Самодостаточные взаимоотношения

В Бытии 2:18 есть кое-что несколько отличающееся. Бог посмотрел на Адама в Эдемском саду и сказал:

"Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему".

Итак, из Адамового ребра Бог создал женщину и привел ее к нему. В экстатическом крике Адама: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей», - мы видим зарождение нового типа взаимоотношений.

"Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть".1

Здесь мы имеем взаимоотношения не сотрудничества, а отношения социальные, не инструментальные, а самодостаточные, то есть такие взаимоотношения не являются средством для достижения цели, но цель сама по себе. Это начало взаимоотношений, которые «хоро­шие» сами по себе, то есть они не нуждаются во внеш­ней цели или предназначении, чтобы оправдать их существование. Брак не существует для какой-то цели или предназначения вне брака, он существует ради жизни в браке. Брак даже не существует ради рождения детей; было бы правильнее сказать, что дети и семья существуют ради совершенствования и наполнения брака. Развод является катастрофой, так как он разруша­ет Богом данную цель. Не удивительно, что когда исчезают цель или предназначение, средства для дости­жения также оказываются под вопросом. Если брак терпит крушение, то какой смысл иметь детей? Сущес­твует связь между отношением к аборту в нашем общес­тве и крушением института брака, которая не получила должного внимания.

Конечно, немногие взаимоотношения являются по­лностью инструментальными или полностью самодоста­точными. Даже у работы есть важный социальный аспект: и друзья и семьи иногда соединяют усилия для выполнения особых задач и осуществления проектов. Тем не менее, непонимание основополагающего характе­ра взаимоотношений является часто встречающимся источником проблем.

Например, если я обнаружу, что дружба со мной поддерживается, потому что я, будучи членом комитета, могу быть хорошей поддержкой для проекта другого человека, у меня будет чувство, что меня «используют». Дружба не предназначена, чтобы служить средством для достижения цели, по крайней мере, в моей книге. С другой стороны, если поставщик заходит ко мне в офис и затем усаживается для милой беседы о его семье и его выходных, я, возможно, буду раздражаться, потому что он «тратит мое время». Он пришел с определенной целью и должен держаться ее.

Но я не увижу ничего плохого, если коллега подойдет ко мне с просьбой поддержать проект, или если друг зайдет поболтать ко мне в офис. В этих случаях природа взаимоотношений понятна, ее принимают обе стороны, и нет чувства, что взаимоотношения используют для других целей.

То же различие подразумевает, что я не могу серьезно ожидать, что мой начальник или мой менеджер будет обращаться со мной, как с приятелем и будет чувствите­лен к каждой моей нужде. Я должен основываться на главных условиях данных взаимоотношений, которые в основном являются инструментальными, и не беспоко­иться, если ударение делается на качестве и производи­тельности, а не на социальном взаимодействии. Нераз­бериха в этом вопросе является часто встречающейся серьезной проблемой в христианском бизнесе, в менед­жменте и руководстве миссий и организациях по помо­щи малоимущим. Отношения между персоналом важны, не заблуждайтесь в этом, но иногда я встречал людей, которые ждут от своих менеджеров и начальников по работе, что они будут заботиться об их нуждах в обще­нии, руководстве, увещеваний и даже обучении и покло­нении в условиях каждодневной работы. Но все это не имеет отношения к тому, чем на самом деле являются эти взаимоотношения. Сказав это, я соглашаюсь, что во многих областях христианской работы граница между взаимоотношениями сотрудничества и социальными взаимоотношениями не видна невооруженным глазом. Тем не менее, открытое, откровенное объяснение основных правил избавило бы нас от многих ненужных проблем.

Наши взаимоотношения с Богом

Человек был сотворен прежде всего для взаимоотноше­ний с Богом, и поэтому существуют некоторые аспекты этого типа взаимоотношений, у которых нет аналогий во взаимоотношениях человека с другими людьми. Первый - поклонение; его единственный объект - только Бог, поклонение кому-нибудь или чему-нибудь, кроме Бога является идолопоклонством и осуждается как таковое2. Преимущество покорности Богу перед любой другой человеческой властью также важно, и только когда это основное требование признано, другие наши взаимоот­ношения станут на место.

