Методические рекомендации. Данная тема курса социологии (т.е
Данная тема курса социологии (т.е. становление классической социологии) посвящена сложнейшим вопросам зарождения социологической науки. Прежде всего, рекомендуем студентам уяснить, каковы предпосылки возникновения социологии. Затем обстоятельно изучить взглядыдвух выдающихся французских мыслителей –О. Конта и Э. Дюркгейма.
Необходимо основательно рассмотреть причины того, почему в первой половине XIX в., во Франции появляется социология. При освоении первого вопроса важно иметь ввиду, что социология не случайное явление, и возникла она не вдруг, безо всяких на то оснований и причин. Исследователи, которые углублённо занимаются этим вопросом, выделяют множество самых различных предпосылок. Мы рекомендуем вам обратить внимание хотя бы на 3-4, но, наиболее значимые и обстоятельные предпосылки.
Во-первых, целесообразно рассмотреть как повлияли на зарождение социологической науки основательные трансформации в общественной жизни, произошедшие в западноевропейских странах в XVII – первой половине XIX вв., а также какую роль в этом деле сыграл глубокий кризис, возникший в связи с переходом общества от аграрной к индустриальной фазе развития.
Анализируя эти процессы можно увидеть, что наступающий капитализм радикально изменил картину европейского общества. Он породил индустриализацию, появление новых видов производства, изменение социальной структуры, рост численности городского населения, кризисные явления, безработицу, нищету, забастовки, борьбу за власть между различными социальными силами, наконец, революции и т.п. Соответственно, общество нуждалось в том, чтобы получить ответ на вопросы: «Что происходит, что делать, как быть?», для чего нужна была достоверная наука об обществе.
Во-вторых, студент должен иметь ввиду, что общество изучается давно, в частности, такими отраслями знаний как философия, история, экономика, юриспруденция. Между прочим, представителями этих наук наработан большой и весьма интересный обществоведческий материал, который необходимо было обобщить, систематизировать, «заземлить». Следовательно, была необходима такая наука, которая смогла бы это сделать. Студентам начинающим изучать курс социологии нужно ознакомиться с социальными идеями Платона, Аристотеля, Цицерона, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, И. Канта, Ш. Монтескье и других выдающихся мыслителей
В-третьих, многие исследователи указывают на то, что на зарождение социологии повлияли успехи естественных наук (физики, химии, биологии) особенно применение естествоиспытателями новых методов познания. Подумайте, каких наиболее значимых успехов добилось естествознание за предшествующий до появления социологии период и как оно повлияло на появления социологии. Какие самые выдающиеся достижения в естественных науках имели место в период с XVI по XIX вв.? Какие важные научные открытия сделали Коперник, Галилей, Бруно, Декарт, Ньютон, Гарвей, Лавуазье, Ламарк и др.? В чём заключается смысл знаменитого лозунга естествоиспытателей: «Пусть природа заменит Аристотеля»? Что означает выражение «мир расколдован»?
Обратите внимание также и на субъективные предпосылки зарождения социологии, т.е. страстное желание молодых талантливых учёных основательно изучить общество и преобразовать его.
Попробуйте аргументировано объяснить тезис К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Второй вопрос рассматриваемой темы целиком посвящён социологии О. Конта (1798-1857), которого многие исследователи считают «отцом социологии» или по крайне мере её «крёстным отцом». Примите во внимание, что именно О. Конт впервые вводит в обиход термин «социология», показывает причины её зарождения, специфику, структуру, применяет новые методы анализа, намечает программные цели и методы социологической науки. Свои социальные воззрения О. Конт изложил в 6-томном «Курсе позитивной философии», 4-х томной «Системе позитивной политики», «Духе позитивной философии», «Общем обзоре позитивизма».
Стиль изложения у О. Конта крайне сложен. Те из студентов, которые захотят с ним ознакомиться могут почитать фрагменты разных произведений французского мыслителя в книге «Западноевропейская социология XIX века» (М., 1996) или ознакомиться с фрагментами контовских произведений в сети «Интернет».
Изучая социологические идеи О. Конта прежде всего обратите внимание на классификацию наук, предложенную этим учёным. Именно из закономерностей развития научного знания он выводит объективную неизбежность появления социологии. У Конта имеется несколько классификаций. Наиболее приемлемой сам он считал такую:
- математика,
- астрономия,
- физика,
- химия,
- биология,
- социология.
Подумайте над тем каковы критерии такой классификации, а также над тем, почему он эти науки называл позитивными, и вообще, что представляет из себя позитивное знание. В этом очень важно разобраться, поскольку позитивизм стал влиятельнейшим направлением в науке.
