Тем не менее относиться к другим с любовью не обязательно означает позволять другим вести себя так, как им хочется
Родители быстро постигают это со своими детьми. Взрослым не так легко удается познать это с другими взрослыми, как и одному народу с другим. Но нельзя допускать, чтобы деспоты процветали, — с их деспотизмом должно быть покончено. Этого требует и любовь к Себе, и любовь к деспоту.
Вот ответ на твой вопрос: «Если любовь — это все, что есть, то как вообще человек может оправдывать войну?» Иногда человек должен отправиться на войну, чтобы сделать наиважнейшее заявление о том, кем он на самом деле является: тем, кто ненавидит войну.
Бывают времена, когда тебе приходится отказаться от того, Кто Ты Есть, чтобы быть тем, Кто Ты Есть.
Были Мастера, которые учили: ты не можешь обладать, пока ты не готов от всего отказаться.
Таким образом, чтобы «обрести» себя как мирного человека, тебе, может быть, придется отказаться от представления о себе как о человеке, который никогда не идет на войну. История предоставляла людям возможность принимать подобные решения. То же самое верно и относительно большинства межличностных и большинства личностных отношений. Жизнь не один раз может дать тебе шанс доказать, Кто Ты Есть, демонстрируя какой-либо аспект того, Кто Ты Не Есть.
Это не так трудно понять, если ты уже прожил сколько-то лет, хотя для совсем молодого человека это может показаться полным противоречием. При более зрелом взгляде это легче представляется божественной дихотомией.
В человеческих взаимоотношениях это не означает, что, если тебя обижают, ты должен «дать сдачи». (То же — ив отношениях между народами.) Просто это значит, что позволять другому постоянно причинять страдания — вовсе не самое стоящее дело во имя любви — ни к Себе, ни к другому.
Пора отправить на покой некоторые пацифистские теории о том, что высочайшая любовь не требует силового ответа на то, что вы считаете злом.
Здесь беседа снова становится эзотерической, потому что никакое серьезное исследование этого утверждения не может проигнорировать слово «зло» и суждения, которые с ним связаны. На самом деле не существует ничего злого —только объективные феномены и жизненный опыт. Но сама цель твоей жизни требует того, чтобы из пополняющейся коллекции бесконечных феноменов ты отбирал некоторые и называл их «злом». Пока ты этого не сделаешь, ты не можешь называть себя или что-либо другое добрым и поэтому не сможешь познать, или сотворить, самого Себя.
Таким образом, самым большим злом было бы совсем ничего не объявлять злым.
В этой жизни ты существуешь в мире относительного, где одно может существовать только постольку, поскольку оно соотносится с другим. Это является одновременно и функцией, и целью взаимоотношений: обеспечить арену для опыта, где ты обретаешь себя, характеризуешь себя и — если ты это выбираешь — постоянно воссоздаешь того, Кто Ты Есть.
Выбор быть Богоподобным не означает, что ты выбираешь быть мучеником. И конечно же, это не означает, что ты выбираешь быть жертвой.
Но то, что другие думают, говорят или делают, иногда будет обижать тебя — до тех пор, пока это станет невозможным. И выведет тебя из одного состояния в другое абсолютная честность — готовность с уверенностью подтвердить, признать и высказать именно то, что ты чувствуешь по поводу чего-либо. Говори свою правду —доброжелательно, но целиком и полностью. Живи своей правдой — спокойно, но всецело и последовательно. Изменяй свое мнение по ее поводу легко и быстро, когда твой жизненный опыт вносит новую определенность.
Когда ты переживаешь обиду во взаимоотношениях, никто в здравом уме (и уж точно не Бог) не скажет тебе, чтобы ты «не брал в голову, не придавал этому никакого значения». Если тебе сейчас обидно, то уже слишком поздно думать, что это ничего не значит. Теперь твоя задача решить, что это действительно значит, и проявить свои чувства. Поступая так, ты совершаешь выбор и становишься тем, Кем Ты Стремишься Быть.
Значит, мне не надо быть многострадальной женой, униженным мужем или жертвой моих взаимоотношений, чтобы придать им святость или сделать меня приятным в глазах Бога.
Ну конечно, нет.
И мне не нужно мириться с нападками на мое достоинство, оскорблением моей гордости, ущербом для моей психики и ранами на моем сердце, чтобы сказать, что «я отдал лучшее, на что способен» во взаимоотношениях; «исполнил свой долг» или «выполнил свои обязательства» в глазах Бога и человека.
Ни на минуту.
Тогда, молю тебя, Бог, скажи мне, какие обещания я должен давать во взаимоотношениях, какие договоренности соблюдать? Какие обязательства несут взаимоотношения? Каким указаниям я должен следовать?
С этим ответом ты не сможешь согласиться, поскольку он оставляет тебя без указаний и лишает всякой силы каждое соглашение в тот момент, когда ты его заключаешь. Ответ таков: у тебя нет обязательств. Ни в отношениях, ни вообще по жизни.
Нет обязательств?
Нет обязательств. Нет никаких ограничений или оговорок, как нет и никаких указаний или правил. И ты вообще не связан никакими обстоятельствами или ситуациями, как и не стеснен никаким кодексом или законом. И ты не заслуживаешь наказания ни за какой проступок, ты просто не способен ни на какой проступок, — ведь для Бога пет такого понятия, как «проступок».
Я уже слышал раньше о такой религии «без правил». Это духовная анархия. Не представляю, как это может работать.
Это не может не работать, если твое дело — создавать Себя. Но если ты представишь себе, что твоя задача — быть таким, каким кто-то другой хочет тебя видеть, то отсутствие правил и указаний в самом деле могло бы усложнить обстановку.
Пытливый ум спросит: если Бог хочет, чтобы я был таким-то, то почему Он просто не создал меня таким с самого начала? Зачем мне бороться и «преодолевать» себя такого, какой Я есть, чтобы стать таким, каким меня хочет видеть Бог? Ищущий разум требует ответа, — и это справедливо, потому что вопрос того стоит.
Религиозные фанатики хотят заставить тебя поверить, в то, что Я создал тебя меньшим, чем Я Есмь, чтобы у тебя был шанс стать тем, Кто Я Есмь, действуя наперекор всему — и, Я бы добавил, наперекор всякому естественному стремлению, которым, по-вашему, Я вас наделил.
Среди этих так называемых естественных стремлений есть склонность грешить. Вас учили, что вы родились во грехе, что вы умрете во грехе и что грех — это твоя природа.
Одна из ваших религий даже учит, что с этим ничего не поделаешь. Твои собственные поступки бесполезны и бессмысленны. Самонадеянно считать, что, совершив какой-то поступок, ты можешь «попасть в рай». Есть только один путь в рай («спасение») — не через то, что ты сам предпринимаешь, а через милость, даруемую тебе Богом, когда ты принимаешь Его Сына как твоего посредника.
Как только это происходит, ты «спасен». Пока это не свершилось, ничего из того, что ты делаешь, — ни жизнь, которую ты ведешь, ни решения, которые ты принимаешь, ничто из того, что ты предпринимаешь по своей собственной воле, чтобы совершенствовать себя или представить себя достойным, — не имеет никакого значения, не оказывает никакого влияния на твое «спасение». Ты не всостоянии проявить свое достоинство, ведь ты по своей природе — недостойный. Ты был создан таким.