Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Очно-заочная
1. Виды и объемы учебной работы, в ч.        
1.1. Общая трудоемкость дисциплины
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.3. Самостоятельная работа:
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа
1.3.3. Другие виды самостоятельной работы: – изучение отдельных тем по рекомендованному списку литературы – сравнительный анализ статистических и социологических данных – доклад – выполнение индивидуальных заданий – подготовка к зачету         –     –    
2. График изучения дисциплины        
2.1. Курс
2.2. Семестр 1–2 1–2
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр)

Распределение учебной работы

По разделам, темам, видам и формам текущего контроля

№ п/п Раздел, тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л ПрЗ СР
1. Социология как наука Устный опрос
2. Возникновение и развитие социологии Доклад, эссе
3. Общество как система Устный опрос, доклад
4. Культура и общество Доклад, эссе
5. Социальная структура и социальная стратификация Тест (промежуточная аттестация), письменная работа по итогам анализа открытых статистических источников и нормативных актов
6. Социальные институты Устный опрос, письменная работа по итогам анализа социологических и статистических данных из открытых источников
7. Личность как социологическая проблема Устный опрос, доклад, эссе
8. Девиантное поведение и социальный контроль Доклад, устный опрос
9. Социальные изменения и процессы Тест (итоговый по курсу), доклад, устный опрос
Всего    
Итого    
               

Содержание тем (разделов) дисциплины

Тема 1. Социология как наука

Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии.

Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии.

Основные функции социологии как теории и практики в обществе: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные.

Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

Тема 2. Возникновение и развитие социологии

Возникновение социологии как науки, основные предпосылки ее возникновения. О. Конт как основоположник научной социологии и родоначальник позитивизма.

Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности.

Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии.

Развитие эмпирической социологии в 20–30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960–70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.). Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.

Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм – магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.). П.А. Сорокин – социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А.Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России.

Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики.

Тема 3. Общество как система

Понятие социальной системы, основные системные принципы. Гомогенные и гетерогенные системы. Специфика социальной системы. Социальная система как система отношений, связей, взаимодействий. Общие признаки социальных систем: целостность, устойчивость, открытость, динамизм, самоорганизованность.

Характеристика социальных систем по структуре, функциям, с точки зрения их динамики.

Тема 4. Культура и общество

Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, «идеальная» и «реальная» культура, материальная культура и технология). Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.

Тема 5. Социальная структура

Наши рекомендации