Институты и агенты социализации
Социализация личности происходит в деятельности социальных институтов. Социальные институты– это устойчивые, воспроизводящиеся формы взаимодействия между людьми с соответствующими нормами, статусами и организационными структурами (семья, образование, наука, религия и т.д.). институты носят надличностный характер и продолжают длительное существование. К агентам социализации относятся конкретные люди, составляющие окружение человека и воздействующие на него (члены семьи, друзья, родственники, учителя). Каждый из них вносит свой вклад в формирование личности.
Среди институтов социализации прежде всего следует выделить семью. Особенно значима роль семьи на ранних этапах становления личности. В семье человек получает навыки социального взаимодействия, усваивает основные нормы и правила. При взрослении человека семья не утрачивает своего социализирующего значения. Индивид усваивает новые роли и виды деятельности (мужа, жены, отца, матери и т.д.).
Важное значение для социализации личности имеют институты образования и воспитания, посредством которых индивиду организованно и целенаправленно прививаются необходимые знания. Помимо этого, человек проходит обучение в коллективе (школа, класс, ВУЗ, студенческая группа и т.д.), что позволяет совмещать теоретические знания с их практической апробацией.
Для многих людей ориентиром в социальном поведении являются религиозные нормы. Соответственно, религия и церковь также являются важными институтами социализации.
Следует обратить особое внимание на такой институт социализации как средства массовой информации. Их значение все более ощутимо, при этом социальный эффект действия СМИ зачастую следует рассматривать как негативный.
Таким образом, социализация – один из краеугольных элементов формирования личности и общество, что предопределяет к ней особый теоретический и практический интерес.
Социальные статусы и роли личности.
Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус. Социальный статус – совокупность прав и обязанностей индивида, которыми он обладает в системе социальных отношений. Множество статусов, которыми могут обладать люди, группируются в следующие виды:
- формальный статус – официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, муж, студент и т.д.);
- неформальный статус – не требующий формального закрепления (друг, лидер группы);
- предписанный статус – статус который дается независимо от его усилий (пол, возраст);
- достигаемый статус – приобретается индивидуумом за счет собственных усилий.
Человек одновременно обладает набором статусов, так как осуществляет деятельность в разных, относительно замкнутых социальных группах и сферах социальной жизни. Потому в каждой из них он является носителем соответствующего статуса. Тем не менее, в статусном наборе индивида выделяется основной, он обусловлен родом деятельности человека.
Социальная роль – это образцы социального поведения человека обладающего определенным статусом. Если понятие статус выражает положение индивида, то роль выражает функциональный аспект статуса, реализующийся в конкретных действиях по отношению к другим людям. Так, статус студента предполагает выполнение соответствующих действий (роли) – посещения занятий, сдачи зачетов и экзаменов и т.д.. Несовпадение статуса и роли воспринимается окружающими людьми отрицательно, поскольку человек не оправдывает ожиданий. Поэтому, понимание личностью своего статуса и выполнение соответствующей роли (ролей) создает предпосылки для гармоничного взаимодействия с социальным окружением.
Социальный контроль.
Для сохранения собственной целостности, стабильного существования и функционирования общество вырабатывает специальные механизмы регуляции и контроля над поведением личности и социальных групп. Отсутствие данного контроля приведет к деградации общества, возникновению конфликтов. Социальный контроль может быть жестким и либеральным, но, тем не менее, он объективно необходим как человеку, так и обществу.
Социальный контроль – это функция социальной системы, обеспечивающая упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативно-правового регулирования. Социальный контроль предполагает формулирование параметров, которых следует достигать и придерживаться. Эти параметры служат отправными точками для определения, имеет то или иное действие негативное, либо позитивное значение для общества. Таковыми параметрами являются ценности и нормы. Ценность – это категория, выражающая значимость чего-либо для человека и общества. Они связаны с доминирующими общественными идеалами и важны в качестве критерия выбора из альтернативных способов действий. Ценности подразделяются на моральные, политические, религиозные и т.д. Ценности выступают основой для формирования социальных норм. Нормы можно рассматривать двояко. С одной стороны это абстрактно сформулированные, общепринятые правила, предписания. С другой, это характерные в определенной ситуации для большинства людей шаблоны поведения.
Среди всей совокупности социальных норм выделяются следующие основные виды:
- правовые нормы – они наиболее важные для общества и являются обязательными для соблюдения;
- морально-этические – регулируют сферу нравственных отношений. Их нарушение не влечет юридической ответственности, но может послужить основанием для общественного порицания нарушителя, неуважения к нему, изоляции;
- эстетические – связаны с общепринятыми представлениями о прекрасном (правила ношения одежды, питания, речи и т.д.);
Нарушение социальных норм влечет за собой применение различных санкций. В зависимости от характера нарушенной нормы, ее значимости определяется и санкция. Как отмечалось выше, наиболее жесткие санкции следуют за нарушением правовых норм. Правом применения санкций наделяются специальные социальные институты и организации.
Отмечая важность социального контроля, нужно также понимать, что он не должен нарушать право личности на свободу и возможность самовыражения.
Девиантное поведение.
В реальной жизни мы достаточно часто сталкиваемся с фактами пренебрежения кем-либо социальными нормами. Поведение, выражающееся в нарушении социальных норм именуется девиантным или отклоняющимся. Девиантное поведение может быть как неодобряемым, так и одобряемым. К неодобряемому относятся: нарушение закона, общепринятых моральных норм, групповых норм, социальные болезни (наркомания, алкоголизм), самоубийство. Одобряемыми формами девиации являются чудачество, гениальность, чрезмерное трудовое усердие.
Девиантное поведение может быть проявлено как отдельными индивидами, так и группой (преступная организация, религиозная секта).
Причины девиантного поведения могут иметь как внешнюю для личности природу, так и внутреннюю. К внутриличностным причинам следует отнести особенности психоэмоционального состояния и развития человека, его темперамента. Внешние причины: не удовлетворительная социализация личности (в данном случае человек не усвоил значимости социальных норм), социальная дезорганизация, аномия, когда социальный контроль действует не удовлетворительно и существующие нормы и ценности утратили свою актуальность. Так, рост преступности и различных форм социальных болезней в России в конце XX в. во многом был определен именно этими причинами. Потому, справиться с проблемой криминализации российского общества можно будет только при формировании комплекса новых норм и ценностей и понимания необходимости их соблюдения.
Контрольные вопросы темы:
1. В чем состоит отличие личности от индивида?
2. Назовите основные фазы процесса социализации.
3. Приведите примеры предписанного и достигаемого статусов.
4. Приведите примеры правовых, морально-этических, эстетических норм.