Профессионально-прикладная гимнастика
Профессионально-прикладная гимнастика —составная чавчъ профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на общее физическое развитие занимающихся, совершенствование двигательных способностей, от которых в значительной степени зависит успех в овладении избранной профессией.
Развитие науки и техники, возникновение новых областей знаний и высокие технические достижения предъявляют новые, повышенные требования к подготовке квалифицированных рабочих, инженеров и техников, служащих во всех сферах общественного производства.
В соответствии ч реформой общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается значительное расширение контингента учащихся в системе профессионально-технического образования. В учебных заведениях этого профиля физическое воспитание является составной частью учебно-воспитательного процесса Особенностью учебных программ для названных учебных заведений является ярко выраженная профессиональная направленность. Эти задачи реализуются во взаимосвязи с общими задачами физического воспитания. Физическое воспитание в средних и высших учебных заведениях также строится с учетом профиля будущей профессии. Содержание профессионально-прикладной гимнастики составляют такие упражнения, с помощью которых успешнее осуществляется подготовка к конкретным условиям трудовой деятельности в той или иной области. Упражнения, применяемые в занятиях (как гимнастические, так и из других видов спорта), направлены на преимущественное развитие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку в процессе труда. Кроме того,
они способствуют развитию тех психофизиологических функций, к которым предъявляются повышенные требования в данном виде трудовой деятельности. Применяя специально подобранные физические упражнения, сходные с трудовыми движениями (или близкие к ним), развивают те физические качества и навыки, которые необходимы для успешной работы в той или иной профессии.
В то же время занятия физическими упражнениями с профессиональной направленностью являются и средством гармонического развития организма, укрепления здоровья. Для этой цели используются средства ОФП, а также упражнения, которые были подобраны в соответствии с их значением в развитии отдельных мышечных групп, профессионально важных физических и психических качеств.
Большинство профессий характерны сочетанием психофизиологических качеств, которые могут быть общими для них. Такими общими качествами являются: внимание, координация движений, дифференцировка мышечных усилий, сила мышц плечевого пояса и туловища. В то же время каждая из профессий предполагает наличие каких-то своих профессионально значимых качеств.
Так, к примеру, для монтажников-верхолазов, работающих на большой высоте, на ограниченной опоре, зачастую с тяжелыми инструментами (сварочные аппараты, большие гаечные ключи и др.), специфично передвижение по узким балкам, переход к месту работы по вертикальным металлическим лестницам, иногда на одних руках и т. д. Для них в занятия включают специально подобранные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, лазанье по лестницам и канатам, опорные прыжки Формируя навыки сохранения равновесия, что важно при работе на большой высоте, применяют разнообразные упражнения и передвижения на бревне такой же ширины, что и балка каркаса перекрытий*.
Для профессий текстильного производства (ткачихи, прядильщицы и др.) основными особенностями является постоянное выполнение тонких по координации движений пальцами и кистями рук, связанных с обнаружением и ликвидацией обрывов нитей, напряжением зрения, выполнением рабочих действий при наклоне туловища вперед и согнутых ногах. Для профессий текстильного производства профессионально значимы ловкость и быстрота движений кистями при выполнении микродвижений, тактильная чувствительность пальцев, специальная выносливость мышц ног и епины, острота зрения.
Специфичными для профессии типа «машинист» является быстрота движений, для специалистов монтажной наладки и ремонта оборудования — общая выносливость и статическая выносливость мышц кисти, а для станочников — устойчивость в вертикальном положении.
При подборе средств (упражнений) в профессионально-приклад-
* В. А. Кабачков, С. А. По л и е в с к и й. «Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ». М., «Высшая школа», 1982,
8*
ной гимнастике рекомендуется придерживаться определенной схемы, а именно:
— учитывать особенности профессиональной деятельности;
— определять конкретные задачи по применению гимнастики при обучении данной профессии;
— указывать рекомендуемые виды спорта, являющиеся наиболее значимыми для той или иной профессии, в качестве средств их физической подготовки;
— устанавливать контрольные нормативы.
Увеличение объема средств СФП независимо от изучаемой профессии способствует более эффективному развитию и совершенствованию физических качеств, необходимых для успешного освоения профессии. СФП осуществляется во внеучебное время, на секционных занятиях по видам спорта, обеспечивающих формирование нужных для данной профессии двигательных навыков и физических качеств.
В практике физического воспитания учащихся профессионально-прикладная гимнастика проводится в процессе обязательных занятий по учебному расписанию, а также на специально организованных факультативных занятиях.
Конкретный объем (комплекс) физкультурных мероприятий определяется в зависимости от режима учебного дня и профиля училища.