Культурные универсалии
«§ 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчества.
Но у социологии существует свой ракурс изучения — исследование роли культуры, ее функций в формировании и развитии социальных систем (систем социальных взаимодействий) — социальных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересует, каким образом культура, те или иные ее элементы, исторические типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности.
Вот почему социология акцентирует внимание прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в социальных взаимодействиях, выступают как символические механизмы обеспечения ^организованности физически изолированных друг от друга индивидов. При этом социология выявляет новые возможности, аспекты культуры, делает акценты на том, что ускользает от внимания иных исследователей.
социальныеЛюбая социальная связь Актора с другими Акто-
СВОЙСТВА рами может осуществляться лишь в том случае,
культурыесли они имеют символических посредников в
виде норм, правил игры, представлений о приличиях. Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погруженность» культуры, ее функция интеграции социальных систем придают культурным феноменам ряд особенностей. Как уже говорилось, для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемы-
ми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться правилами, критериями, выработанными в этом обществе, стандартами, нормами, традициями, которые разделяемы в данной среде, т.е. культурой.
Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений.
• Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми — это всегда детище коллективности, не бывает культуры одиночек. Чтобы стать элементом культуры, личная выдумка, фантазия должна быть коллективно понята и воспринята. Культура — это всегда социальный феномен (по крайней мере для социологов), обеспечивающий взаимодействие людей. Культурные привычки, по утверждению Дж. Мердока, социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохраняют относительное единообразие под воздействием социальных факторов, т.е. это групповые привычки. «Привычки, общие для членов социальной группы, образуют культуру этой группы... Отрицать это означает... отречься оттого существеннейшего взгляда, который был внесен в антропологию социологией»*. Очевидное для социологов утверждение поддерживают и другие антропологи (Р. Линтон, Б. Малиновский, К. Уисслер и др.). Хотя следует отметить, что подобная точка зрения не разделяется Л. Уайтом, К. Лоуком** и др.
• Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обусловливает и еще один существенный момент. Культура — это всегда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создается возможность предсказуемости социального поведения Актора.
Систематические, самовозобновляемые (институализирован-ные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экспериментальных действий предполагают возобновляемость, стандартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культура — это прежде всего синоним возвышенного, творческого начала в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а общности.
• Напомним, что культура находит свое проявление и вопло
щение в деятельности, в устойчивых, повторяющихся образцах
(стандартах) деятельности. Нередко утверждают еще более кате-
* Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры, с 50, 51
** См.р Уайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры
Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50.
горично: культура — это образцы поведения, деятельности, естественно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, предпочтениях.
Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной элемент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадического, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, значит, произошли определенные изменения в культуре данной группы людей, общества.
Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «культура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, которые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустойчивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности.
Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пейзажа европейским и японским художниками.
Способ строгания дерева рубанком (представители многих народов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, порядок подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплощение культуры, реально осуществляемая культура.
Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идиллического налета. Культура предстает как важнейший механизм социальной машины повседневности, выполняющий важнейшие социальные функции.
социальные Интегративная социальная функция культуры. Бла-
ФУНКЦИИ годаря культуре, ее символическим феноменам
КУЛЬТУРЫ (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-
ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура — это скрепы, которые обьединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляемые взаимоотношения.
Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает одно общество от другого.
Регулятивная социальная функция культуры. Культура — это нормативная система, это то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д.
Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:
• во-первых, она информирует Актора о том, на что можно
рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть при
нятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено
нежелательным;
• во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведе
нию, одобряемому в данной группе, сообщности;
• в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведе
ние людей, которые должны вести себя так, как считается
принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и
наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потвор
ствовать» [8, c. 339-342].