Что такое социальная стратификация? Ее значение и роль в социологической науке
Каковы методологические основания разных концепций социальной стратификации?
Что такое социальное неравенство в свете теорий социальной стратификации?
Почему исторически изменяются системы социальной стратификации?
Что такое социальная мобильность? Каковы ее факторы и типы?
Каковы главные тенденции и проблемы социально–стратификационных процессов в современной России?
Задачи и проблемные задания
Сравните понятие «класс» в разных социологических концепциях.
Проанализируйте причины коренных изменений системы социальной стратификации в России в конце ХХ – начале XXI века.
По статистическим справочникам и материалам социологических исследований постарайтесь выявить динамику социального неравенства в постсоветской России.
Составьте карту социальной мобильности Вашего рода, семьи.
Составьте веер социальной мобильности Ваших прошлых соклассников.
Постарайтесь социологически спрогнозировать Ваши ресурсы, шансы и векторы социальной мобильности на ближайшие 5 – 7 лет.
Литература
Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глава 7. Стратификация и классовая структура. С. 196 – 232.
Социальное неравенство и публичная политика / Редакц. коллектив: В. А. Медведев (отв. Ред.), Горшков Ю. А., Красин. – М,: Культурная революция, 2007. – 336 с.
3. Рахманин В.С. Особенности социально–стратификационных процессов в современной России // Человек в трансформирующемся мире (этические и социологические аспекты. / Коллект. монография В. В. Варава и др. – Воронеж, ИПЦ "Научная книга", 2010. – С. 120 – 188.
Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина./ Авраамова Е.М.// Общественные науки и современность. 2008. – № 1. – C. 28 – 36.
Вебер М. Основные понятия стратификации/ Вебер М. //Социологические исследования. 1994. – № 5. – С.147 – 156.
Симонян Р.Х. Средний класс в современной России: миф или реальность? / Симонян Р.Х.// Общественные науки и современность. 2008. – № 1. – C. 37 – 49.
Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. – М.: Институт социологии РАН, 2007. – 320 с.
Тихонова Н.Е. Особенности российского низшего класса/ Тихонова Н.Е.// Общественные науки и современность. 2010. – № 5. – C. 31 – 44.
Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность / Н. Е. Тихонова. — М. Новый хронограф: Ин–т социологии РАН, 2014. — 408 с.
Шкаратан О.И. Социально–экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. – 560 с.
Лекция 3. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО–ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
Аннотация. Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений оказывает серьезное влияние на положение и социальное развитие молодежи. Особую остроту ряда молодежных проблем обусловливает также особенность протекания этого возрастного периода в жизни человека. Научный анализ процессов формирования ценностно–нормативной системы молодежи, экономических, политических и социокультурных условий ее социализации имеет в современных условиях большое поле практического применения.
План лекции:
Социология молодежи как наука.
Особенности молодежи как социальной группы.
Молодежь в российском обществе.
Социология молодежи как наука.
Одним из важнейших разделов социологической науки является социология молодежи. Она выполняет функцию целостного и системного анализа, исследует молодое поколение как социально–демографическую группу, роль молодежи в общественном воспроизводстве, ее положение в социальной структуре, взаимодействие с другими общественными группами.
Как наука социология молодежи сегодня выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:
1. общеметодологическом, основанном на подходе к социальному познанию молодежи как общественного феномена;
2. специально–теоретическом, раскрывающим специфику, структуру молодежи как социально–демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально–психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;
3. эмпирическом, анализирующем проблемы молодежи на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.[28]
Молодежные проблемы, являющиеся предметом исследования социологии молодежи, можно представить в виде двух больших групп:
1. изучение специфических молодежных социальных проблем, обуславливающих функционирование молодежи как относительно самостоятельной социально–демографической группы;
Общесоциологические проблемы, затрагивающие молодежь как часть общества и в то же время касающиеся молодежи и специфически проявляющиеся в молодежной среде (особенности социализации и воспитания, роль и место молодежи во властных структурах, развитие политической активности и т.п.).
В этой связи целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
Специфика молодежи как социально–демографической группы.
Российская молодежь в контексте трансформации общественной жизни.
В отечественной социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, а изучалась как органическая часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Для выявления специфики молодежи как социально–демографической группы в структуре общества необходимо ответить на вопрос: что такое молодежь, избегая при этом двух основных крайностей: характеризовать ее лишь на основе возрастных признаков или рассматривать ее только как органическую часть общества, социальную группу в структуре общества.
При всем многообразии трактовок понятия «молодежь» большинство исследователей молодежных проблем считают, что наиболее полное определение социологической категории «молодежь» дал И.С. Кон: «Молодежь – это социально–демографическая группа, выявляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально–психологическими свойствами. Молодежь как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально–психологические особенности имеют социально–историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».[29]
Такой системный подход к определению социологического понятия «молодежь» позволяет выделить специфику социально–демографической молодежной группы, отличающей её от других социальных групп. Важнейшими характеристиками молодежи как социально–демографической группы являются: 1) рамки молодежного возраста; 2) совокупности возрастных и социально–психологических свойств; 3) молодость как определенный этап жизненного цикла; 4) обусловленность социального статуса возрастной динамикой, ролью и местом молодежи в обществе; 5) свойственный конкретному обществу процесс социализации молодого поколения; 6) самоидентификация с социально–демографической группой, осознание своей принадлежности к этой группе.