Научная революция и начало нового времени
Величайшие научные перемены связаны с эпохой Возрождения. Итальянский Ренессанс XV–XVI вв. стал ярким событием европейской культуры. Понятие «гуманизм», лежит в основе устремления этой эпохи и означает приоритет гуманитарного образования перед естественным и техническим. Действительно, Ренессанс можно считать временем интенсивного становления гуманитарных наук. Деятелями Ренессанса была открыта история как таковая. Были разработаны основы филологического подхода к памятникам прошлого – соблюдение исторической дистанции, требования адекватного и корректного перевода текстов, текстологический анализ, научные комментарии и толкование. Итальянские гуманисты интенсивно занимались также этикой, эстетикой, проблемами воспитания и образования, социально–политическими вопросами. Среди известных деятелей Возрождения следует назвать, прежде всег,о Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, М. Фичино. Само понятие гуманитарной образованности (включающей знание языков, истории, литературы, искусства и т.п.) пришло к нам из тех времен.
Глубоко изучалась также природа. В этом изучении деятели Ренессанса исходили из понимания природы как тайны, загадки, для решения которой необходим особый опыт художественно–философских, даже мистических прозрений. Своеобразная натурфилософия Ренессанса характеризуется сплавом совершенно различных подходов и традиций – некоторых тайных учений мистического и магического свойства, астрологии и алхимии, неоплатонизма, аристотелизма и др. В эту эпоху возникает новый тип мыслителя – активного «выспрашивателя» природы, сочетающего в себе черты и созерцателя–философа, и ремесленника, и инженера, и художника. Яркий пример такого деятеля представляет собой знаменитый Леонардо да Винчи (1452–1519).
В эпоху Возрождения были совершены важные открытия в оптике, астрономии, анатомии, технических науках. Достижением Ренессанса стала сама настойчивая исследовательская активность, общая «разведывательная» установка его деятелей, резко контрастировавшая с консервативным, размеренным жизненным укладом Средневековья.
Научная революция XVI–XVII вв. занимает период примерно в 140 лет: с 1543 г. (публикация работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер») по 1687 г. (работа Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии»).
Религиозная реформация явилась революцией в духовной жизни человека. Она имела далеко идущие последствия во всех сферах деятельности. Для становления науки важным явилось то, что Реформация произвела основательную критическую работу по отношению к средневековой картине мира, отбросив аристотелевски–схоластические представления.
Идеи Реформации способствовали дезантропоморфизации природы: на смену пониманию природы как живого организма пришла механистическая интерпретация. Мир стал рассматриваться как безжизненный, качественно однородный. Такой мир можно унифицировать, измерять, анализировать.
В научной деятельности учёные той эпохи видели высокий религиозный смысл. С их точки зрения научные открытия не теснят религию, а наоборот, углубляют религиозное чувство, все больше открывая нам совершенство мироздания, мудрость и величие Творца. Деятели научной революции были убеждены в том, что существует естественная гармония религии, метафизики и науки.
Среди имён выдающихся учёных того времени называют имена: Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея. Н.Коперник (1473–1543) обосновывает представления о гелиоцентрической системе мироздания. Она несла в себе определенное эстетическое совершенство, которого была лишена громоздкая система Птолемея, согласовывалась с популярными тогда представлениями об исключительной роли Солнца во Вселенной.
Дело Н. Коперника продолжил Иоганн Кеплер (1571–1630). Результатом его многолетних усилий стала система математических законов движения планет (законы Кеплера). Произведения И. Кеплера – яркий образец соединения нового и старого, теологии и физики, математики и ренессансных учений.
Фундамент современной механики заложил Галилео Галилей (1564–1642). Он продемонстрировал эффективность применения в эмпирических исследованиях идеализированных объектов – материальной точки, прямолинейного равномерного движения и т.п. Введение умопостигаемых объектов было, по сути дела, продолжением платоновской традиции. Галилеевский метод экспериментирования позволил добиться математизации изучаемых феноменов и тем самым вообще математизации физики. Г. Галилей сформулировал закон падения тел, исследовал закономерности колебаний маятника. Он защищал идею автономии науки как особой интеллектуальной деятельности, обосновывал представления о математическом языке, на котором написана книга природы.
