Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа призвана, прежде всего, дополнить теоретический лекционный
Самостоятельная работа призвана, прежде всего, дополнить теоретический лекционный материал примерами и анализом различных общесоциологических и конкретно-социологических теорий. Кроме того, на самостоятельное изучение вынесено ряд тем, не пройденных в лекционном курсе.
При изучении учебной дисциплины «социология» могут быть предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:
- Изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия по социологии;
- осмысление проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;
- самостоятельно подготовить ряд вопросов и тем, не вошедших в лекционный курс, проработать лекции, подготовиться к письменному тестированию
- подготовить сообщения, доклады, эссе для вынесения их на обсуждение в ходе практического занятия;
- разработать и провести учебное микросоциологическое исследование или программу исследования по выбранной теме;
- написать отчет по социологическому практикуму с элементами социологического исследования по темам, определяемым преподавателем;
- чтение и составление конспекта-комментария первоисточника по социологии;
- подготовка и участие в дискуссии, круглом столе, диспуте, «свободной трибуне»;
- анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с применением социальных норм и ценностей в экспертной деятельности;
- подготовка и участие в студенческих теоретических конференциях по социологии;
- проведение интервью по самостоятельно разработанному вопроснику;
- подготовка сценария фокус-групп и апробация на реальной группе;
- развитие навыков проведения включенного наблюдения;
- подготовка к контрольному тестированию.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса
Особенности первого раздела курса предполагают регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками социологического содержания. Важно подготовиться к подробному их разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных социологических подходов, в конечном счете, увидеть достаточно строгую совокупность социологических знаний и нормативных альтернатив.
Во-втором разделе от студентовпотребуется знание основных характеристик элементов общества. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как социализация личности, брак и семья современном российском обществе, экстремизм, терроризм и последствия, этнические общности и проблема межнациональных отношений и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно социологические аспекты этих проблем.
Освоение материала третьего раздела потребует привлечения и осмысления различных материалов социологического характера с ориентацией на последующее использования их в практической деятельности. Разработка социологических проектов. Проведение разведовательных исследований по разработанной тематике среди студентов Университета имени О.Е. Кутафина.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно распределить своё время на подготовку к итоговым занятиям, организовать процесс освоения предмета так, чтобы чувствовать себя уверенно на них. Активнее следует использовать еженедельные консультации преподавателей кафедры философии, заходить на сайт Академии, который предназначен для студентов-заочников (на нём размещены материалы, так или иначе касающиеся предметной области социологии).
Методические рекомендации включают в себя:
- Рекомендацию по изучению основной учебной литературы.
- Советы по пользованию учебниками и методической литературой, где обращается внимание студентов на возможность использования электронного учебного материала и лекций преподавателей кафедры, помещенных на сайте Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в Интернете.
- Советы по подготовке к практическому занятию.
- Разъяснение требований, предъявляемых к экзамену и рекомендации к его подготовке.
- Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций преподавателей и др.
Список вопросов и рекомендуемая литература приведены ниже. Дополнительная литература предназначена для более глубокого и разностороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится научиться применять социологических знаний в своей научной и практической деятельности. Интересным будет для студентов-заочников самостоятельное решение кроссвордов. По результатам практических занятий выставляется семинарский зачет. Итоговый контроль осуществляется в виде экзаменационного зачета по результатам изучения курса.