Подведем итоги. Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет ряд важных функций
· Познавательная функциясоциологии направлена на изучение и объяснение закономерностей социального развития на различных уровнях общественной системы.
· Прогностическая функцияреализуется в построении прогнозов социального развития, служащих основой для разработки рекомендаций в практике политического и социального управления.
· Функция социального проектированиясвязана с разработкой оптимальных моделей организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, а также управлением реализацией этих моделей.
· Социально–технологическая функциянаправлена на включение социологического знания и методов в социальные технологии развития различных организаций.
· Управленческая функциявыражается в том, что социология является теоретическим источником формирования социальной политики различного уровня; данные проводимых социологами конкретных эмпирических исследований являются важным составляющим управленческой информации, обеспечивают обратную связь в управленческом цикле принятия решений.
· Идеологическая функция. Как наука, объясняющая и описывающая социальную реальность, социология формирует тот или иной ее образ, оказывая тем самым идеологическое воздействие на социум. Социология при определенных обстоятельствах может выступить орудием в идеологическом противостоянии, поскольку она имеет инструменты для формирования общественного мнения и манипулирования им.
Отличительной чертой любой науки являются используемые в ней методы, которые выступают способом построения и обоснования социологического знания, включая совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
В изучении социальных явлений и процессов социология применяет:
· общенаучные методы(системный, диалектический, структурно–функциональный и др.);
· методы гуманитарных наук(нормативный, сравнительный, исторический и др.);
· собственно социологические методы (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, создавать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать тенденции изменений и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития. Известный американский социолог Р.Миллс говорил, что только социологическое воображение может дать понимание сложных отношений человека и общества.
Специфика социологического анализа социальных явлений и процессов. Взаимосвязь социологии с другими науками об обществе и человеке
О социологии часто говорят как о своеобразной саморефлексии общества, его попытке самопознания и самоанализа. В чем же заключается специфический для социологии угол зрения, который отличает ее от других общественных наук? Что составляет сущность социологического анализа общества?
Во–первых, это системный, комплексный подход к анализу социальных явлений и процессов. Он заключается в том, что социолог рассматривает общество как сложную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют друг с другом. Исследуя тот или другой социальный феномен или процесс, социолог должен учитывать весь комплекс факторов, обуславливающих их возникновение и функционирование. Речь идет об экономических, политических, правовых, моральных, религиозных, этнических, психологических, демографических, бытовых, глобальных, региональных и прочих факторах.
Не случайно говорят о том, что социология – это системный взгляд на общество, на социальный мир, в котором все находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, изучая процесс трансформации современного российского общества, социологи пытаются исследовать, какие именно факторы обусловливают кардинальные изменения во всех сферах его жизнедеятельности: как влияют, скажем, экономические кризисы на уровень преступности в социуме, на его мораль; как политические реформы, изменения во власти отражаются на религиозной жизни общества, межэтнических отношениях, демографической ситуации и т.д.; как соотносятся социально–стратификационные позиции личности и ее адаптация в радикальных общественных трансформациях; каким образом происходят ценностные изменения в сознании различных групп населения, как они соотносятся с глобальными ценностными сдвигами и т.д.
Итак, системность, комплексность анализа является специфически социологическим взглядом на общество, который выражается в том, что социолог соотносит исследуемые общественные явления с состоянием общества в целом, рассматривает место конкретного явления в системе общественных отношений и человеческих взаимодействий.
Во–вторых, специфика социологического анализа определяется так называемым деятельностным подходом. Сущность этого подхода заключается в следующем: поскольку именно деятельность людей создает все феномены социального, общество в целом и его отдельные структуры, в деятельности, межличностном взаимодействии проявляются закономерности общественного развития, постольку, проявляя их, социологи всегда обращаются к анализу деятельности тех или иных социальных групп и отдельной личности. При этом они исследуют внутренние и внешние детерминанты этой деятельности, то есть субъективные и объективные факторы, ее обусловливающие. Среди внутренних детерминант человеческой деятельности, прежде всего, анализируются потребности, интересы, ценности, ценностные ориентации, мотивы, установки, жизненные позиции личности (или социальной группы). Среди внешних детерминант деятельности людей социологи исследуют влияние на нее тех или иных социальных институтов (семьи, государства, права, религии, образования и т.д.), санкции которых могут как побудить человека (или социальную группу) к определенной деятельности, так и препятствовать ей.
