Управление конфликтами
Конфликт (от латинского conflictus –столкновение) – столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями для любой из противоборствующих сторон.
Структура конфликта. Составными элементами конфликта являются: объект конфликта, субъекты конфликта, инцидент, т.е. реагирование субъектов на объект конфликта. Объект конфликта – причина конфликта, ее следует отличать от повода. Субъекты конфликта – стороны, чьи интересы сталкиваются.
Типология – выделение типов или видов конфликтов. По сферам распространения конфликты бывают: экономические, социальные, политические, идеологические, трудовые, национальные.
По уровням: глобальные, международные, государственные, региональные, локальные.
По субъектам: межгрупповые, между личностью и группой, межличностные, внутриличностные.
По объекту: деловые, эмоциональные.
Американский социолог Дойч выделил 6 типов конфликтов: подлинный, случайный или условный, смещенный, неверно приписанный, скрытый, ложный.
В социальной конфликтологии, возникшей во второй половине 50-х годов как направление социологической мысли, вместо понятия “ликвидация конфликта” используется понятие “управление конфликтами”. Оно предусматривает максимальное использование положительных функций конфликта и сведение к минимуму его негативных социальных последствий.
Методы разрешения конфликта разнообразны, каждый из них применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования и т.п. Первая группа методов разрешения конфликта (по Д. Карнеги, М. Мескону) включает в себя уклонение от конфликтного взаимодействия, исключение социальной демонстрации, когда один из партнеров стремится всячески продемонстрировать свои успехи, достоинства и т.п., унижая тем самым другого, подталкивая его к противостоянию. Одним из часто применяемых методов разрешения конфликтов является принуждение, которое в случае обострения межгосударственных противоречий оборачивается применением вооруженной силы, военными действиями. Широко распространен и часто применяется специфический метод решения конфликтов, называемый компромиссом, когда достигается соглашение путем взаимных уступок.
В разрешении конфликтов, особенно возникающих между различными организациями, группами, нациями, странами, очень важное место занимают переговоры, в ходе которых нужно искать точки соприкосновения при существующих различиях и расхождениях. Большое значение имеет посредничество – “деликатное” участие третьей стороны, советы которой добровольно принимают обе конфликтующие стороны. В некоторых случаях имеет место арбитраж – обращение к третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих.
Американский ученый К. Томас выделил 5 способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Оптимальным является сотрудничество, при котором достигается выигрыш обеих сторон.
30. Социология общественного мнения .
Социология общественного мнения – специальная социологическая теория. Термин “общественное мнение” возник в Англии, в конце XVIII века стал общепринятым.
Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее отношение людей к актуальным проблемам окружающей их действительности.
Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, элементы которой – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общественное мнение, и они же являются его выразителями. Включенность той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлена значимостью обсуждаемой проблемы, ее важностью для данной группы.
Объект общественного мнения – то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения различают мнения о фактах, событиях, явлениях, процессах, характеризующие общественное бытие.
В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные способы (методы) формирования общественного мнения – внушение, убеждение, подражание и т.п.; основные средства (каналы) его формирования – средства массовой информации, устная пропаганда и политическая агитация, межличностное общение и т.д.
Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, экономика, наука, религия и т.д. Наиболее отчетливо общественное мнение дает о себе знать в сфере политики. Общественное мнение имеет ряд черт: направленность, интенсивность, динамичность, распространенность, зрелость. Основные функции общественного мнения: регулятивная, нормативная, информационная.