Понятие «социальный институт науки»

Рассматривая науку как специфическую структуру в системе общества, целесообразно определять её как относительно самостоятельную подсистему общества, представленную в виде социального института науки. Естественно, что как социальный институт, научная жизнь общества, её структуры и участники, социальный аспект деятельности представителей науки, формы и уровни их организации, а также функции – все эти компоненты оказываются в центре внимания социологии науки. В то же время наука, как социальный институт – не единственный объект социологии науки. В социологическом понимании наука представляет собой сферу человеческой деятельности, смысл которой состоит в получении, обосновании и систематизации объективных знаний о мире: о природе и обществе, человеке и их взаимоот­ношениях. Под наукой понимают не только названные процедуры с различными типами раз­вивающихся знаний о природе, обществе, человеке, технологиях и технике, и их связях, но и социальный институт, где эта деятельность осуществляется. Наукой часто называют также отдельную отрасль знания[124]. Так, важнейшими составляющими научной сферы признаны сегодня научные знания как элемент нормативно–ценностной системы и отношений.

Знания получаются и используются во всех областях человеческой деятельности: эко­номической, правовой, гуманитарной, технической, естественно–научной, математической и др. В соответствии с этим возникли отрасли науки внутри этих областей. Но в самой науке получение новых знаний является не только средством деятельности, но и основной целью, продуктом творческой и экспериментальной деятельности ученых. В связи с этим возникает вопрос о взаимодействии науки с видами творчества, такими как проза, поэзия, ваяние, зодчество, живопись, дизайн, театр и т.д. Творчество составляет суть научного поиска, а культура — инструмент и несущую конструкцию функционирования науки, которое происходит в соответствии с закономерностями, на основе, опыта, традиций, правил и т.д. Сама наука есть творчество. В основе всех этих проявлений человеческой деятельности лежат не только зна­ния, но и особое умение творить новое.

Знания и процесс их продуцирования в науке обладают рядом черт, в совокупности отличающихся от характеристик знаний, полученных в других сферах человеческой дея­тельности. Научную деятельность отличает стремление к объективному, истинному и прове­ренному знанию. Науке присуще наличие развитого аппарата понятий, моделей (языка науки), методов и процедур, используемых для рационального критического обоснования, доказательства и проверки получаемого знания.

Для научного знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, присущих ему законов функционирования, ориентация на развитие изучаемого объекта. Познание с целью получения нового знания носит методичный, накопительно–аналитический характер, и основано на принципах системности, рассмотрения структур и функций в единстве, диалектической логики явлений, в том числе мышления исследователя. Теоретически системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, а приобретает эту значимость во взаимосвязи с другими элементами системы.

Организация научного знания и процессов его обращения связана с институтами общества. Как пишут В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, – термин «институт» имеет множество значений. В современные европейские языки он пришел из латинского языка (institution – установление, устройство)[125]. Со временем, по мнению авторов фундаментальной социологии, этот термин приобрел два значения: узкое (техническое, название специализированных научных и учебных заведений) и широкое – социальное, означающее совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.

В качестве социального института наука обладает следующими основными характеристиками: 1) относительно устойчивыми типами и формами социальной практики, посредством которых организуется жизнь этого института, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках социальной организации общества; 2) специфическими нормами и предписаниями, регулирующими соответствующие типы поведения представителей науки; 3) интеграцией института науки в социально–политическую, правовую, ценностную, идеологическую и экономическую структуры общества, что позволяет узаконить разные стороны деятельности института, контролировать институциональные типы действий; 4) наличием материально–экономических средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля в обществе[126].

Структура, организационные формы, уровни и функции науки.

Наука как социальная система включает в себя множество специфических отношений, связанных с выполнением ею своих функций. Существует масса вертикальных и горизонтальных (иерархических и кооперативных), формальных и неформальных связей между структурами социальной системы науки. Анализ организационных форм затрагивает ряд проблем институционализации науки и ее внутренней организации, научных коммуникаций, динамики научных областей и науки в целом.

