот - Гуково – для штурмана круче нет, если вы смогли записать, невзирая на жару (в кабине семьдесят!), мокрые руки и неописуемую тряску, а главное, потом еще и прочесть – все отдыхают – ничего не видел сложнее. Ненавижу Гуково. А ведь там бывают дожди… это песня, медленная и печальная…
А вот и пример:
любимый:
Гуково!
В нем вы найдете все мыслимые и немыслимые сочетания символов. И если во время чтения стенограммы, вы вдруг почувствуете как у вас замирает сердце от ощущения скорости – вы настоящий штурман.
Всего 17 км СУ-3 «КАЗАЧЬИ ПРУДЫ» стр. 1
Типичное Гуково. Жестко, в карьере очень жестко. Броды. Средне быстро.
R8 L3 Г20 L6+ | ||
правый восемь; левый три горка-двадцать; левый шесть плюс; | ||
R6 Ï L5 150 | ||
правый шесть на левый пять; сто пятьдесят; | ||
150 R2-2 Ï L1 90 | ||
правый два-два на левый один девяносто | ||
90 R3-2 Ï L3 50 L3 Ï П 110 | ||
правый три-два на левый три пятьдесят; левый три на полку, сто десять; | ||
1= | 110 R2-4 / bJ Ï | |
правый два-четыре через прыжок вначале на; | ||
Ï L3 Ï R3 Ï L5+ Ï R5+ 100 | ||
на левый три, на правый три на левый пять плюс; на правый пять плюс сто; | ||
100 L4 Ï R4 / J Ï П 80 | ||
левый четыре, на правый четыре через прыжок на полку, восемьдесят; | ||
2= | 80 L4 / Jd = R5+ : | |
левый четыре через прыжок в конце, сразу правый пять плюс; | ||
: Г(LÏR) L8 50 | ||
осади горка слева на право левый восемь; пятьдесят | ||
50 R4ÏL5 60 | ||
правый четыре на левый пять шестьдесят; | ||
60 R1q / Г30 70 | ||
правый один длинный через горку-тридцать семьдесят; | ||
70 L3 30 R5 Ï L5 + 90 | ||
левый три тридцать, правый пять, на левый пять плюс девяносто | ||
90 L2 Ï R4 / Ü | ||
левый два на правый четыре через большую яму | ||
R3 Ï L5+ / √ | ||
правый три на левый пять плюс через подброс | ||
3= | L2ÜÜ Ï R2Û= L7 70 | |
левый два сильно вниз на правый два вверх сразу левый семь семьдесят | ||
70 L5-4cut Ï R5qq У Ï | ||
левый пять-четыре резать, на правый пять очень длинный, уклон | ||
Ï L4 !!!√ | ||
на левый четыре опасный подброс | ||
Ï R5+q Ï bП40 70 | ||
на правый пять плюс длинный на полку-сорок вначале, семьдесят | ||
Всего 17 км СУ-3 «КАЗАЧЬИ ПРУДЫ» стр. 2
4= | 70 R4 / Æ | |
правый четыре через подброс вниз | ||
R2 / T 10 L6q √ | ||
правый два через трамплин десять левый шесть длинный, подброс | ||
R4q-5 Ï L5 Ï | ||
правый четыре длинный пять на левый пять | ||
5= | Ï L2-2 Ï Г (PR) 110 | |
на левый два-два на горку чуть правее сто десять | ||
110 2T 60 4 T :d | ||
два трамплина шестьдесят; четыре трамплина в конце осади | ||
10 T= R5 Ï L7 / ГÜ | ||
десять трамплин сразу правый пять на левый семь, через горку вниз | ||
= R4q У 110 | ||
сразу правый четыре длинный уклон, сто десять | ||
110 R1qq / Г100 Ï L5 60 | ||
правый один очень длинный через горку-сто, на левый пять | ||
6= | 60Ü J 150 | |
шестьдесят вниз прыжок сто пятьдесят | ||
150 R2qq УУ 50 | ||
правый два очень длинный сильный уклон пятьдесят | ||
50 L5+ 40 R6-6 У | ||
левый пять плюс сорок правый шесть-шесть уклон | ||
Ï L6 L8 / Бр | ||
на левый шесть, левый восемь через брод | ||
R5q Ï L5-5 200 шир | ||
правый пять длинный на левый пять-пять двести широко | ||
7= | 200 R5q-6 Ï L5+qq Ï П Ï | |
правый пять длинный шесть на левый пять плюс очень длинный на полку | ||
ÏR6+q Ï П 70 | ||
на правый шесть плюс длинный на полку, семьдесят | ||
R5 до J Ï L5+q | ||
правый пять до прыжка на левый пять плюс длинный | ||
R6De Ï L5-5 узко 40 L6 50 | ||
на правый шесть держать на левый пять-пять узко; сорок левый шесть | ||
