Объект и предмет социологической науки

Объект науки – это определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве объектов различных наук выступают природа и общество, которые изучаются естественными и соци­ально-гуманитарными науками.

Объектом изучения социологии является общество. Однако общество изу­чается и другими науками. Разграничить социальные науки можно по предмету исследования, т.е. по закономерным связям и отношениям объективной реальности, специфи­ческим для каждой науки.

Предметом социологии выступают связи и отношения типологизированных систем (общества в целом, народов, классов других социальных групп, личностей) на уровне закономерностей их функционирования. Следовательно, социология изучает механизмы действия и формы проявления социальных закономерностей в исторически определенных системах. Основоположник социологии французский философ О. Конт, который ввел в оборот в 1839 г. термин социология (от латинского societas – общество и греческого logos – учение), давал ее расширенное толкование – обществоведение в целом. Другой французский философ и социолог Э. Дюркгейм дал более узкое понимание социологии, связав ее с изучением социальных фактов, т.е. социальных явлений и отношений. Можно дать следующее определение социологической науки: «Социология – это наука об обществе как социальной системе, о социальных общностях, о социальных отношениях, социальных процессах, социальных институтах, механизмах их функционирования и развития».

Основные категории социологии:

общество; социальное (в широком смысле общественное, в узком – относящееся к социальной сфере жизни общества); социальные общности; социальные группы; социальное взаимодействие; социальные процессы; социальные институты и другие.

Основные законы (закономерности) социологии:

неравномерности общественного развития,

ускорения общественного развития,

возрастания роли человеческого фактора в общественном развитии (в марксистской социологии закон возрастания роли народных масс в истории) и др.

2. Структура и уровни социологического знания.

Во-первых, социологическую науку делят на два уровня: макро имикроуровень. Макросоциология изучает социальную реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Микросоциология исследует небольшие социальные группы и протекающие в них социальные процессы, носящие локальный характер.

Во-вторых, социологию делят на теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет социальную реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Эмпирическая направлена на получение конкретной информации об явлениях и процессах, протекающих в той или иной социальной общности людей.

В – третьих, выделяют фундаментальный и прикладной уровни социологии. В основе такого деления лежит результат социологического исследования и то, какие задачи решаются. Если научные, то фундаментальный уровень, если практические задачи – прикладной уровень.

Кроме того в последнее время принято выделять три уровня социологии. 1й уровень – общесоциологическая теория. 2й уровень – теории среднего уровня (ранга). 3й уровень – рабочие теории эмпирического уровня. Американский социолог Р. Мертон предложил второй уровень называть специальными социологическими теориями. Это отрасли социологической науки. Их более 50: социология труда, образования, науки, техники, культуры, семьи и т.д.

3. Функции социологии.

Общественное предназначение социологии определяется в первую очередь функциями, которые она выполняет. Важнейшей из них является теоретико-познавательная, т.к. она обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом проявляется прикладная (практическая) функция социологии. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем – это прогностическая функция.

Социология также выполняет идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологи.

Образовательная (обучающая) функция, вытекает из того, что социология способна через систему учебных заведений, широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки, помогая людям, в первую очередь, обучающимся и активно действующим в тех или иных сферах общественной жизни, лучше узнать, понять и оценить то общество, в котором они живут, чтобы изменить его к лучшему.

Кроме того, некоторые авторы выделяют воспитательную, мировоззренческую, оценочную, информационную, критическую и др. функции социологии.

Наши рекомендации