Социологические теории последователей З. Фрейда (А. Адлера, К. Г. Юнга, В. Райха)

Альфред Адлер(1870-1937) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть - когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти.

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как <красная> Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с полицией Фрейда. В 191 1 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанали-_ большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества Ь1ло изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

загрузка...

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Ев-Р"пе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталптаоизма, он предугадал катастрофу и понял, что если психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: <Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе - неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа>.

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является <Практика и теория индивидуальной психологии> (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как <Невротическая конституция> (1917а); <Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации> (1917Ь); <Постижение человеческой природы> (1927Ь); <Наука жизни> (1929); <Образ жизни> (1930); <Смыслжизни> (1931); <Социальныйинтерес: вызовчеловечеству> (1939). Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них <Журнал индивидуальной психологии>, <Американский журнал индивидуальной психологии> и <Международный журнал индивидуальной психологии>.

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии. Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена - всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей, Виктор Франкл и Альберт Эллис. В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, <комплекс неполноценности> (так часто используемая в наше время характеристика - предвестник психологии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной личности - концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; самореализация. IIолезность для других; психическое здоровье, творчество, а также другие.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом Деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как <неофрейдиста>. В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теории, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большннство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

К. Юнг -Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, - аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.

Юнг утверждал, что душа (в его теории термин аналогичный личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

ЭГО является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов, то есть врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Юнг выделил много архетипов: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть и т.д. Он полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченно. Юнг особое место уделял персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Персона – это публичное лицо, то есть то как мы проявляем себя с другими. Тень – архетип, который противоположен персоне. Это темная, животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Анима – внутренний образ женщины в мужчине. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине. Самость – это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы

В. Райх-Австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa, развивавший возможности радикальной со­циальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на «новых левых» на Западе

С фрейдовским пониманием природы человека категорически не согласен Вильгельм Райх, хотя он так же, как и Фрейд, увязывал сущность социализации с процессом подавления и обуздания детской сексуальности. Но Райх в своих рассуждениях приходит к выводу, прямо противоположному фрейдизму, и вместе с тем, интересному, неожиданному.
Райх в отличие от Фрейда, своего учителя, уважение к которому он, даже отойдя от психоанализа, всегда подчеркивал, полагал, что патриархальный уклад жизни, как и вся современная культура, возникли вследствие специального, целенаправленного культивирования у человека чувства вины. Никакой «изначальной греховности», согласно Райху, у человека нет. Чувство греха и виновности не врождено человеку, а привито ему искусственно. «Любовь, труд и познание - вот источники нашей жизни, они должны определять её ход» - эти слова Райх вынес эпиграфом в своей книге «Психология масс и фашизм» (1997). Человек, таким образом, рождается для счастья изначально безгрешным, открытым для добра, социально ориентированным существом. Несчастным, угрызаемым чувством вины и греховности, извращенным, массовым и стереотипным его делают семья, общество и государство.
Здесь нет возможности сколько-нибудь подробно рассмотреть концепцию В. Райха, отмечу только, что её основная идея в том, что энергия оргона, гипотеза которой принадлежит самому Райху, есть энергия жизни. Оргазм является естественным способом реализации и разрядки этой энергии. Иначе говоря, посредством переживания оргазма организм человека только и может существовать естественным образом, испытывая радость и наслаждение от жизни. Но в том-то и дело, что человек, по мнению Райха, единственное животное, которое отказывается от удовольствия и наслаждения жизнью, вернее, ему отказывают в этом. Зачем же это делается?
Райх так отвечает на этот вопрос: «... функция подавления детской и юношеской сексуальности заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить родителям послушание детей» (Райх, 1997а, с. 174-175).
Итак, Райх полагает, что процесс социализации в современном обществе есть, по сути, процесс уродования детской психики посредством репрессии его сексуальности и привития чувства вины и греховности. Он начинается в семье и преследует не моральную, а утилитарную цель. Затем за дело берется общество. «В самом начале экономического патриархата, - пишет Райх, - сексуальность детей и юношества преследовалась с помощью прямой кастрации или уродования половых органов каким-либо способом. Позже общеупотребительным средством стала душевная кастрация посредством привития сексуального страха и чувства вины. Функция сексуального угнетения заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить послушание людей, равно как и кастрация жеребцов и быков должна превратить их в покорных тягловых животных» (Райх, 1997а, с. 175).
Здесь не обойтись без теории характера В. Райха. По его мнению, характер современного человека и, соответственно, общества, складывается из трех уровней. Первый - это слой естественных, первичных влечений, направляемых социальным интересом. Эти влечения способны сделать человека счастливым и радостным существом, открытым для любви и творчества. Но эти первичные влечения подавляются, угнетаются семьей и обществом. «Формирование структуры характера, - замечает по этому поводу Райх,- включающей негативное отношение к сексуальности, является, собственно, неосознанной целью педагогики (Райх, 1997а, с.175). В результате такой репрессии закладывается второй слой характера: вторичные влечения, наполненные иррациональными, извращенными стремлениями и желаниями. Половые извращения (перверсии), убийства на сексуальной почве, криминальные аборты, порнография, порноиндустрия, проституция - таковы плоды подавления первичных влечений. И действительно, если невозможно естественным, природным путем реализовать жизненную энергию, то она ищет обходные пути и реализуется неестественными, извращенными, иррациональными способами. Отмеченные выше социально-психические патологии, формируются и существуют в индивидуальных характерах. А на уровне общественного характера формируется социальный и политический иррационализм, который выливается в конечном счете в фашистские движения, в изуверские религии, в диктатуры разного рода, в массовые невротические эпидемии, сравнимые, по словам Райха, с чумой.
Третий слой характера и индивида, и общества - это общественная мораль, призванная приукрашивать, сглаживать и в какой-то мере сдерживать все извращенные влечения второго слоя характера.
Привитие чувства вины и вытеснение сексуальности, делает вывод Райх, это «... процесс социально-экономического, а не биологического происхождения. Её функцией является закладка основы авторитарно-патриархального строя и экономического порабощения. Половая жизнь людей первобытной эпохи следовала естественным законам, которые обеспечивали естественную социальную жизнь.
Период авторитарного патриархата создал с помощью энергии угнетенной естественной сексуальности вторичную, извращенную и больную сексуальность современного человека» (Райх, 1997а, с. 181). Таким образом, иррационализм половых извращений и фашистский иррационализм любого типа: националистического, расового, коммунистического и т.д. - имеет одни и те же истоки. Вот они - подавление сексуальности, вытеснение её, возникновение чувства вины, в чем, собственно, и заключается, согласно Райху, сущность современной социализации.
Как видим, и Фрейд, м Райх, отталкиваясь от одних и тех же представлений о значении сексуальности в психическом развитие человека и его социализации, приходят к диаметрально противоположным выводам. Фрейд утверждает, что подавление сексуальности делает возможным существование культуры и вообще человеческого общества. Райх же, наоборот, утверждает, что репрессия сексуальности порождает болезнь культуры, угрожающую самому её существованию и существованию человечества.

