Динамика социального конфликта и способы его урегулирования
Любой социальный конфликт – от межличностного до международного – имеет свою внутреннюю логику, свои особые пути развития. Вместе с тем есть и общая схема развития любого конфликта, состоящая, как правило, из нескольких универсальных стадий: латентная (т.е. скрытая) стадия; выход конфликта в открытую стадию; эскалация конфликта; его завершение. Формы завершения конфликта могут быть различными, в зависимости от его предмета, остроты противоборства и т.д.
1. Латентная стадия – это скрытая стадия конфликта, при которой налицо уже все элементы его структуры, за исключением внешних (открытых) действий. С формальной точки зрения, в эту стадию входят шесть последовательных событий:
а) возникновение объективной конфликтной ситуации (например, предстоящих увольнений). Предмет борьбы уже существует, в коллективе возникла напряженность, и могут последовать определенные действия;
б) осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации. Следует помнить, что интересы могут быть ложно понятыми, искаженными, но могут быть и реальными, объективными. Но без их осознания дальнейшая борьба не имела бы основания;
в) осознания препятствий для удовлетворения своих интересов. Если препятствие достаточно ясно выявлено и осознано, то это является важным условием для дальнейшего развития конфликта;
г) осознание своих интересов и соответствующих препятствий другою стороной;
д) конкретные действия, предпринятые одною из сторон для отстаивания своих интересов;
е) отрицательный ответ на эти действия есть уже начало конфликта, поскольку позиции сторон четко определились и начались их практические действия друг против друга[190].
Названные шесть событий (этапов) не обязательно чередуются в указанной последовательности, но идеально–типическая модель латентной стадии конфликта выглядит именно таким образом.
2. Как видим, начало конфликта в строгом смысле слова означает его перерастание в открытую стадию. Для нее характерны следующие признаки:
– наличие конфликта становится очевидным для каждого из его участников, при этом каждый стремится «обыграть» другого;
– действия сторон становятся практическими, приобретают внешнюю форму, включая использование средств массовой информации, действия по захвату спорного объекта, насилие, угрозы и т.д.;
– о конфликте, вышедшем из латентной стадии, будут осведомлены третьи лица, посторонние, которые в той или иной степени в состоянии влиять на конфликт. Это влияние далеко не однозначно: например, вмешательство общественности нередко подогревает агрессивные настроения, как это наблюдается, например, в межэтнических конфликтах.
В некоторых конфликтах открытая стадия означает также переход к иному уровню противоборства, например, от личных отношений к межгрупповому или межорганизационному конфликту. И наоборот, любой крупный социальный конфликт, особенно в политической сфере, приобретая открытый характер, «опускается» также и на микроуровень, меняя образ жизни и поведение отдельных людей.
Внешние действия, открывающие конфликт, можно разделить на две группы: наступательные и оборонительные. Главное различие между ними заключается в том, что оборона – это попытка сохранить имеющееся на данный момент соотношение позиций в конфликте, защитить те свои интересы, которые до сих пор реализовывались беспрепятственно. Наступление – это попытка изменить соотношение позиций, направленное на утверждение нереализованных интересов. Однако разделение между этими двумя типами действий достаточно условно: не случайно говорится, что нападение – это лучшая оборона.
Рассматривая основные наступательные и оборонительные действия в конфликте с точки зрения их конкретной направленности, можно выделить несколько их разновидностей, в известной мере характеризующих и разные типы противоборства: – действия, направленные на захват и удержание спорного объекта; создание помех и причинение косвенного вреда; задевающие и оскорбительные слова и действия; подчинение и захват субъекта конфликта; нанесение прямого физического ущерба и т.д[191].
3. Эскалация конфликта. Если одна или обе стороны конфликта не пошли на уступки и не попытались уклониться от столкновения, то начинается противоборство. Оно может иметь затяжной характер, особенно если в конфликте затронуты ценности. Особенно затяжной характер имеют конфликты на этнической или политической основе. Корни их уходят в такое далекое прошлое, в такие глубины массовой психологии, что их истинные первопричины практически никому не известны. Таковы случаи кровной мести, до сих пор распространенные в некоторых странах. Затяжной характер имеют и многие разновидности межличностных конфликтов, например, семейные. Для них особенно характерна повторяемость одинаковых эпизодов, цикличность. Семейные ссоры часто повторяют одна другую, как бы развиваются по одному сценарию. Угасая на время, они не ликвидируют истинной и часто скрытой системы разногласий.
Эскалация (т.е. разрастание) конфликта означает усиление и обострение борьбы. Конфликт на этой стадии развивается по методу раскручивания спирали: действия одной стороны сопровождаются контрдействиями другой, но эти ответные действия не адекватны по масштабу своих последствий исходной точке конфликта.
Если внешние признаки эскалации очевидны, то менее заметны внутренние изменения в конфликте, ведущие к внешним проявлениям. Между тем основное изменение, объясняющее причины видимой интенсификации конфликта, – это смена его предмета и, соответственно, формы взаимодействия. Особенно хорошо это видно на примере политической дискуссии, когда ее участники от аргументов по существу спора переходят к личным оскорблениям[192].
В ходе эскалации конфликта происходит не только подмена его предмета, но и «потеря объекта», т.е. переход столкновения к таким масштабам, когда первоначальная причина конфликта уже не играет основной роли. Ссора соседей из–за садовых участков («межа») может перерасти в открытую взаимную ненависть и причинение друг другу всяческого ущерба. Многочисленные конфликты в Закавказье, возникшие первоначально из–за территориальных притязаний, привели к сильнейшей взаимной вражде, геноциду против мирного населения.
