В связи с этим выделяется несколько критериев, или оснований типологизации социальных движений
Они различаются в зависимости от:
– разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические, культурные, правовые, религиозные, гуманитарные и др.);
– субъекта деятельности (классовые, национально–этнические, профессиональные, молодежные, женские и др.);
– способа осуществления (реформистские и революционные, мирные и насильственные);
– мотивации и организованности (сознательные и стихийные);
– широты охвата социальных слоев (массовые, корпоративные, локальные, международные).
Выделяют также движения типа «анти» – антифашистские, антивоенные, антитоталитарные, антиядерные, антидиктаторские и т.д.
Можно также назвать тип движений, ориентированных на общечеловеческие ценности: экологические, борьбу против наркомании, СПИДа, за сохранение памятников культуры.
Социальные движения можно типологизировать по направленности, определенной результативности, процессуальности (механизм реализации), продолжительности во времени и пространстве (т.е. по длительности существования и масштабности деятельности), по социальной значимости.
В зависимости от объема и уровня цели выделяют:
Движения, которые ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Это – трансформативные движения (нацелены на далеко идущие изменения в обществе; например, революционные или радикальные религиозные движения) и реформаторские движения (направлены на изменение лишь некоторых сторон существующего социального порядка).
Движения, в качестве целей ставящие изменение привычек и взглядов индивидов. Это – освободительные движения (стремятся оградить людей от порочного образа жизни) и альтернативные движения (ориентируются на частичные изменения в жизни индивидов).
Социологи–марксисты всегда тяготели к анализу таких типов социальных движений, как революционные, реформистские, классовые, профессиональные, национально–освободительные, молодежные, женские и др.
Социальные движения различаются по их отношению к потребностям народных масс и тенденциям общественного прогресса. С этой точки зрения выделяют движения демократические и антидемократические, массовые и элитарные (сектантские), прогрессивные и реакционные. В современном мире немало экстремистских движений, отличающихся особой непримиримостью, ультрарадикалистскими требованиями, идеологической ортодоксальностью и склонностью к силовым методам борьбы.
Социальные движения можно также разделить на традиционные и новые.
В целом необходимо учитывать, что социальные движения всегда определяются характером исторической эпохи, зависят от типа общества. Поэтому их нельзя рассматривать и оценивать вне исторических условий.
Если говорить о роли социальных движений, то, по мнению исследователей, они являются одним из путей самоизменения общества и поэтому неотделимы от социальных изменений. Социальные движения помогают обществу в изменении системы ценностей в процессе развития, эволюции, перехода от одного социокультурного состояния к другому. Социальные движения по своей сущности являются и показателем состояния общества и фактором общественного преобразования. Их надо знать и учитывать для того, чтобы понять смысл текущих событий и прогнозировать будущее развитие, удовлетворять потребности социальных групп.
Новые социальные движения
Характерной чертой ушедшего ХХ века стал выход на авансцену истории миллионов людей. Это связано, прежде всего, с тем, что возник комплекс масштабных и острых взаимообусловленных проблем (экологических, экономических, социальных, моральных, политических, культурных, международных), ставших глобальными.
Радикальное новшество состояло в изменении оценки перспектив развития общества.
В поиски альтернатив общественного развития оказались так или иначе вовлечены практически все общественно–политические силы современного мира. В 1970–1980–е годы в европейских странах, в США и в ряде стран Азии в этот процесс интенсивно включились новые социальные движения (НСД) – новое движение за мир, экологическое, неофеминистское, коммунитарное, пацифистское, контркультурное, «альтернативное», благотворительное, иммигрантское, религиозные и т.д.
Определение новых социальных движений
Существуют разные подходы к определению новых социальных движений:
– одни считают их не более чем дополнением к традиционным;
– другие рассматривают НСД как оппозицию «старым» движениям, возникшую в результате или критической переоценки целей, задач и методов их деятельности, или их кризиса;
– третьи определяют НСД как случайный и преходящий феномен, вызванный к жизни уникальным сочетанием конъюнктурных обстоятельств.
В целом западные исследователи определяют новые социальные движения как важнейшее направление коллективного социального творчества и экспериментирования «снизу», способствующее нормальному функционированию общественного механизма ценностных изменений.
В отечественной литературе они определяются как «совокупность социально разнородных массовых демократических движений, борющихся за мир, социальный прогресс, защиту окружающей среды, новый образ жизни, против засилья монополий в различных сферах жизни развитых капиталистических стран»[205].
В основе альтернативной модели лежит новое мышление. Оно пытается учесть не только достижения всех цивилизаций, но и их обнажившиеся опасные противоречия и пределы. Эта модель вбирает в себя как результаты научного знания, так и императив вечных общечеловеческих ценностей.
Собственно «каркас» альтернативных концепций составляет новая – постматериальная – система ценностей, которая предполагает достижение баланса таких потребностей индивида, как его самореализация, участие в общественной жизни, признание со стороны общества.
Основное содержание альтернативных моделей состоит в обосновании необходимости изменить «код» общества путем выхода за его пределы с помощью нового типа производства и создания децентрализованных самоуправляющихся общественных структур.
Интересно отметить, что новые социальные движения в своих платформах объединяют и консервативные, и либеральные, и социалистические тенденции. Поэтому их мировоззрение в принципе эклектично и постоянно изменяется. Его сторонники сознательно избегают цельной, логичной идеологической системы. Они только последовательно распространяют принцип свободы на духовную сферу жизнедеятельности человека.