Психоаналитическая теория Фрейда и Юнга

и американская литература начала ХХ века

Одной из важных черт литературы США начала XX века является интерес писателей к проблемам бессознательного. Распространенные в этот период интуитивистские и психоаналитические концепции постепенно заставили художественную литературу отказаться от строгой детерминированности характера социальной средой и обстоятельствами. Учения З. Фрейда и К.-Г. Юнга способствовали более глубокому проникновению писателей в сферу сознания и подсознания.

В Америке и в медицинской практике, и в психологии, и широкой аудиторией психоанализ не сразу был принят на ура: понадобилось почти десятилетие, чтобы теория бессознательного обрела себе массу сторонников. Интерес к психоанализу сначала проявили врачи-психиатры, что закономерно. Фрейд в 1909 году был приглашен в Америку, в университет Кларка в штате Массачусетс. Там он прочел пять лекций по основам теории психоанализа. Любопытно, что в это же время в Америке читал лекции по проблемам ассоциативного метода и К.-Г. Юнг. Их лекции, выступления были приняты неоднозначно, но, в основном, и Фрейд и Юнг признавали, что они произвели на аудиторию благоприятное впечатление.

А спустя год, в 1910-м, фрейдовские лекции уже были переведены на английский язык и опубликованы в «Американском журнале психологии». Это во многом способствовало широчайшему распространению идей фрейдизма не только среди врачей, но и среди писателей и деятелей культуры.

После посещения Фрейдом и Юнгом Америки интерес к теории психоанализа существенно возрос, особенно среди литературной молодежи и в сфере философских исследований: уже к 1913 году психоанализ стал модной темой обсуждения в среде представителей литературы и воспринимался как ключевое слово для того, чтобы быть принятым в элитарном обществе.

И по сей день основные положения психоаналитической теории Фрейда и Юнга вызывают ожесточенные споры во многих областях науки, в том числе и в литературоведении, но бесспорным остается тот факт, что они заметно расширили наши представления о психологии личности, обобщив исторический опыт психологического исследования внутреннего мира человека. Открытия Фрейда и Юнга в области психологии вышли далеко за пределы психологической науки, став достоянием таких гуманитарных дисциплин, как философия, история, литература.

Несомненной заслугой Фрейда и Юнга явилось то, что именно они открыли для литературы и искусства новую область – подсознание. Во многом это позволило писателям глубже понять и оценить такие психологические явления, как сны, неврозы. немотивированное поведение личности, стрессы, галлюцинации, способствовало решению многих загадок человеческой психики, помогало заменить мистические догадки научными опытами и обоснованиями.

Психоанализ явился не новой техникой, а систематизированным и научно обоснованным использованием тех важных технических приемов, которые поэты и люди искусства использовали всегда. Это становится особенно очевидным в те моменты, когда литературоведы начинают анализировать романы, пьесы и поэмы (а значит не следует приписывать интерес к человеческой психике только влиянием теорий Фрейда и Юнга).

Немаловажно и то, что психоаналитические идеи оказали влияние на сознание американцев и привели к существенным изменениям в культурной жизни США. Любое культурное и литературное явление Америки начала XX века, так или иначе, испытало определенное влияние теории психоанализа. И без учета концепций Фрейда и Юнга анализ литературного процесса этого периода был бы неполным.

Связанные с расшифровкой снов, мифотворчеством и архетипами теоретические работы по психоанализу 3. Фрейда и К.-Г. Юнга, сделали бессознательное сферой литературы. По меткому замечанию американиста В. Неделина, проблемы психологии бессознательного привлекают писателей США неким «пафосом еретичества» и способствуют процессу отторжения традиционной пуританской морали, дают литературным персонажам свободу проявления личности.

Необходимо отметить некоторые серьезные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании психоаналитического подхода в литературоведении. Прежде всего, это проблема пересечения различных сфер науки. При наложении психоанализа на литературу порой наблюдаются разночтения в понимании некоторых терминов и даже отдельных концепций. Часто литераторы придают психоаналитическим категориям новые значения или добавляет новые оттенки значений.

Сам Юнг был не только психологом, но в некотором смысле и литератором: интерес к гуманитарным наукам всегда сопутствовал его научным интересам, отвлекая его от проблем физиологии и психологии в чистом виде и подводя к проблемам художественного творчества. Сам Юнг писал о том, что никогда не чувствовал себя только физиологом.

Фрейд, подобно Юнгу, тоже был не только физиологом, психиатром, но и в определенном смысле писателем, философом. Он признавался, что его влекла любовь к человеку не как к объекту природы, а как части социума. Таким образом, идеи Фрейда имеют не столько сугубо медицинское, сколько философское значение, поскольку он рассматривал психические расстройства человека как порождение общечеловеческих конфликтов и жизненных трудностей.

Что касается архетипов Юнга, то они представляют собой в основном, ступени того, что он называл процессом индивидуализации, то есть постепенного вычленения индивидуального сознания из коллективного бессознательного, изменение соотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности вплоть до их абсолютной гармонизации в конце жизни. В образах внешнего мира архетипы описывают бессознательные душевнее события.

Если говорить о психологии, то подобный подход не вызывает сомнений. Что касается литературы, то непосредственное применение этого положения в ее сфере приводит к разного рода сложностям, связанным с неизбежным взаимопроникновением психологии и литературы. В этом случае литература становится лишь инструментом самоописания психики, идущей от коллективно-бессознательного к индивидуальному сознанию.

Рассматривая вопросы взаимоотношения сознательного и бессознательного начал в психике человека, писатели воспроизводили в своих творениях весьма сложный процесс поиска равноправия данных начал на протяжении человеческой жизни вне зависимости от импульсов, которые внешний мир посылает замкнутому психическому пространству.

Наши рекомендации