Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования

«Заключительный этап эмпирического социологического ис­следования предполагает обработку, анализ и интерпрета­цию данных, получение эмпирически обоснованных обобще­ний, выводов и рекомендаций.

Обработка данныхвключает в себя следующие ком­поненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвеча­ет на те вопросы, которые необходимо решить в исследова­нии. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо прове­сти обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статисти­ческий анализ. Этот шаг является ключевым в процессе ана­лиза социологических данных. В ходе статистического ана­лиза выявляются некоторые статистические закономернос­ти и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статис­тического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В со­временной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистичес-кой обработки.

В зависимости от методов получения первичной ин­формации возможно применение различных приемов обра­ботки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источни­ков, то он использует два основных метода анализа докумен­тов: неформализованный (традиционный) и формализован­ный (контент-анализ). Традиционный анализоснован на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации со­держания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на из влечение социологических информации из больших масси­вов документальных источников, недоступных традицион­ному интуитивному анализу. Он основан на выявлении неко­торых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что ко­личественные характеристики содержания документов от­ражают некоторые существенные черты изучаемых соци­альных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержа­нии документа единиц счета, которыми могут быть отдель­ные слова (термины, географические названия, имена поли­тических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, те­мам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования. Процедура исследо­вания, основанного на технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальной литературе.

При обработке и анализе данных, полученных мето­дом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование— это процедура установления относительной значимости (пред­почтительности) исследуемых объектов на основе их упоря­дочивания. Ранг— это показатель, характеризующий по­рядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойст­вами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полу­ченную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими метода­ми экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое иссле­дование формированием выводов, предложений и реко­мендаций. Выводы, предложения и рекомендации долж­ны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными» [8, c. 202-203].

ГЛОССАРИЙ

МЕТОДИКА(от греч. methodike — со­вокупность методов) — англ.те-thodics; нем.Methodik; фр. methodique; чешек,metodika.

1. Совокупность методов, приемов це­лесообразного выполнения к.-л. дея­тельности. 2. Всоциологии — система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их систе­матизации и средств их анализа. К М. относят: способы сбора первичной информации, правила осуществления выборочных исследований, способы построения соц. показателей и др. спе­циализированные процедуры эмпири­ческого исследования, а также М. ана­лиза данных и др. техники, разраба­тываемые в других областях знания и используемые в социологии.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ —англ.methods of sociological research; нем.soziologische Methoden; фр. methodes sociologiques de recherche; чешек,metody sociologickych vyzkumu. Способы построения и обоснования со­циол. знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания соц. действи­тельности. М. с. и. включают: методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, диспер­сионный анализ, ранжирование, шка­лирование, индексирование и т. д.); ме­тоды построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причин­ный, структурно-функциональный, ге­нетический, идеографический и др.).

НАБЛЮДЕНИЕангл.observation;

нем. Beobachtung; фр. observation; чешек,pozorovdni. 1. Непосредственное восприятие пред­метов и явлений. 2. Метод сбора пер­вичной информации путем непосред­ственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проис­ходящих в определенных условиях.

НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ

nehmende; фр. observation en partici-pante; чешек,pozorovdni zucastnene. Тип наблюдения, введенный в упот­ребление Э. Линдеманом, при к-роь исследователь получает информацив будучи действительным участников изучаемой группы в процессе непо средственного контакта с ней.

НАБЛЮДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЕ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ)англ.observation, experimental; нем.Labor beobachtung; фр. observation en laboratoire; чешек,pozorovdni laboratorni (experimentdlni).

Тип наблюдения, при к-ром сбор ин­формации проводится в искусствен­но созданных для изучаемой группы условиях, контролируемых исследо­вателем.

НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕангл.observation, non-partic­ipant; нем.Beobachtung, nichtteilneh-mende; фр. observation поп partici-pante; чешек,pozorovdni nezucastnene. Тип наблюдения, при к-ром исследо­ватель получает информацию об изу­чаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.