Среди других представителей научно–технической революции значимы имена: Ф. Бэкона, Р. Декарта. Совершенно особую сторону науки представил Френсис Бэкон (1561–1626).Ф. Бэкону принадлежит известный лозунг «знание – сила». Он решительно утверждал идею практической направленности научного знания, считал, что наука несет в себе деятельное начало, преобразует жизнь человека, высказывал прозорливые мысли о том, что наука — дело общества, а не одиночек, что она должна стать социальным институтом.
Выразителем самосознания новой эпохи явился Рене Декарт (1596– 1650). Он не только был крупнейшим математиком, но и пытался обобщить принципы математического мышления до уровня универсальной научной методологии – всеобщей математики, mathesis universalis. Эти принципы, по Р. Декарту, действуют везде, где осуществляется научное познание. Своим главным достижением Р. Декарт считал создание метода, который позволяет, по его мнению, преодолеть скептицизм. Правильное мышление устанавливает несомненные первоначала; выводит из них все остальные утверждения. Основными действиями научного разума являются умение видеть самоочевидное (интуиция), строить логически достоверные рассуждения (дедукция), добиваться максимальной полноты рассмотрения явления (энумерация). Программа Р. Декарта – это программа унификации всей науки, а теория познания опирается на учение о ясных и отчетливых идеях (например, понятиях математической механики – движение, фигура, число и др.).
Высшим достижением научной революции можно считать результаты деятельности И. Ньютона (1642–1727). В опубликованных в 1687 г. Ньютоновских «Математических началах натуральной философии» были подведены итоги столетнему становлению точного естествознания и представлена математико–физическая теория движущейся протяженной материи. Ньютоновские три закона механики и закон всемирного тяготения связали в единую картину законы движения планет И. Кеплера, а также результаты Г. Галилея, Р. Декарта, X. Гюйгенса и др.
Таким образом, им была предложена, по сути дела, универсальная математическая концепция архитектуры мироздания. Материя предстала в ней как некое единое целое, как организованная система силовых взаимодействий, причем система принципиально реляционная, связанная воедино, т.к. между любыми двумя телами действует взаимная сила притяжения. Многовековые поиски теории единства мира увенчались созданием учения, которое было сформулировано точно, в количественных терминах.
В области конкретных математических методов И. Ньютону (наряду с Г.В. Лейбницем) принадлежит честь создания аппарата математического анализа – дифференциального и интегрального исчисления. Математический анализ стал новым языком описания физических явлений; в будущем он открыл дорогу особому типу физических законов – структурным законам, описывающим микроструктуру физических сред (таковы, например, дифференциальные уравнения поля). Это вывело естествознание к совершенно новым горизонтам. И. Ньютону принадлежат и другие важнейшие результаты в математике и физике (особенно в оптике).
Полноту картины становления науки дают исследования в гуманитарной сфере. На протяжении XVI–XVII вв. происходит разрыв с системой средневековых представлений о человеке и обществе, разрабатываются сугубо светские учения о государстве, социально–политическом устройстве, праве. Человек рассматривается как носитель естественного права, а государство – как результат договорного процесса между свободными индивидами.
По образцу корпускулярно–атомистической концепции материи в естественных науках социальные мыслители развивают идеи социального атомизма и ищут законы социальной жизни, аналогичные законам механического движения. Новое гуманитарное знание стремится к точности, сравнимой с точностью естествознания.
Влиятельными социальными мыслителями были англичане Томас Гоббс и Джон Локк. Т.Гоббс (1588–1679), мечтал стать «Галилеем» социальных наук. Он разрабатывал общую метафизику механических тел и трактовал социальные образования как искусственные тела. Государство с этой точки зрения есть результат договора индивидов, средство защиты от «войны всех против всех», присущей человечеству в его естественном состоянии. Проблема социального порядка называется в социологии проблемой Т.Гоббса.
Дж. Локк (1632–1704) известен своей сенсуалистической теорией познания и социально–политическими работами. Он развивал учение о правах человека, об общественном договоре, о разделении ветвей власти в цивилизованном государстве. Государство, по Дж. Локку, оказывается неким минимумом принуждения, который необходим индивидам для гарантии своих свобод.