Тем не менее, во многом динамика наших взаимоот­ношений с Богом такая же, как динамика наших взаимо­отношений с другими людьми. Во-первых, наши взаимо­отношения с Богом являются самыми инструментальны­ми из всех взаимоотношений. Они существуют для достижения цели, самой возвышенной из всех целей, той, которая так часто трогала сердце Павла:

"...стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус'9.

Божья цель от вечности - установление Его Царства, цель, такая великая, что Иисус сказал, что она подобна сокровищу, скрытому на поле. Если человек однажды увидит ее, он продаст все, что имеет, чтобы приобрести ее. Упустишь эту цель, и все, что мы можем достичь, ограничивается возможностями нашего маленького, хрупкого «я» и куцым отрезком жизни. Величайшая из человеческих целей становится такой тривиальной что. мужчины и женщины задаются вопросом, стоит ли жизнь волнений, или устраиваются жить на тонкой верхней корочке жизни, отказываясь думать или попы­таться проникнуть поглубже. Я помню, как я говорил с одним выдающимся деятелем в области образования в Новой Зеландии, который ушел на пенсию после того, как достиг вершины избранной карьеры, и спросил его, как он находит свой отдых. Я никогда не забуду выраже­ния его лица. «Том, - сказал он, - это ужасно. Как будто я пришел в банк и обнаружил, что все мои деньги превратились в золу». Через год он умер.

Но когда мы задействованы в Божьих величественных целях, все имеет значение, все целесообразно. Трудности и препятствия сжимаются до незначительных пропо­рций, когда задействовано Царствие, и наименьшее несет вселенское значение, если оно связано с Царстви­ем.

Не заблуждайтесь. Бог не нуждается в нас. Он суверенен, и Он может сделать все, что захочет и когда захочет. Бог всемогущ, поэтому Ему принадлежит вся существую­щая сила. Он всеведущ, поэтому Ему принадлежит все существующее знание. Он вечен. Ему принадлежит все существующее время. Вы не можете пересилить Бога, вы не можете быть умнее Бога, вы не можете пережить Бога. Но эта суверенность не удовлетворяет сердце Бога. Единственная суверенность, которая удовлетворяет Его сердце — это суверенность Отцовства, то есть достиже­ние Его целей сыновьями и дочерьми, которые делают это просто потому, что такова воля Отца. Это будет придавать значение нашим действиям всю нашу настоя­щую жизнь и грядущую жизнь.

Но наши взаимоотношения с Богом являются также самыми самодостаточными из всех. Познать Его - наивысшая вершина существования. Если мы знаем Христа только со стороны пользы, которую приносит Его спасение, мы еще не знаем Его по-настоящему. «Иисус Христос, - сказал кто-то однажды, - так свят и так привлекателен, что, если бы мы увидели Его, мы полюбили бы Его, даже если бы Он не был бы нашим Освободителем». Павел тоже понимал это. «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего...»*.

Это производит революцию в нашем отношении. Молиться - просто ради молитвы, поклоняться - просто поклоняться Богу, служить Ему просто ради радости служения, читать Библию просто потому, что это Его книга, познавать Его просто ради радости познания Его.

Бог действительно применяет эти самодостаточные качества к Своим взаимоотношениям с нами просто потому, что Он выбирает быть нашим другом. Сами по себе, эти взаимоотношения являются, возможно, самы­ми альтруистическими из всех человеческих взаимоотно­шений. «Авраам - Мой друг», - сказал Бог. «Вы - Мои друзья», - сказал Иисус5. Дружбе присуще равенство; вы не можете приказать другу, поэтому то, что Бог выбрал такие взаимоотношения с сотворенными сущес­твами, является, возможно, самым поразительным снисхождением.

Наши рекомендации