НАБЛЮДЕНИЕ НЕСПЛОШНОЕангл.observation, non-complete; нем.Beobachtung, unvollstandige; фр. obser­vation incomplete; чешек,pozorovdni neuplne.

Тип наблюдения, при к-ром обследо­ванию подлежат не все единицы изу­чаемой совокупности, а только опре­деленная часть, достаточная для по­лучения обобщающих статист, харак­теристик. См. ВЫБОРКА, МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

НАБЛЮДЕНИЕ НЕСТАНДАРТИ-ЗИРОВАННОЕ (НЕФОРМАЛИЗО­ВАННОЕ)англ.observation, non-standardized; нем.Beobachtung, nich-tstandardisierte; фр. observation поп standardisee; чешек,pozorovdni nestan-dardizovane.

Тип наблюдения, структурированный лишь планом, в к-ром заранее не оп­ределяются элементы процесса, под­лежащие изучению; чаще всего ис­пользуется с целью понимания про­блемной ситуации.

НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ— англ.observation, field; нем.Feldbeobach-tung; фр. observation sur le terrain; чешек,pozorovdni tereni. Тип наблюдения, осуществляемый в ес­тественных условиях реальной жизни.

НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕС­КОЕангл.observation, systematic;

нем.Beobachtung, systematische; фр. observation methodique; чешек,pozo­rovdni systematicke. Тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изу­чения объекта в течение определен­ного времени.

НАБЛЮДЕНИЕ СЛУЧАЙНОЕангл.observation, random; нем.Beo­bachtung, zufdllige; фр. observation аи hasard; чешек,pozorovdni ndhodne. Тип наблюдения, характеризующий­ся получением неожиданной, не пред­полагавшейся исследователем инфор­мации

НАБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТИЗИ­РОВАННОЕ (ФОРМАЛИЗОВАН­НОЕ) — англ.observation, standardized; нем.Beobachtung, standardisierte; фр. observation standardisee; чешек,pozo-rovdni standardizovane. Тип целенаправленного структуриро­ванного жесткой программой наблю­дения, при к-ром заранее определя­ются процедуры исследования и эле­менты изучаемой ситуации, имеющие наибольшее значение для реализации целей исследования. Используется для проверки гипотез, уточнения уже имеющихся данных, описания пред­мета исследования.

НАБЛЮДЕНИЕ СТАТИСТИЧЕС­КОЕангл.observation, statistic; нем.Beobachtung, statistische; фр. observa­tion statistique; чешек,pozorovdni sta-tisticke.Сбор количественных данных о соц.-экон. явлениях путем регистрации их существенных признаков по заранее составленной программе.

НАБЛЮДЕНИЯ ЕДИНИЦА — англ.observation unit; нем.Beobachtungsein-heit; фр. unite d'observation; чешек.jednotka pozorovdni. Элементы определенного класса объ­ектов или индивидов, к-рые подвер­гаются регистрации или измерению.

ОПРОС — англ. survey /opinion poll; нем. Befragung; фр. enquete; чешек. dotazovdni/pruzkum/anketa. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (рес­пондентам). Различают О. письменные (анкетирование) и устные (интервью­ирование), очные и заочные (почто­вые, телефонные, прессовые), экс­пертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), обще­национальные, региональные, локаль­ные и др.

ОПРОС АНКЕТНЫЙ.См. АНКЕТА.

ОПРОС ВИЛОЧНЫЙангл.survey, forked; нем. Gdbelbefragung; фр. enquete par sondage; чешек, dotazovdni/pruz­kum/anketa sonddzni. Опрос, проводимый с помощью двух вариантов одной анкеты, предлагаю­щихся двум выборочным совокупнос­тям населения.

ОПРОС ВЫБОРОЧНЫЙ. См.ВЫ­БОРКА.

