Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | Очно-заочная | |
1. Виды и объемы учебной работы, в ч. | ||||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | ||||
1.2. Аудиторные занятия: | ||||
1.2.1. Лекции | ||||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | ||||
1.3. Самостоятельная работа: | ||||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | – | – | – | – |
1.3.2. Контрольная работа | – | – | ||
1.3.3. Другие виды самостоятельной работы: – изучение отдельных тем по рекомендованному списку литературы – сравнительный анализ статистических и социологических данных – доклад – выполнение индивидуальных заданий – подготовка к зачету | – | – | ||
2. График изучения дисциплины | ||||
2.1. Курс | ||||
2.2. Семестр | 1–2 | 1–2 | ||
2.3. Экзамен (семестр) | ||||
2.4. Зачет (семестр) | – | – | – | – |
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | – | – | – | – |
2.6. Контрольная работа (семестр) | – | – |
Распределение учебной работы
По разделам, темам, видам и формам текущего контроля
№ п/п | Раздел, тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Л | ПрЗ | СР | |||||
1. | Социология как наука | Устный опрос | |||||
2. | Возникновение и развитие социологии | Доклад, эссе | |||||
3. | Общество как система | Устный опрос, доклад | |||||
4. | Культура и общество | Доклад, эссе | |||||
5. | Социальная структура и социальная стратификация | Тест (промежуточная аттестация), письменная работа по итогам анализа открытых статистических источников и нормативных актов | |||||
6. | Социальные институты | Устный опрос, письменная работа по итогам анализа социологических и статистических данных из открытых источников | |||||
7. | Личность как социологическая проблема | Устный опрос, доклад, эссе | |||||
8. | Девиантное поведение и социальный контроль | Доклад, устный опрос | |||||
9. | Социальные изменения и процессы | Тест (итоговый по курсу), доклад, устный опрос | |||||
Всего | |||||||
Итого | |||||||
Содержание тем (разделов) дисциплины
Тема 1. Социология как наука
Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии.
Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии.
Основные функции социологии как теории и практики в обществе: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные.
Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
Тема 2. Возникновение и развитие социологии
Возникновение социологии как науки, основные предпосылки ее возникновения. О. Конт как основоположник научной социологии и родоначальник позитивизма.
Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности.
Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии.
Развитие эмпирической социологии в 20–30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960–70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.). Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.
Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм – магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.). П.А. Сорокин – социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А.Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России.
Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики.
Тема 3. Общество как система
Понятие социальной системы, основные системные принципы. Гомогенные и гетерогенные системы. Специфика социальной системы. Социальная система как система отношений, связей, взаимодействий. Общие признаки социальных систем: целостность, устойчивость, открытость, динамизм, самоорганизованность.
Характеристика социальных систем по структуре, функциям, с точки зрения их динамики.
Тема 4. Культура и общество
Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, «идеальная» и «реальная» культура, материальная культура и технология). Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.
Тема 5. Социальная структура