49.Теория социального характера у Э. Фромма.

В связи с широкой постановкой проблем личности и поиском путей их решения Фромм пришел к выводу о значимости теориисоциального характера и выявлении его определенных типов. Здесь он продолжает традицию всего неофрейдизма и постфрейдизма, выдвигая концепцию социального характера на видное место в своем творчестве. Перед этим мы видели, как это же самое делали и А. Адлер, и К. Юнг, и К. Хорни. У каждого из них был, конечно же, свой подход к рассмотрению этой проблемы, свои основания для типологизации характера. Нам же важно отметить наличие самого подхода к проблеме.

Социальный характер у Фромма - это форма связи между психикой индивида и социальнойструктурой общества. Он отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера. Разница состоит в том, что индивидуальный характер присущ людям в рамках одной культуры, тогда как социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой.

Характер - это форма кристаллизации психической энергии человека, которая позволяет использовать ее как производительную силу в социальной жизни. В работе "Человек для себя" ученый пишет: "...фундаментальная основа характера мне видится... в специфического вида отношениях личности с миром. В процессе жизни человек вступает в отношения с миром 1) посредством овладения вещами и их ассимиляции и 2) посредством отношений с людьми (и с самим собой). Первое я называю процессом ассимиляции; второе - процессом социализации" [Фромм. Минск. 1992. С. 62]. Фромм считает, что ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, и определяют суть его характера. На основе такого подхода к характеру он дает следующую его дефиницию: "характер можно определить как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции, и социализации" [Там же. С. 63].

Рассмотрев характер на уровне психологии личности, Фромм затем переходит к его социологическому анализу. "Тот факт, - пишет он, - что большинство членов некоегосоциального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера и что можно говорить о "социальном характере", репрезентирующем суть склада характера, общую большинству членов данной культуры, указывает на степень участия в формировании характерасоциальных и культурных моделей" [Там же. С. 64].

Каждой ступени развития общества присущ свой социальный характер. Фромм рассматривает свойственные современному ему этапу капитализма типы социального характера, связывая их с двумя ориентациями: неплодотворными и плодотворными. При этом основное внимание уделяется типам характера в связи с неплодотворной ориентацией, что в общем-то становится понятным с учетом негативного восприятия им капиталистического общества, в котором он жил, и его резко критическим анализом в целом ряде работ. Основными типами социального характеранеплодотворной ориентации являются: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский, рыночный. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Рецептивный (пассивный) характер (или ориентация) означает, что человек стремится обрести что-либо извне, т.е. Из внешнего источника. Люди с таким типом характера зависят не только от авторитетов, дающих им знания и оказывающих помощь, но и вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Это люди, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности. Рецептивную ориентацию Фромм называет берущей.

Эксплуататорский тип характера близок к рецептивному тем, что люди, которым он присущ, видят источник получения всего и вся вовне. Однако отличие состоит в том, что они не надеются получить от других что-либо в дар, а отнимают у них желаемое силой или хитростью. Фромм пишет: "Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что при надлежит другим, и недооценивать свое собственное". Эксплуататорскую ориентацию он называет овладевающей.

Наши рекомендации