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕ­НИЯ— англ. poll/survey, public opin­ ion; нем. Meinungsumfrage; фр. Enquete de I'opinion publique; чешек, vyzkum vefejniho mineni.

Опрос, как правило, выборочный, на­правленный на получение ршформации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной соц.-полит. ситуа­ции. См. МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ.

ОПРОС ПАНЕЛЬНЫЙ — англ.survey, panel; нем. Panellbefragung; фр. enquete panele/panele; чешек, dotazo-vdni panelove.

Многоразовый опрос, проводимый через определенные временные ин­тервалы на одной и той же совокуп­ности с целью исследования соц. яв­лений и процессов в их динамике.

ОПРОС ПОЧТОВЫЙ — англ.survey, mail; нем.Briefumfrage; фр. enquete par poste; чешек,anketa postovni. Вид заочного анкетного опроса, при к-ром анкета распространяется по почте, по специально подобранным адресам.

ОПРОС ПРЕССОВЫЙ — англ.survey, press; нем.Befragung, konzen-trierte; фр. enquete par les journaux; чешек,anketa tiskovd. Вид заочного анкетного опроса по­средством публикации анкет в пери­одической печати.

ОПРОС РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙангл.survey, representative; нем.Be­fragung, representative; фр. enquete representative; чешек,dotazovdni/ pruzkum/anketa reprezentativni. Опрос, проводимый на основе выбо­рочной совокупности, позволяющий экстраполировать выводы на всю ге­неральную совокупность. См. РЕПРЕ­ЗЕНТАТИВНОСТЬ.

ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙгл.survey, sociometric; нем.Befra­gung, soziometrische; фр. enquete so-ciometrique; чешек,dotazovdni socio-metricke.

Опрос, направленный на получение информации о межличностных отно­шениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии, антипатии и т. д.

ОПРОС СПЛОШНОЙ— англ. survey, complete; нем.Totalbefragung; фр. enquete auprcs de Vensemble d'une pop­ulation; чешек,dotazovdni uplne. Опрос, охватывающий всю генераль­ную совокупность.

ОПРОС ТЕЛЕФОННЫЙангл.survey, telephone; нем.Telefonumfrage; фр. enquete par telephone; чешек.dotazovdni'/pruzkum/'anketa telefonni. Вид заочного опроса, когда реципи­ент задает вопросы респонденту по телефону.

ОПРОС ЭКСПЕРТОВ.См МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ.См. АНКЕТА.

АНКЕТА (ОПРОСНЫЙ ЛИСТ)(от фр. enquete — расследование) — англ.questionnaire; нем.Fragebogen; фр. questionnaire; чешек,anketa/dotaznik. 1. Инструмент сбора первичной инфор­мации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа. 2. В социо­логии — метод сбора эмпирической информации. Различается: А. прямая, домашняя, почтовая, прямая групповая и др. См. АНКЕТИРОВАНИЕ, ИНТЕР­ВЬЮ, ОПРОС, СОЦИОМЕТРИЯ.

АНКЕТИРОВАНИЕангл.survey; нем.Befragung; фр. enquete; чешек.dotaznikove setfeni (dotazovdni). Метод получения первичной информа­ции, заключающийся в составлении ан­кет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях насе­ления, в изучении обществ, мнения

ИНТЕРВЬЮ(от англ. interview — встреча, беседа) — англ.interview; нем.Interview; фр. interview; чешек.interview/r ozhovor. Метод сбора данных социол. исследо­вания, заключающийся в том, что спе­циально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контак­те с респондентом устно задает вопро­сы, предусмотренные программой ис­следования.

ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ— англ. interview, in depth/depth; нем.Tief en-interview; фр. interview/entretien en profondeur; чешек,interview/rozhovor hlubinny/hloubkovy. Интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения не­известных переменных глубоких пластов более широкого соц.-психол. контекста, недоступных при стан­дартизированном интервью.

ИНТЕРВЬЮ ГРУППОВОЕангл.interview, group; нем.Gruppeninter-view; фр. discussion collective; чешек.interview/rozhovor skupinovy. Вид интервью, в к-ром одновременно участвуют несколько респондентов.

ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ — англ.interview, clinical; нем.Interview, klinisches; фр. entretien clinique; чешек.interview/rozhovor klinicky. Вид глубинного интервью, предназна­ченный для выяснения причин пове­дения, установок, мотивации, иногда вытекающих из биографии опраши­ваемого.

ИНТЕРВЬЮ ЛИЧНОЕангл.in­terview, personal; нем.Interview, personliches; фр. entretien personnel; чешек,interview/rozhovor osdbni. Интервью, проводимое в условиях не­посредственного соц. взаимодействия.

ИНТЕРВЬЮ "МЯГКОЕ""ЖЕСТ­КОЕ"англ.interview, soft — hard; нем.Interview, weiches — hartes; фр. entretien той — strict; чешек,inter­view /rozhovor тёкку — tvrdy. Форма интервью, характеризующая­ся поведением интервьюера по отно­шению к опрашиваемому. При "мяг­ком" интервью интервьюер стремит­ся достичь доверия опрашиваемого, демонстрируя ему свою симпатию. При "жестком" интервью интервью­ер занимает исключительно автори­тетную позицию по отношению к оп­рашиваемому, т. е. интервью в извест­ной степени принимает технику допроса.

ИНТЕРВЬЮ НАПРАВЛЕННОЕангл.interview, structured/guided; нем.Interview, gerichtetes; фр. entretien dirige; чешек,interview/rozhovor fizeny. Интервью, в к-ром интервьюер зада­ет тщательно подготовленный зара­нее набор вопросов, предназначенных для исследования предварительно определенных проблем.

ИНТЕРВЬЮ НЕНАПРАВЛЕН­НОЕангл.interview, non-directive/unguided; нем.Interview, ungerichtetes; фр. entretien non-dirige; чешек,inter­ view /rozhovor nefizene/nefizeny.
Интервью, в к-ром представляется максимум свободы вести спонтанную беседу по темам, выбранным респон­дентом.

ИНТЕРВЬЮ ОПОСРЕДСТВОВАН­НОЕангл.interview, mediated; нем.Interview, vermitteltes; фр. entretien mediatise; чешек,interview/rozhovor prostredkovany.

Вид интервью, при к-ром взаимодей­ствие между интервьюером и респон­дентом осуществляется при помощи техн. средств (напр., телефон, магни­тофон, телевидение, почта).

ИНТЕРВЬЮ ПЛАНангл.interview desin; нем.Interviewplan; фр. plan d* entretien; чешек,plan rozhovoru. Список тем при относительно не­структурированном интервью, необ­ходимый для упорядочения интервью и являющийся гарантией того, что все важные проблемы будут охвачены

интервьюером. И. п. отличается от вопросника тем, что не содержит на­боров фокусированных вопросов, и поэтому способствует большей гибкос­ти и информированности в отноше­ниях между опрашиваемым и интер­вьюером.

ИНТЕРВЬЮ СТАНДАРТИЗИРО­ВАННОЕангл.interview, stan­dardized; нем.Interview, standardisi-ertes; фр. entretien standartise; чешек.interview/rozhovor standardizovany. Интервью, при к-ром используется опросный лист с четко определенны­ми порядком и формулировками во­просов, с целью получения макси­мальной сопоставимости данных, со­бранных разными интервьюерами.

ИНТЕРВЬЮ СТРУКТУРИРОВАН­НОЕангл.interview, structured; нем.Interview, strukturiertes; фр. en­tretien structure; чешек,interview/ rozhovor strukturovany. Интервью, при к-ром заранее опре­деляется порядок следования вопро­сов, предлагаемых респонденту, либо порядок подачи тематических облас­тей (блоков вопросов).

ИНТЕРВЬЮ ТЕРАПЕВТИЧЕС­КОЕангл.interview, therapeutic; нем.Interview, therapeutisches; фр. entretien therapeutique; чешек,inter­view /rozhovor terapeuticky. Интервью, предназначенное не столь­ко для получения информации, сколь­ко для того, чтобы дать возможность респонденту рассказать о своих не­приятностях, фрустрации, достичь большого самопонимания.

ИНТЕРВЬЮ ФОКУСИРОВАН­НОЕангл.interview, focused; нем.In­terview, fokussiertes; фр. entretien focalise; чешек,interview/rozhovor orientovany. Интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуа­ции, пережитой респондентом.

ИНТЕРВЬЮ ЭКСПЕРТОВангл.interview, expert; нем.Experteninter-view; фр. entretien d' expert; чешек.interview /rozhovor expertu.
Вид интервью с компетентными ли­цами, не являющимися объектами исследования, дающими важную ин­формацию.

ИНТЕРВЬЮЕРА ЭФФЕКТангл.interviewer, effect/bias; нем.Interviewereffekt; фр. effet d' enqueteur; чешек.efekt tazatele.

Искажения в ответах респондентов, обусловленные влиянием со стороны интервьюера.

РЕСПОНДЕНТ(от лат. responsum — ответ) — англ.respondent; нем.Proband/Befrager; фр. repondant/ interviewe/enquete; чешек,respondent. Участник конкретного социол. иссле­дования, являющийся источником устной или письменной информации.

ЭКСПЕРИМЕНТ(от лат. experimen-tum —проба, попытка, опыт) —англ.experiment; нем.Experiment; фр. expe­rience/epreuve; чешек,experiment. Общенаучный метод получения в кон­тролируемых и управляемых услови­ях новых знаний о причинно-следствен­ных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОР­НЫЙангл.experiment, laboratory; нем.Laborexperiment; фр. experience de laboratoire; чешек,experiment la-boratorni.

Контролируемый эксперимент, в ходе к-рого экспериментатор имеет воз­можность определять и изменять его условия.

ЭКСПЕРИМЕНТ ОДНОФАКТОР­НЫЙангл.experiment, one/sin­gle-factorial; нем.Experiment, einfak-torielles; фр. experience monofactori-elle; чешек,experiment jednofaktorovy. Эксперимент, в процессе к-рого на­блюдается изменение одной незави­симой переменной, тогда как др. пере­менные остаются неизменными.

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙангл.experiment, social; нем.Experi­ment, soziales; фр. experience sociale; чешек,experiment socidlni. Метод изучения соц. явлений и про­цессов, осуществляемый путем на­блюдения за изменением соц. объек­та под воздействием факторов, к-рые контролируют и направляют его раз­витие в соответствии с программа­ми и практическими целями иссле­дования. Э. с. предполагает внесение изменений в сложившиеся отноше­ния; контроль за влиянием измене­ний на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оцен­ку результатов этого влияния. Э. с. выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения но­вого знания, практической провер­ки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершен­ствования.

ЭКСПЕРИМЕНТ ФАКТОРНЫЙангл.experiment, factorial; нем.Exper­iment, faktorielles; фр. experience fac-torielle; чешек,experiment faktorovy.

Эксперимент, при к-ром оценивает­ся влияние двух или более перемен­ных одновременно. При этом иссле­дуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗангл.content analysis; нем.Content-Analyse;

фр. analyse du contenu; чешек.obsahovd analiza.

1. Метод качественно-количественного анализа содержания документов с це­лью выявления имеющихся тенденций развития соц. факторов. 2. Формализо­ванный метод исследования содержа­ния соц. информации посредством вы­явления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т. д.).

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ — англ.analysis, document; нем.Dokumente-nanalyse; фр. analyse des documents; чешек,analyza dokumentu. Оценка различных документов (дип­ломатических документов, полит, кон­цепций и т. д.) с помощью формаль­ных методов анализа содержания.

Наши рекомендации