Процесс организации науки в устойчивую социальную структуру носит название институционализации науки. Это сложный исторический процесс, связанный с действием множества факторов социальной жизни (мировоззренческих, политических, экономических и др.). Как известно, современная наука с начала Нового времени проделала путь от ученых– одиночек и небольших объединений исследователей до поддерживаемой на государственном уровне большой науки, представляющей собой, по сути дела, особую социально–индустриальную подсистему.

Социальный институт науки представляет собой разветвленную и сложноорганизованную совокупность организационных форм. Наиболее крупной формой является общее оформление науки как самостоятельной социальной сферы. Совокупность людей, выбравших для себя науку как род специализированной деятельности, составляет научное сообщество. Это наиболее общее название для социальной группы профессиональных ученых. Сообщество, занятое разработкой какой–либо предметной области, является первичной ячейкой научной сферы. Эта ячейка контролирует деятельность своих членов при помощи традиций, правил научной этики и может прибегать к законодательным и подзаконным актам о науке. «Оно определяет круг проблем, которые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми; существуют приемлемые концептуальные и технические средства решения этих проблем», – считают авторы российской «Социологической энциклопедии»[127]. Самое крупное членение отрасли науки – это её разделение на естественные, общественные (социальные, гуманитарные), и технические направления. Различия между этими тремя группами научных направлений и учебных дисциплин обусловлены познавательными установками, формами социальной организации деятельности. На современном этапе исследования носят междисциплинарный характер.

Научное сообщество неоднородно. В него входят аспиранты, учёные кафедр и исследовательских лабораторий и институтов, Российская Академия Наук. В разных странах научные структуры устроены по–своему. Но в любом случае научное сообщество даёт первую оценку новизны, социальной значимости и основательности исследовательских результатов, определяет статус и престиж каждого из этих результатов. Крупной социальной структурой в науке является дисциплинарное сообщество, на уровне которого осуществляется воспроизводство научной деятельности и подготовка новых научных кадров. Следующим иерархическим уровнем организации научной деятельности являются целые сферы или области знаний, своеобразные полидисциплинарные образования: физика, химия, экономика, философия, политология, социология и др.

Характерный признак научной дисциплины – наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учебников. Надо сказать, что даже наличие этих компонентов не гарантирует воспроизводства научных школ. Требуются усилия для преодоления бюрократических препятствий в организации подготовки новых научных кадров. В целом общий процесс институционализации науки и ее областей может быть представлен как результирующая двух составляющих: во–первых, внутренней логики становления научных областей по предметно–методологическому принципу (процессы специализации, дифференциации, междисциплинарной трансляции научного знания); во–вторых, – административно–политические решения о создании научных заведений, кафедр, исследовательских центров, об осуществлении определенных научных проектов и т.д.

Функции научного знания, которыми оперируют научные структуры и отдельные представители науки, направлены на потребителя научной продукции. Б.Г. Юдин в статье «Наука» в российской «Социологической энциклопедии» пишет, что наряду с объективной направленностью, научному знанию свойственна и адресованность, пусть неявная и неосознаваемая человеком как субъектом[128]. Скажем, не всегда сам исследователь осознаёт масштабы и полное значение своего труда и достижений.

Исторически развитие науки сопровождается расширением выполняемых ею специальных функций и, соответственно, усилением её взаимосвязей с другими сферами общества. Первыми по времени получили развитие культурно–мировоззренческие функции науки. Они реализуются благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные, то есть основанные не на субъективном мнении, а на критически осмысленном объективном знании, объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности входит в содержание культуры и мировоззрение общества. Признание за наукой авторитета в этой области явилось важным шагом в процессе её социальной институционализации.

Значительная группа социальных функций науки связана с приложением научных знаний и методов в самых разных сферах практической деятельности. Наиболее характерный в этом отношении процесс – это превращение науки в непосредственную производительную силу, формирование устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой, производством[129].

Надо сказать о характерных различиях между фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Это еще один способ структурирования науки, органично связанный с основными функциями института науки. Если в фундаментальных исследованиях реализуется установка на получение истинного и теоретически обоснованного знания, то цель прикладных исследований – практическая эффективность и результативность знаний[130].

Наши рекомендации