Теория среднего уровня по P.Мертону
Работа социолога над теориями среднего уровня имела двойственный характер. С одной стороны, она включала в себя обоснование необходимости особого типа теорий, специфической аналитической деятельности, которая существенным образом должна была отличаться от других типов теоретизирования (в первую очередь сугубо абстрактного). Это была работа методологического характера, поскольку касалась общей теоретической ориентации, анализа понятий, логики их построения, связи с интерпретацией получаемых эмпирических данных. С другой стороны, американский ученый трудился над созданием конкретных теорий среднегоуровня в различных областях, точнее говоря, отраслях социологической науки (об этом подробнее будет сказано чуть дальше).
Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости "посредника" между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровнямогут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.
Американский социолог считал эти теории единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в строгом смысле слова - это и есть, поМертону, теория среднего уровня. Именно такая теория позволяет "создать" язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории "высшего уровня" представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы "низшего уровня" - второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения. Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для американского социолога выступала социальная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами.
Теории среднего уровня по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения. Каждая из них в своей предметной области ограничена относительно автономными сферами общественной жизни, изучением тенденций их развития, механизмов действия.
Вместе с тем ученый показал, что все три уровня социологического знания тесно связаны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает перед социологом каждый раз новые возможности. Особое значение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. Относительная самостоятельность уровней и их значимость давали основание Мертону надеяться, что по мере развития социологии будет усиливаться взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них.
Он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций и науки, военной социологии и социологии медицины, социологии власти и социологии политики. Но, пожалуй, самый глубокий след оставила еготеория среднего уровня в сфере изучения отклоняющегося поведения. Здесь на его идеи существенно повлияли взгляды Э. Дюркгейма, изучавшего аномию, самоубийство, иные формы девиантного поведения.
На основе теорий среднего уровня можно создавать и более широкие теории, но для этого надо, чтобы эти теории среднего уровня были соотнесены между собой. Функцию соотнесения выполняет парадигма, которая включает в себя базовые теоретико-методологические посылки и некоторый набор базовых понятий. Парадигма задаёт некоторый общий концептуальный аппарат. Для теории среднего уровня Мертон выбрал парадигму функционального анализа, которая описана в очерке «Явные и латентные функции».
2) Работа Томаса и Занецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» ,ее значение для развития эмпирической социологии
Эта книга стала результатом восьмилетнего исследования, проводившегося в Европе и Соединенных Штатах и явилась, прежде всего, анализом социальной дезорганизации среди польских переселенцев. Сами данные вскоре потеряли свое значение, однако в первую очередь была важна методология. Она включала разнообразные источники, в том числе автобиографический материал, выписки об оплате, письма родственникам, газетные подшивки, официальные документы и деловую корреспонденцию.
Пятитомная работа Уильмана Томаса и Флориана Знанецкого, посвященная изучению положению польских иммигрантов крестьянского происхождения в условиях американской цивилизации.
Поставили своей целью исследовать, как присущие первичным группам польского крестьянства формы интеграции терпят в новых условиях кризис, который ведет к дезорганизации этих групп. Групповая дезорганизация-это состояние, когда члены группы в своем подавляющем большинстве начинают ориентироваться на иные ценности, чем ей присущи традиционно. Тогда возникает потребность в институциональном оформлении новых установок, в реорганизации группы. Основное внимание авторов и сосредоточено именно на исследовании процессов изменений в крестьянском иммигрантской среде на уровне групповой организации.
Первичные группы выступают элементами более сложных структурных образова-ний, прежде всего, классовой организации. Авторы сосредотачивают внимание на изменениях между традиционной и современной структурой польского общества. Традиционные классы этого общества имели две иерархических структуры: первую- основную-связанную с сельским населением, вторую-производную-типичную для городского населения. В современном польском обществе старая классовая структура постепенно теряла свое значение. Увеличивается количество людей, которые порвали со своим классом или окружением. По сравнению со старой новая иерархия общественных слоев является значительно более мобильной, она открывает перед личностью намного большие возможности для изменения своего статуса. Исследователи приходят к выводу, что проблема взаимосвязи между индивидуальной организацией жизни и социальной структурой лежит прежде всего в согласовании стабильности социальной системы с реальностью индивидуалистических начинаний; заметной чертой современного общественного развития выступает как раз удерживание стабильных социальных связей в условиях, когда индивидуальная активность приобретает все больший вес во всех участках нашей культурной жизни.
Билет 3