Не случайно в современной, в том числе отечественной, социологии все большее распространение получают деятельностно–структурный и структурно–деятельностный подходы, согласно которым общество рассматривается как результат взаимовлияния факторов человеческого действия и структур. При этом первый из них (деятельностно–структурный) исходит из того, что именно деятельность людей образует социальные структуры, тогда как второй (структурно–деятельностный) доказывает, что именно структуры обусловливают деятельность индивидов.
Еще одной специфической особенностью социологического познания социальной реальности является использование количественного и качественного анализа, т.е. применение, в том числе, таких социологических методов исследования общества, как количественные и качественные методы.
Первые (количественные) получили свое название благодаря тому, что с их помощью результаты измерения тех или иных социальных феноменов могут быть представлены в количественном выражении. Количественный анализ и, соответственно, количественные методы используются в том случае, когда исследуются общие тенденции и закономерности определенных социальных процессов, фиксируются типичные, постоянно воспроизводящиеся, массовидные явления общественной жизни.
Обычно количественный анализ применяется учеными, которые являются сторонниками объективно–предметной методологии в социологическом исследовании, в частности теми, кто исходит из концептуальных положений таких макросоциологических теорий, как структурный функционализм и теория конфликта. Наиболее распространенными среди количественных методов являются анкетирование и формализованное (или стандартизированное) интервью. В фокусе анализа в социологии находится отдельное, личное, субъективное, особенное.
С помощью качественных методов социологи исследуют субъективные значения и чувства, субъективный опыт индивидов. К этим методам прибегают сторонники так называемой субъективно–ценностной методологии, исповедующие идеи таких микросоциологических теорий, как символический интеракционизм, этнометодология, феноменология и т.д. Среди качественных методов чаще всего используют такие, как неформализованные (нестандартизированные) индивидуальные интервью, фокусированные групповые интервью, биографический метод и др.
П.Сорокин, определяя социологию наукой генерализующей, подчеркивал, что она сосредоточивает внимание на свойствах общественного взаимодействия, которые повторяются во времени и пространстве, являются общими для всех социокультурных явлений или для конкретных видов социокультурных феноменов (например, для всех семей или всех наций, для всех революций или войн, для всех религий и т.д.).
Зато история, которая относится к тем областям знания, которые индивидуализируют, изучает уникальные, неповторимые во времени и пространстве социальные явления. Однако социология, претендуя на беспристрастность, «чистоту» знания, стараясь не обращать внимания на неповторимое и случайное, не может обойтись без истории. Более того, исторический подход является неотъемлемой частью социологического обобщения (генерализации), без него не может обойтись социологическое исследование, направленное на глубокий и всесторонний анализ социальной действительности.
Вместе с тем современное историческое знание также все чаще обращается к социологии, используя, в частности, ее методы познания общества в его ретроспективных и актуальных контекстах.
Тесная связь существует между социологией и философией, которая, будучи одной из форм мировоззрения, помогает человеку понять смысл мира и своего существования. Отличие социологического и философского знания – это разница между наукой с ее стремлением нейтрализовать предвзятость и оценки и так называемыми ценностными формами сознания, представлениями о добре и зле, о должном и справедливом и др. Кроме того, социология и философия отличаются тем, что каждая из них имеет специфические познавательные средства.
Так, социология, наряду с другими, использует эмпирические методы исследования социальной реальности. Философское знание является опосредованным, оно опирается на данные, полученные не только научными, но и другими способами постижения действительности, в частности художественными, морально–правовыми и т.д.
Однако в социологии и философии есть и много общего, взаимосвязь между ними всегда имела и имеет место и является необходимым. Философия как форма мировоззрения обогащается, опираясь на социологическое знание об обществе и человеке. Вместе с тем и социология не может существовать вне тесной связи с философией, которая придает ей, так сказать, гуманистические ориентиры, видя в социологической деятельности не только средство реализации определенных практических потребностей, решения конкретных социальных проблем, но и способ духовного совершенствования общества и человека.
Что касается других социогуманитарных наук, имеющих с социологией общий объект исследования (общество и человека), то обычно наиболее близкими к социологии называют такие научные области, как социальная психология и социальная антропология. Это обуславливается тем, что провести «демаркационную линию» между предметными полями социологии и этих наук очень трудно. Однако сделать это возможно. Так, предметом социальной психологии выступают сознание и поведение индивида, обусловленные взаимодействием с другими людьми, влиянием определенной социальной группы, а также особенности самих этих групп.
В отличие от социологов, исследующих общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированным взаимодействием, социальные антропологи изучают локальные, относительно простые, доиндустриальные культуры и общества (племена, другие сообщества древнего человека), сохранившиеся в некоторых народностей до сих пор.