Мобильность вертикальная – переход индивида (социальной группы) на более высокую социальную позицию, обладающую большим престижем, властью, доходом, привилегиями

Мобильность горизонтальная – социальное перемещение индиви­да, которое не связано с изменением его социальной позиции: переход на другую работу без изменения социального статуса, смена места жительст­ва и т. д.

Молодежь – социально–демографическая и социально–дифференцированная группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом и динамикой становления формирующейся личности, спецификой социального положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 15–16 до 29–30 лет. Молодежь выполняет социальные роли, обусловленные общественными потребностями, спецификой ее возрастного, социокультурного раз­вития, способностью самостоятельно реализовывать свой потенциал в со­циально значимых видах жизнедеятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, социальный институт, деятельность которого направлена на познание, обоснование и системати­зацию объективных знаний, используемых в различных сферах человече­ской деятельности. Для науки как социального института необходимы сле­дующие факторы: организация процесса получения новых знаний, созда­ние научных сообществ, выявление актуальных проблем исследования, форм и способов их решения, важность и глубина исследовательских ре­зультатов, определение статуса и престижа научно–исследовательских коллективов. Различают относительно обособленные, но тесно взаимосвя­занные организационные структуры наук – естественные, общественные, технические, а также фундаментальные, прикладные исследования и раз­работки, внедрения. Расширение круга социальных функций науки, ее институализация — необходимое условие общественного прогресса.

Национальные (межэтнические) отношения — отношения между нациями и этническими группами по поводу экономических, политических и других условий их существования и раз­вития их культур. В полиэтнических государствах межэтнические отношения касаются также утверждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Межнациональные (межэтнические) отношения не­посредственно определяются интересами наций и этнических групп в тот или иной период их исторического развития.

Норма социальная – включает в себя два взаимосвязанных аспекта: 1) определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или груп­пе, действующим в определенной ситуации. Социальная норма представ­ляет собой главный регулятор поведения людей в обществе.

Нравы общественные – распространенные в обществе стереотипы массового поведения, регулируемые неформальными моральными норма­ми, привычками, обычаями. Соответствующий образец «нравственного поведения» определяется моральными и этическими идеалами в качестве должного, естественного, социально правильного поведения.

Образование – социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению раз­личными социальными ролями.

Общество – совокупность общественных отношений людей: эконо­мических, политических, правовых, идеологических, духовных и т. д., ко­торые опосредуют их социальную деятельность. Достоянием общества яв­ляется вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних поколений людей. Общество пред­ставляет собой социальную систему, проявляющуюся в функционирова­нии социально–однородных общественных отношений, социальных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру обществен­ные отношения образуют различные общества – традиционное и совре­менное, аграрное и индустриальное, открытое и закрытое, демократиче­ское, тоталитарное и авторитарное, феодальное, капиталистическое, со­циалистическое и др.

Общность – совокупность людей, объединенная исторически сло­жившимися устойчивыми социальными связями, отношениями и обла­дающая рядом признаков, которые придают ей своеобразие, специфич­ность. В широком смысле слова это понятие используется как синоним «социальной группы». Совокупность разновеликих, разноуровневых общностей, их взаимодействие, взаимовлияние – необходимое условие функ­ционирования общества как социальной системы.

Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Опосредуется системой общественных отношений и является их персони­фицированной личностной формой проявления. Общение – важнейшая со­ставная часть социального бытия человека, источник его жизнедеятельно­сти, условие функционирования общества, формирования и развития лич­ности.

Общественное мнение – отношение населения страны или больших социальных групп к различным проблемам общественной жизни, выра­женное в разного рода суждениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мнение характеризуется той или иной распространенно­стью, определенной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью. Выражение отношения людей к тому или иному общественному явлению в форме его одобрения или осуждения, пожелания или требования – одно из главных свойств общественного мне­ния. Другим его важным свойством является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.

Организация социальная – понятие, которое используется в не­скольких значениях: 1) объединение институционального характера, пред­назначенное для выполнения определенных функций, обладающее опреде­ленным статусом и выступающее в качестве социального института (предприятия, органы власти, общественные объединения и т. п.); 2) процесс, связанный с таким видом деятельности, как управление; 3) степень внут­ренней упорядоченности, способ соединения частей в целое.

