Формулируем позицию автора
Работа над частью С
Зачин в сочинении-рассуждении
Вступление, как и заключение, - это важная композиционная часть сочинения.
Вступление может | Формы зачинов | Грамматические средства оформления зачинов | Речевые клише |
ü вводить тему текста ü сообщать об основной проблеме текста ü определять круг проблем, затронутых автором ü быть основанием для объяснения основной проблемы ü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста ü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором | ü - Лирическое размышление ü - Рассуждение о заглавии ü - Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста ü - Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста ü - Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста ü - Описательное утверждение | ü - Назывное предложение или ряд назывных предложений ü - Риторический вопрос ü - Цепочка вопросительных предложений ü - Вопросно-ответное единство ü - Цитата | - Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )… - Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… - Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. ) |
Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.
Формулируем проблему. Речевые клише.
ü Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
ü Касается … проблемы.
ü Уделяет внимание ... проблеме.
ü Над какой-л. проблемой думать, работать.
ü Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
ü Автор затрагивает проблему...
ü Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
ü Автор очень эмоционально отстаивает идею...
ü Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…
ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…
Как прокомментировать проблему.
Комментировать –объяснять, пояснять.
Комментарий– объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.
Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.
Концепционный комментарий (интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности) | Текстуальный комментарий (объяснение текста вслед за автором в раскрытии проблемы) |
Примерные вопросы: - К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая) - Насколько она злободневна? - Что делает её злободневной? - Традиционна ли эта проблема или нова? - Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? - Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? - Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? - Кому приходилось обращаться к данной проблеме? Об этом много пишут … Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:... Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги … | Примерные вопросы: - С кем спорит и с кем соглашается автор? - Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения)? - Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом? - На какие авторитетные мнения ссылается автор? |
Формулируем позицию автора
Проблема– это вопрос, который волнует автора.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
1) Перечитать текст
2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):
ü Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
ü Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
ü Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?