Примерная схема контент-анализа отчетов библиотек
№ библиотеки | Проблемы | Задачи | Темы | Формы | Читат. назнач. | Критерии эффективности | Примечания |
1. 2. 3. 4. |
Схема может видоизменяться в зависимости от направления библиотечной деятельности, избранного студентом для изучения, и конкретных задач, которые он решает посредством анализа отчетов.
Практическая работа № 6. Тема «Метод наблюдения» (ОК-2), (ПК-12), (ПК-16) (2 часа).
Цель работы – научить студентов методике научного наблюдения.
Задание и методика выполнения:
Разработать карточку наблюдения за участниками библиотечного мероприятия. Предусмотреть основные вербальные и невербальные поведенческие реакции участников: развернутые высказывания, реплики, паузы, смех, мимику, позы, жесты.
Практическая работа № 7. Тема «Изучение невербального поведения испытуемых в процессе наблюдения» (ОК-2), (ПК-12), (ПК-16) (2 часа).
Цель работы – научить студента "расшифровке" различных поведенческие реакций испытуемого.
Задание и методика выполнения:
Принять участие в каком-либо библиотечном мероприятии и проанализировать различные поведенческие реакции его участников: мимику, позы, жесты. Использовать при этом заранее заготовленную карточку наблюдения. Интерпретировать результаты собственного наблюдения.
Практическая работа № 8. Тема «Эксперимент как метод сбора эмпирического материала»(ОК-2), (ПК-15) (2 часа).
Цель работы – ознакомиться с методом эксперимента.
Задание и методика выполнения:
Перед выполнением задания ознакомиться с литературой, предложенной к теме 9 "Наблюдение и эксперимент: границы применения". Провести групповое осуждение следующих вопросов:
1. Сущность экспериментального метода?
2. В каких случаях следует прибегать к эксперименту?
3. В чем основное отличие эксперимента от других методов изучения читателей?
4. Можно ли считать, что экспериментальный метод позволяет получить наиболее точные результаты?
5. Как вы оцениваете экспериментальные методики, использованные при изучении особенностей восприятия художественного текста, текстов отраслевой тематики?
6. Какие текстовые экспериментальные методики Вы считаете возможным и целесообразным использовать в условиях библиотеки?
7. Каких ошибок следует избегать при проведении эксперимента?
После обсуждения этих вопросов принять участие в эксперименте по диагностированию читательских характеристик с помощью проективно-ассоциативно-логического текста (ПАЛТ).
Практическая работа № 9. Тема «Тестовые методики сбора эмпирического материала»(ОК-2), (ПК-15) (2 часа).
Цель работы – изучить тестовые методики сбора эмпирического материала.
Задание и методика выполнения:
Ознакомиться с понятиями "тест", "тестовые методики", уяснить их диагностирующую и экспериментальную сущность. Проанализировать предложенные педагогом анкетные карты, содержащие тестовые вопросы. Принять участие в проведенном педагогом тестировании и обработке полученных результатов. Сопоставить результаты тестирования с данными самонаблюдения.
Практическая работа № 10. Тема «Методика проведения пилотажного исследования» (ПК-12), (ПК-15), (ПК-16) (4 часа).
Цель работы – научиться проводить апробацию собственного исследования. выявлять и корректировать его слабые стороны, исправлять допущенные недостатки.
Задание и методика выполнения:
Разработать инструменты исследования и апробировать их на ограниченном количестве испытуемых. Проанализировать полученные результаты и выявить недостатки своих инструментов (уклонение испытуемых от ответов на вопросы анкетной карты или интервью, однообразные ответы, нерезультативность наблюдения или эксперимента и т.д.).
Практическая работа № 11. Тема «Программа исследования: требования к разработке»«Программа исследования: требования к разработке» (ОК-4), (ПК-15) (2 часа).
Цель работы – научиться разрабатывать программу собственного исследования.
Задание и методика выполнения:
Выполняя данную работу, в методологическом блоке необходимо обосновать актуальность темы собственного исследования, выполнить анализ побудившей его проблемной ситуации, показать теоретическую и практическую значимость исследования, его цель и задачи. Разработать понятийный аппарат, выделить объект и предмет исследования. Выдвинуть рабочие гипотезы.
В методическом блоке программы исследования необходимо рассмотреть вопросы организации выборки испытуемых, доказать валидность исследования, обосновать применение комплекса методов исследования. Необходимо также обозначить методы обработки эмпирического материала, высказать предварительные соображения об интерпретации полученного материала и его внедрении в теорию и практику.
Практическая работа № 12. Тема «Защита программы собственного исследования» » (ОК-4), (ПК-15) (4 часа).
Цель работы – научиться публично защищать свою работу, обосновывать свой исследовательский замысел и его реализацию.
Задание и методика выполнения:
Подготовиться к публичному выступлению и быть готовым к ответу на вопросы:
1. В чем видится необходимость изучения данной темы?
2. В чем заключается ее актуальность?
3. Какую проблемную ситуацию разрешит Ваше исследование?
4. Что нового может внести Ваша работа в теорию и практику библиотечно-информационного дела?
5. Достижения каких наук Вам необходимо использовать при проведении данного исследования?
6. Основная цель работы?
7. Каков объект Вашего исследования?
8. Какую сторону объекта Вы выбрали для углубленного исследования, что является его предметом?
9. Какие задачи нужно решить для достижения поставленной цели?
10. Можете ли Вы высказать какое-либо научное предположение об объекте и предмете исследования, т.е. сформулировать гипотезу?
11. Как собираетесь выявлять литературу по теме своего исследования?
12. Какой будет выборка изучаемых объектов в Вашем исследовании?
13. При наличии каких условий Вы сочтете, что эмпирического материала достаточно?
14. Какие методы сбора и анализа эмпирического материала будете использовать?
15. Как будут обрабатываться собранные Вами материалы?
16. Что будет представлять собой структура Вашей исследовательской работы?
17. Планируете ли Вы внедрение результатов своего исследования в практику библиотечно-информационной работы?