Отношения социальные. В широком смысле – общественные от­ношения между субъектами (классами, социальными группами и т. д.) во всех сферах общественной жизни; в узком смысле – срез, синтез социаль­ных аспектов всех видов общественных отношений, которые непосредст­венно сказываются на положении личности в обществе. Это отношения, связанные с жизнедеятельностью, образом жизни, социальным положени­ем индивида, социальных групп, различных общностей, реализацией принципа социальной справедливости, степенью удовлетворения матери­альных, духовных и других потребностей людей.

Память социальная – способность общества и личности к накопле­нию, созданию и воспроизведению опыта, способов жизнедеятельности. Социальная память как показатель и вместе с тем фактор социальной и духовной зрелости общества предполагает совокупность социокультурных институтов, осуществляющих отбор актуальной информации о прошлом с целью творческого освоения накопленного общественного опыта и пере­дачи его от поколения к поколению.

Плюрализм – 1) принцип, исходящий из естественности проявления различных идей, ценностных ориентаций, а также утверждающий равные права функционирования множества социальных групп; 2) легитимация многообразия в социальной жизни и науке.

Поколение – многозначное понятие (демографическое, антрополо­гическое, историческое, символическое и т. п.). С точки зрения социологии поколение – это объективно сложившаяся социально–демографическая общность людей, характеризующаяся общими условиями социализации, возрастными и социально–психологическими особенностями, типичными для близкой по возрасту общности способам и формам деятельности, спе­цификой культуры.

Потребность – выражение объективной необходимости поддержа­ния и воспроизводства условий существования людей, их развития. Субъ­ективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побужде­ния творческой деятельности и т.д. Потребности людей являются наибо­лее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения разнообразных интересов.

Престиж социальный – обозначение в общественном сознании ре­ального положения человека, социальной группы, трудового коллектива и т. п. в системе общественных отношений. Критерий социального престижа применяется для анализа социальной стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. Социальный престиж представляет собой единство объективного положения личности в коллективе, обществе в соответствии с ее статусом и субъективного отношения к выполнению ею своих соци­альных ролей (индивидуальность, ответственность и т. п.). Оценивая соци­альную значимость способов и форм жизнедеятельности, социальной активности личности, престиж выступает как действенный регулятор поведения лю­дей.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к выс­шему, от менее совершенного к более совершенному. Сказанное относится к обществу в целом, к отдельным его подсистемам. Прогресс социальный означает движение по пути преодоления социально–политического нера­венства и духовной неразвитости, утверждение принципа социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального, ду­ховного, нравственного развития личности.

Противоречия социальные – противоречия, возникающие в про­цессе развития социальных отношений, отражающие взаимодействия про­тивоположных систем этих отношений, несовпадение интересов и целей различных социальных групп и социальных слоев. Прогнозирование, свое­временное разрешение социальных противоречий – неизменное условие дальнейшего развития социальной системы. Определение и реализация эффективной социальной политики – необходимое условие безболезненно­го перехода из одного качественного состояния социальной системы в дру­гое. Это гарантия того, что социальные противоречия из стимула общест­венного развития не станут тормозом социальных изменений и не приве­дут к социальному конфликту. Социальных противоречий может быть множество: между обществом и государством, между социальными по­требностями и возможностями их удовлетворения, между политической элитой и массами и т. п.

Процесс социальный – взаимосвязь социальных действий, через ко­торые проявляются определенные тенденции общественной жизни, после­довательная смена состояний в системах и подсистемах, социальных ин­ститутах и организациях. Субъектами социальных процессов могут быть человеческое сообщество, конкретное общество, социальные общности, организации. Виды социальных процессов: прогрессивные и регрессивные, функциональные и дисфункциональные, стихийные и сознательно органи­зованные, эволюционные и революционные.

Развитие социальное – процесс, в ходе которого происходят коли­чественные и качественные изменения в социальных отношениях, соци­альных институтах, социально–групповых и социально организационных структурах. Социальное развитие представляет также изменения, при ко­торых социальные явления переходят на более высокие (по критериям со­циального процесса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – коренное и на­сильственное изменение государственного и общественного строя, затра­гивающее все стороны жизни общества. Революция начинается со смены государственной власти. Дальнейшие революционные преобразования политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества могут происходить в течение более или менее длительного времени.