В этом (и сходных) случаях происходит генерализация конфликта; переход к более глубоким противоречиям способствует возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории, меняет свой эпицентр, «питает» сам себя. В ходе эскалации конфликта происходит своеобразное «укрупнение» его субъектов за счет привлечения все большего количества участников и их жесткой биполяризации (т.е. разделения на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов»). Важнейшим фактором и результатом эскалации становится применение насилия как крайнего средства борьбы[193].
4. Завершение конфликта. Ни один конфликт не может продолжаться вечно (во всяком случае, в активной стадии), следовательно, рано или поздно он как–то завершается. Вопрос лишь в том, как именно завершается конфликт. Он может завершиться гибелью обеих сторон или поражением одной стороны (деструктивный вариант); тупиковой ситуацией (паллиативный вариант); взаимовыгодным соглашением (конструктивный вариант). В случае если найденное решение устраивает конфликтантов лишь частично, но их силовые взаимодействия как–то упорядочены, принято говорить об урегулировании конфликта. Если же найдено решение, которое в полной мере устраивает конфликтующие стороны, то можно говорить о разрешении конфликта, хотя это гораздо более сложная задача.
Для разрешения конфликта нужно прилагать немалые усилия, как интеллектуальные, так и психические, душевные. Иногда, правда, конфликт пытаются не замечать, игнорировать. В таких случаях он начинает развиваться стихийно, обостряться, агрегироваться с другими конфликтами и в результате может полностью разрушить ту систему, в которой он возник.
К числу успешных предпосылок разрешения конфликтов обычно относят:
– диагностику противоборства (выявление причин, мотивов поведения сторон и т.д.);
– осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон);
– прогнозирование хода и последствий конфликта (включая определение выгод и ущерба для каждой стороны в случае того или иного завершения конфликта).
Важно, чтобы все эти действия совершались не только третьей стороной (посредником, органом власти), но и самими субъектами конфликта, которые после проведенного анализа ближе подойдут к пониманию необходимости выработать общее решение.
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание, адекватное осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки компромиссов, а также в некоторых случаях может вообще аннулировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным. Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет успешно разрешен.
Противоречия, лежащие в основе конфликта, могут быть устранены путем: устранения или раздела объекта конфликта между борющимися сторонами; установлением очередности или иных правил обоюдного использования объекта; компенсацией одной из сторон за передачу объекта другой стороне; разведением сторон конфликта; переносом отношений сторон в иную плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и т.д. Способами, при помощи которых достигается нужное решение, являются переговоры, посредничество или арбитраж.
Переговоры – это вербальное взаимодействие с целью достижения согласованного и устраивающего обе конфликтующие стороны решения, что предполагает диалог, обмен мнениями, совместный поиск согласия, а также добровольное выполнение договорившимися сторонами принятых решений. Одним из важнейших условий успешного исхода переговоров является формализация и рационализация позиций сторон, их готовность «держать дистанцию» и не переходить черту эмоционального реагирования и личных выпадов. Поведение участников переговоров во многом зависит от сложившейся ситуации, от собственного образовательного и культурного уровня, волевых и интеллектуальных личностных характеристик.
Однако не всякие, даже умело проведенные переговоры, способны предложить выход из конфликтной ситуации. Нередки случаи, когда для урегулирования конфликта требуется приглашение третьей стороны – посредника, медиатора. Посредничество в конфликте предполагает добровольное согласие конфликтующих сторон на участие медиатора и добровольное же принятие ими того или иного варианта решения. Результатом участия третьей стороны становится, как правило, снижение иррациональности в поведении конфликтантов, разъяснение решений, помощь в «сохранении лица» при уступке, повышение цены конфликта.
Несмотря на известные достоинства посредничества, являющегося, по словам Р. Дарендорфа, в высшей степени эффективным инструментом регулирования конфликта, часто бывает необходимо сделать следующий шаг – к арбитражу.В этом случае само обращение к третьей стороне либо исполнение ее решения является обязательным. Различают несколько видов арбитража – формальный (т.е. обязательный) и неформальный. По существу речь идет о нескольких видах третейского (неофициального) суда, избираемого самими сторонами. Как и судебное разбирательство, арбитраж является состязательным процессом, направленным на решение спорных вопросов, представленных сторонами. Однако в отличие от судебного процесса здесь отсутствуют нормы, регулирующие представления и оценки доказательств и саму процедуру разбирательства; имеется большая гибкость в выборе арбитров, а заседания носят большей частью закрытый характер.
Что касается обязательного арбитража, то он, по словам Р. Дарендорфа, находится на границе между регулированием и подавлением конфликта. Этот метод может иногда быть необходим для сохранения (или изменения) формы государственного правления, для обеспечения мира в международной области, но при его использовании «регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным»[194].
Процедура урегулирования конфликтов, действительно, требует немалых усилий, как от самих участников конфликта, так и от посредников (медиаторов). Однако иным путем, кроме как через компромиссы, встречные шаги, добиться согласия невозможно. Лишь в случае своего успешного разрешения конфликт сыграет конструктивную роль, обеспечив динамичное и поступательное развитие той социальной системы (группы, организации, общества в целом), в которой он возник.
Контрольные вопросы: