Предмет истории социологии и ее периодизация
3-41
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман;
доктор социологических наук, профессор ЕЛ. Шуклина;
доктор философских наук, профессор ГЛ. Орлов
Зборовский Г.Е.
3-41 История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 608 с.
ISBN 5-8297-0180-4 (в пер.)
В учебнике рассматривается процесс возникновения и развития социологической науки от 1830-х гг. до наших дней. Анализируются основные периоды, а в их границах — парадигмы и направления социологической науки. Значительное внимание уделяется анализу творчества классиков мировой социологии XIX— XX вв.: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма,В. Парето, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона и др. Особое место занимает изложение истории отечественной социологии второй половины XIX—XX в.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология».
УДК 316(075.8) ББК 60.5
© «Гардарики»,2004
ISBN 5-8297-0180-4© Г.Е. Зборовский, 2004
· Введение
История социологии — одна из первых общепрофессиональных дисциплин, с изучения которой начинается знакомство с социологической наукой и становление будущего специалиста в этой сфере знания. На пути постижения истории социологии студента будут подстерегать определенные трудности. О них нужно предупредить сразу же, что называется, «на берегу», прежде чем отправиться в плавание по «морю» социологической информации. Придется столкнуться с большим количеством новых имен, терминов, направлений общественной мысли, со значительным фактическим и теоретическим материалом. Никак не обойтись без изучения первоисточников — трудов социологов XIX—XX вв. Будут сложности, связанные с освоением целого массива нового знания. Разобраться в этом пока еще малознакомом мире социологической науки и поможет предлагаемый читателю учебник по истории социологии.
Учебник обладает рядом важных особенностей. Во-первых, он написан в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта 2000 г. и охватывает практически все темы курса истории социологии.
Во-вторых, он содержит материал, в котором анализируются процессы Становления и развития социологии как в Западной Европе и США, так и в России XIX—XX вв. У читателя появляется возможность сравнить, сопоставить и систематизировать социологическое знание, созданное в это время практически во всех странах, где возникала и развивалась эта наука.
В-третьих, в учебнике сочетается анализ характерных черт этапов, периодов, направлений, школ, парадигм и творчества отдельных персоналий (прежде всего классиков мировой социологии), наиболее ярко выражающих специфику каждого из них. Например, при рассмотрении позитивизма в социологии вначале дается его общая характеристика, а затем анализируется творчество О. Конта, Г. Спенсера и других социологов позитивистского толка. Это же делается при рассмотрении натурализма, психологического направления, классической немецкой социологии, основных социологических парадигм середины и второй половины XX в. и т.д. В главах, посвященных развитию российской социологии второй половины XIX — начала XX в., раскрываются особенности основных направлений и течений (позитивизма, натурализма, субъективного.направления, неокантианства, психологической социологии и др.) в отечественной общественной мысли. Их трактовка осуществляется на материалах социологического творчества ее наиболее крупных представителей.
Введение
В-четвертых, при изложении основных идей ученых XIX—XX вв. используются в первую очередь те первоисточники, фрагменты из которых опубликованы в целом ряде хрестоматий по зарубежной и отечественной социологии, изданных во второй половине 90-х гг. минувшего столетия. Это книги, содержащие тексты, отрывки из работ социологов XIX — начала XX в. либо небольшие их произведения целиком. Они имеются во многих библиотеках, были в широкой продаже, некоторые из них уже переиздавались. Акценты именно на этих текстах делались для того, чтобы читателю было легче и удобнее, работая с учебником, обращаться одновременно к первоисточникам для более глубокого осмысления обсуждаемых вопросов. Конечно, при работе с хрестоматиями по истории зарубежной и отечественной социологии в ряде случаев утрачивается целостное восприятие произведений социологической мысли. Но в перечне литературы, рекомендуемой в конце каждой главы для самостоятельного изучения, они указываются, и желающие изучить работы ведущих социологов XIX — начала XX в. могут это сделать не по фрагментам, опубликованным в хрестоматиях, а на основе их произведений в целостном виде.
В-пятых, в конце каждой главы содержатся не только списки рекомендуемой литературы (первоисточники, учебники и учебные пособия, монографии, статьи), но также вопросы и задания. По ним можно успешно готовиться как к семинарским занятиям, так и к контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам. Немалую методическую и справочную помощь окажет студентам содержание, в котором указано название не только глав, но и составляющих их разделов.
В-шестых, при рассмотрении творчества выдающихся и просто крупных представителей социологической науки, работавших в условиях классического и современного этапов ее развития, приводятся краткие жизнеописания ученых (даются биографические очерки, описываются вехи жизненного пути, раскрываются общие особенности творчества). Все это делается для того, чтобы за схематичным изложением теорий, идей и взглядов социологов читатели видели живых людей — с их подчас сложным жизненным путем, коллизиями личной судьбы и профессиональной карьеры.