Реформа (от лат. reformare – преобразовывать) – более или менее существенные изменения в отдельных (иногда в нескольких) сферах обще­ственной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя. Указанные изменения могут носить структурный или функциональ­ный характер без полной трансформации общества. Реформа выступает как способ разрешения назревших конфликтов – экономических, полити­ческих и иных мирными способами. Как правило, реформы планируются и проводятся «сверху», т. е. существующей государственной властью.

Регресс – противоположный прогрессу тип общественного развития, для которого характерны процессы деградации, понижение уровня соци­альной организации, утрата способности общества и государства к выпол­нению их основополагающих функций. Регрессу присущи застой, возврат к изжившим себя формам и структурам. В условиях регресса снижается социальная защищенность населения, сужаются возможности развития личности.

Роль социальная — социальная функция, модель поведения, объек­тивно заданная социальной позицией личности (группы) в системе обще­ственных или межличностных отношений. Ее исполнение связано с приня­тыми социальными нормами и ожиданиями окружающих.

Система социальная – особый класс систем, существующий наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и другими системами. Любая система — это явление, состоящее из опреде­ленной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и от­ношениях и образующих единое целое. Специфика социальной системы состоит в том, что важнейшими ее элементами являются люди, чье пове­дение, формы и способы жизнедеятельности детерминируются определен­ными статусами и ролями, которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их индивидуальными качествами (потребностями, интересами, ценностными ориентациями). Как и любая другая, социальная система обладает целостно­стью и интегративностью.

Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совмест­ной деятельности (взаимосвязи) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях. Социальное возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Содержательными элементами социального являются понятия равенства, справедливости, свободы. Социология изучает социальное как важнейший аспект экономических, политических отношений, последствий реформирования общества, проявляющихся в условиях их труда, общения, в решении проблем социальной защищенности различных социальных групп и личности, удовлетворения их социальных потребностей и интере­сов.

Социализация – приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение раз­личными видами деятельности и утверждение себя в системе обществен­ных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и из­бирательное отношение к условиям общественной жизни.

Социальная структура общества – совокупность связей и отноше­ний, в которые вступают между собой социальные группы и общности лю­дей по поводу экономических, социальных, политических и духовных ус­ловий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структу­ры относятся различные виды общностей: классы, сословия, люди города и деревни, умственного и физического труда, социально–демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, муж­чины), этнические и религиозные общности. Почти все названные выше социальные группы и общности неоднородны по составу и, в свою оче­редь, делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоя­тельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, ко­торые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социум – большая устойчивая социальная общность людей (обще­ство в целом), которая характеризуется единством условий их жизнедея­тельности в существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Разновидности социума: общество, родовые и семейно–родовые, социально–классовые, национально–этнические, территориально–поселенческие общности. Типы социумов: тоталитарный, авторитарный, демократический, коллективистский, индивидуалистический и др.

Статус социальный – интегративный показатель положения раз­личных социальных групп и их представителей (индивидов) в обществе, в системе социальных связей и отношений. Социальный статус определяется по ряду признаков как естественного (пол, возраст, национальность), так и социального характера (роль в обществе, профессия, род занятий, семей­ное положение, доход и т. д.). Исследователи подразделяют социальный статус на врожденный и приобретенный.

Страта социальная (от лат. stratum – слой) – социальный слой, группа людей, объединенных каким–либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, пре­стижем и т. д.). Понятие страты является ключевым в теориях социальной стратификации. Обычно под социальными стратами понимают все соци­ально–экономические общности, занимающие различное место в структуре социальной системы и между которыми имеется социальное неравенство. Стратификация социальная: 1) метод анализа и описания соци­альной структуры общества, предполагающий выделение социальных сло­ев на основе таких признаков, как объем власти, престиж, размер получае­мых доходов, уровень образования и квалификации, должностное положе­ние и т. д.; 2) система ранжирования индивидов и групп, их размещения по социальным слоям (стратам).

Наши рекомендации