50 L4У 60 L5+ 110 | ||
пятьдесят левый четыре уклон шестьдесят; левый пять плюс сто десять | ||
8= | 110 L1 Ï П R2qq до ОТ = | |
левый один на полку правый два очень длинный до острого трамплина | ||
=L3!!!У L4-5 Ï R7 60 | ||
сразу левый три опасный уклон левый четыре пять на правый семь | ||
Всего 17 км СУ-3 «КАЗАЧЬИ ПРУДЫ» стр. 3
60ÜR5 Ï L8 50 | ||
шестьдесят вниз правый пять на левый восемь пятьдесят | ||
50 L4 √ 60 L3 Ï R7 / Бр (L) | ||
левый четыре подброс шестьдесят левый три на правый семь через брод левее | ||
9= | L6 Ï R3 Ï L3qq-5 : | |
левый шесть на правый три на левый три очень длинный пять осади | ||
Ï R6 / 2Бр 110 | ||
на правый шесть длинный через два брода | ||
110 L3 Ï R5 50 | ||
сто десять левый три на правый пять пятьдесят | ||
50 R4 Ï L5-6 140 R3q 200 | ||
правый четыре на левый пять шесть сто сорок; правый три длинный двести | ||
10= | 200 R2q 70 L3De у столба 60 | |
правый два длинный семьдесят; левый три держать, у столба | ||
60 L5q Ï R1 Ï П 60 | ||
Шестьдесят левый пять длинный, на правый один на полку | ||
60 R6q Ï L2-2Ü150 | ||
Шестьдесят правый шесть длинный, на левый два-два вниз | ||
150 R3 40 L5 20 L7 50 | ||
сто пятьдесят правый три сорок; левый пять двадцать левый семь | ||
50 L3-3 Ï R2 / h√ 90 | ||
пятьдесят левый три-три на правый два через корявый подброс девяносто | ||
90 L3 70 L4 Ï R8 | ||
левый три семьдесят; левый четыре на правый восемь | ||
R3-3Û40 R6 Ï L8ÜÜ | ||
правый три-три вверх; сорок правый шесть на левый восемь сильно вниз | ||
= R3 Ï L7 50 | ||
сразу правый три на левый семь пятьдесят | ||
50 L3-3 Ï R5 Ï L5 50 | ||
левый три-три на правый пять, на левый пять пятьдесят | ||
50 R5 Ï L2-2 / J De 40 | ||
правый пять на левый два-два через прыжок держать, сорок | ||
40 Г L5qq h √ R7 60 | ||
горка левый пять очень длинный, коряво, подброс правый семь | ||
60 П10 L4-3 Ï R4 до П20 = | ||
Шестьдесят полка-десять левый четыре три на правый четыре до полки-двадцать | ||
= √√ 30 R7q 40 | ||
сразу подбросы тридцать правый семь длинный сорок | ||
Всего 17 км СУ-3 «КАЗАЧЬИ ПРУДЫ» стр. 4
40 L3 / Г20 60 П50 | ||
сорок левый три через горку-двадцать шестьдесят; полка-пятьдесят | ||
L5+ 40 R6+ Ï L5-5 | ||
левый пять плюс сорок правый шесть плюс, на левый пять-пять | ||
Ï R5+ √ 130 | ||
на правый пять плюс подброс; сто тридцать | ||
130 R3q / Üd 60 | ||
правый три длинный через яму в конце, шестьдесят | ||
60 L6+qq 50 | ||
левый шесть плюс очень длинный пятьдесят | ||
50 R4qq до Ü√ 50 | ||
правый четыре очень длинный до ямы-подброс, пятьдесят | ||
50 R4ÜÏ L3q 50 | ||
правый четыре вниз на левый три длинный, пятьдесят | ||
50 L5+ hÜ Ï R3q 60 | ||
левый пять плюс коряво вниз на правый три длинный, шестьдесят | ||
60 L5-5 Ï R5-5 Ï L6+5 Ï | ||
левый пять-пять на правый пять-пять, на левый шесть плюс пять | ||
Ï R4 R3q 70 | ||
на правый четыре правый три длинный семьдесят | ||
70 R4-3 Ï L3 90 R3 110 | ||
правый четыре-три на левый три девяносто; правый три | ||
110 L0 Ï R0 70 R7q Ï | ||
сто десять; левый ноль на правый ноль; семьдесят правый семь длинный | ||
Ï L5 40 Fin | ||
на левый пять, сорок финиш! | ||
финиш! – наконец-то! Голова лопается от жары, вода в горле шипит как на сковородке, пробито правое переднее колесо (не разбортировалось потому что собрано с камерой), оторван глушитель, умер правый задний амортизатор – казалось бы жопа – а вот и нет, в итоге мы … первые!!! (очень опасно). Обычно за день я худею на три литра пива, то есть:
3 Ü ХÊ