Далее имеет смысл рассмотреть каков предмет, методы и структура социологии.Согласно О. Конту социология – наука об обществе, его порядке и прогрессе. Она опирается на два фундаментальных метода (объективный и субъективный).Структура социологиисостоит из двух частей – социальной статики и социальной динамики. Рассмотрите эти вопросы обстоятельно, особенно проблему методов.
Французский мыслитель ставит ряд фундаментальных задач перед социологической наукой. Например – исследовать общество, законы его порядка (статики) и прогресса (динамики), точно их описать… Подумайте каких ещё 3-4 задачи поставил Конт. Какой он мыслил социальную роль социолога и любого учёного вообще? Студентам будет полезно поразмышлять над его известной сентенцией: «В социологии столько науки сколько в ней математики». Что он этим хотел сказать?
Далее целесообразно рассмотреть общество в представлении Конта. Ключевым здесь является понимание общества как организма, как социальной системы, где всё взаимосвязано, взаимозависимо. Попробуйте найти ответ на вопрос, что согласно Конту лежит в основе общественной жизни (например, половой инстинкт, мораль…?).
Разумеется, идеи Конта никак не понять, если не рассмотреть его знаменитый «Закон трёх стадий». Подумайте, какую главную мысль вложил в этот закон социолог? Что означает его знаменитая формула «Идеи управляют миром!» Почему Конт свой «Закон трёх стадий» считал универсальным? Обратите внимание на то, что каждая из трёх стадий (теологическая, метафизическая и позитивная) включает в себя по три фазиса. Попробуйте выяснить каких именно и в чём их смысл?
В заключении этой части темы советуем вам задаться вопросом: «Что даёт знание жизни О. Конта и его учения человеку живущему в начале XXI века?» Подумайте также над тем, какие черты современного нам общества предсказал этот французский мыслитель.
Третий вопрос предполагает обстоятельное рассмотрение социологических идей другого известного французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Есть мнение некоторых исследователей, что именно он стоит у истоков подлинно научной социологии и собственно профессии социолога. Э. Дюркгейм написал множество научных трудов. Среди них особо выделяются «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897). Советуем студентам, особенно тем, которые считают себя продвинутыми, ознакомиться с этими произведениями, или хотя бы их отдельными фрагментами.
В первую очередь рекомендуем обратить внимание изучающим его социологию на его понимание предмета социологической науки. У Э. Дюркгейма предметом социологии являются социальные факты. А раз так, то следующим шагом студента должно быть уяснение того, что же такое социальные факты и какова их классификация. Под социальными фактами он подразумевает общезначимые явления социальной жизни, коллективные представления, исходящие от общество и влияющие на индивида с довлеющей силой, т.е. принудительно.
Э. Дюркгейм классифицирует социальные фактына морфологические идуховные,а также нанормальные и патологические. Попробуйте разобраться в них, приведите конкретные примеры тех или иных фактов. Учёный основательно рассматривает вопрос о структуре социологии.Он полагает, что социологическая наука включает три составляющих – социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.Студентам необходимо дать конкретный анализ каждой из этих составляющих.
Французский социолог сформулировал правила знаменитого социологического метода исследования (так называемого метода социальных фактов). Таковых три. Первое правило предполагает рассматривать социальные факты как вещи. А каковы второе и третье правила? Найдите их и разберитесь в их сути. Взгляды Э. Дюркгейма на общество принято называть социологизмом или социальным «реализмом» или социологическим империализмом. Попробуйте разобраться в чём смысл социологизма.
Э. Дюркгейм – один из главных разработчиков идеи социальной солидарности. Он выделяет две её формы – механическую и органическую. Задача студента – выяснить особенности каждой из них, при этом необходимо обратить особое внимание на проблему разделения труда. В частности какую роль сыграло разделение труда в процессе перехода от одной формы солидарности к другой.
Изучая социологическое наследие Э. Дюркгейма никак не «пройдёшь мимо» его теории аномии,под которой он понимает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерное для переходных и кризисных периодов в развитии общества. Желательно использовать идеи классика по этому вопросу для анализа современного социума.
Конечно же, студентам будет интересно разобраться и в такой деликатной проблеме как самоубийство. Французский учёный – один из самых глубоких знатоков данной темы.Этому вопросу он посвятил большой научный труд. Под самоубийством Э. Дюркгейм понимает каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Мыслитель выделил три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое, аномическое. Студентам целесообразно выяснить в чём своеобразие каждого из них и какие социальные причины влияют на самоубийство. Подробно разобраться в этих вопросах можно прочитав книгу «Самоубийство», написанную классиком социологии в 1897 году. Она переведена на русский язык и издана в 1994 году в издательстве «Мысль».
Попробуйте в заключение оценить значимость социологии Э. Дюркгейма с позиций нынешнего дня и Вашего личностного восприятия.