В-седьмых, перед автором стоял принципиальный вопрос: в какой форме высказывать собственное отношение к творчеству социологов и мыслителей прошлого и настоящего? Конечно же, был соблазн определить собственную позицию по целому ряду научных и практических, теоретических и эмпирических проблем, полемизировать с рассматриваемыми социологическими идеями, не соглашаться с ними и даже их критиковать. Тем более, что речь идет о точках зрения, многие из которых сегодня выглядят в определенной степени наивными. Однако путь был избран иной: показ реальных достижений социологической мысли, позитивное отношение к ним и формирование у читателя аналогичной позиции применительно ко всей истории социологии. Основным критерием здесь стала положительная оценка вклада в развитие социологической науки того или иного ученого, а также школ и направлений
Введение 7
социологической мысли. Исключение было сделано только в отношении тех теорий и идей, которые содержали в себе антисоциальную направленность. С такими взглядами в учебнике ведется полемика, а некоторые из них (к примеру, расистские по своему характеру теории) подвергаются критике.
В последнее время в отечественной литературе опубликован ряд монографий, учебников и учебных пособий по истории зарубежной и отечественной социологии, в которых раскрывается содержание классического и современного этапов ее развития. Вот лишь некоторые из них: Волков Ю.Г., Нечипурен-ко В.Н., Самыгин СМ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999; Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX— XX вв. М., 1995; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1995; Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов ВА. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; Добренькое В.И., Кравченко AM. Социология: В 3 т. М., 2000; История социологии. Минск, 1993,1997; История социологии в Западной Европе и США. М., 1999; История теоретической социологии: В 4 т. М, 1997— 2000; Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996; Его же. История и теория социологии. Социология XIX века. М., 2000; Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998; Кукушкина ЕМ. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993; Култы-гин В.П. Классическая социология. М., 2000; Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993; Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000; Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.; Воронеж, 2000; Современная американская социология. М., 1994, и др. Особое место среди них занимают вышедшие более 20 лет назад под редакцией И.С. Кона «История буржуазной социологии XIX — начала XX века» (М., 1979) и «История буржуазной социологии первой половины XX века» (М., 1979), ставшие, по существу, первыми крупными отечественными историко-социологическими исследованиями, охватившими и классический, чи современный этапы развития социологической науки. Страницы и разделы из названных выше и иных работ рекомендованы в соответствующих главах учебника.
К сожалению, в отличие от общего курса социологии, где имеются переводы лучших зарубежных учебников (Смелзер Н. Социология. М., 1994; Гидденс Э. Социология. М., 1999), по истории социологии нет ни одного переведенного издания подобного рода. Правда, следует отметить, что и на Западе учебников и книг такого характера не так уж много.
Не подвергая сомнению научный уровень ни одной из названных выше и иных отечественных работ по истории социологии, считая их крайне важными для изучения этой базовой общепрофессиональной дисциплины, необходимо отметить, что они не соответствуют второму поколению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (хотя бы потому, что все упомянутые книги были написаны и опубликованы до принятия этих стандартов в 2000 г.). Далее, большинство из них посвяще-
Введение
но изложению истории либо западной, либо отечественной социологии без учета их взаимосвязи. Многие опубликованные работы представляют собой по жанру скорее монографии и книги, чем учебники и учебные пособия, поскольку не преследуют специально поставленных целей формирования аналитического мышления студентов, их умения самостоятельно разбираться в существе поставленных вопросов, не содержат в себе необходимого методического обеспечения (к темам либо главам не указаны вопросы для повторения, обсуждения, закрепления или контрольные вопросы и задания, нет перечня источников и списка рекомендуемой для изучения литературы и т.д.).
Все это предопределило, с одной стороны, необходимость использования автором имеющихся в нашей литературе работ по истории социологии XIX— XX вв., с другой — целесообразность написания нового учебника, соответствующего сегодняшним задачам изучения этого курса. Получился ли такой учебник — судить не нам. Для этого и существуют критики — специалисты в области истории социологии.
Автор же постоянно видел перед собой читателя этого учебника — студента, начинающего подготовку в сфере профессионального социологического образования. Более 10 лет он имел дело со слушающими его лекции по истории социологии и иным социологическим дисциплинам студентами ряда университетов. Им он выражает глубокую признательность и благодарность за понимание и, хотелось бы очень надеяться, любовь к социологии и ее истории. Им — уже окончившим университет, а также тем, кто учится и придет получать профессию социолога, посвящается этот учебник.
Часть I КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП
Глава 1
Предмет истории социологии и ее периодизация.