Инструментарий исследования
О создании торгового центра на пл. 50-лет Октября»
Рязань 2006
Совершенствование современной инфраструктуры торговли и сервиса в крупном городе должно базироваться на постоянном изучении общественного мнения и учете изменяющихся потребностей и интересов населения. Создание новых торговых центров в густонаселенных городских районах остро ставит проблему позиционирования их на рынке с учетом сформировавшихся потребительских предпочтений и материальных возможностей (прежде всего – платежеспособности) жителей районов, обслуживаемых этими предприятиями.
Данное исследование посвящено изучению особенностей общественного мнения и потребительских установок жителей г. Рязани, проявляющих экономическую активность (преимущественно проживающих, работающих и совершающих покупки) в городском районе «Горроща» и прилегающих микрорайонах, в связи с планируемым открытием торгового центра на пл. 50-летия Октября.
Сбор эмпирического материала произведен в Железнодорожном и (частично) Октябрьском округах г. Рязани в конце ноября – начале декабря 2006 года. Аналитическая работа выполнена в г. Рязани в декабре 2006 г. Институтом социологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: на основе полученных в результате исследования данных определить значимые экономические характеристики населения г. Рязани, проживающего на территории городского района «Горроща» и в прилегающих к нему микрорайонах, в контексте создания торгового центра на пл. 50-летия Октября.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
· определить типичные социально-демографические характеристики потенциальных потребителей услуг создаваемого торгового центра (по параметрам социального статуса, пола и возраста),
· выявить качественные и, по возможности, количественные субъективные представления жителей района проведения исследования о своей покупательской способности, среднемесячном доходе и уровне достатка,
· выявить интенсивность покупок населением товаров продовольственного и непродовольственного ассортимента,
· определить, где и как население предпочитает совершать покупки разного рода и чем при этом руководствуется,
· определить спектр товаров и услуг, потенциально наиболее востребованных населением в формате крупного торгового центра на пл. 50-летия Октября,
· выявить, насколько востребованы населением развлекательные услуги и иные содержательные формы, не связанные с торговлей,
· сформировать «пакет предложений» населения по формату будущего торгового центра: наличие парковки, размещение продовольственного супермаркета, определение структуры размещения операторов,
· составить обобщенный портрет клиента проектируемого центра по разным социально-экономическим и территориальным группам.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – экономически активное население г. Рязани, проживающее на территории городского района «Горроща» и в прилегающих к нему микрорайонах.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ– экономические и социально-демографические характеристики и особенности общественного мнения горожан, формирующие их потребительское поведение в контексте будущей деятельности проектируемого торгового центра на пл. 50-летия Октября.
При проведении исследования была реализована следующая технологическая схема:
- На предварительном этапе в ходе обсуждения с заказчиком была получена необходимая информация для разработки программы и инструментария исследования, согласовано содержание опросника и общие параметры выборки;
- В ходе массового социологического опроса методом формализованного интервьюирования на путях миграции экономически активного населения г. Рязани был получен основной массив данных об экономических и социально-демографических характеристиках, (в том числе - потребительских предпочтениях), жителей г. Рязани, выступающих потенциальными потребителями услуг проектируемого центра;
- На основе полученных данных разработаны предложены рекомендации Заказчику и составлен настоящий аналитический отчет.
ВЫБОРКА
При проведении массового социологического опроса была применена целенаправленная районированная выборка расчетным объемом 495 респондентов.
При формировании маршрутных заданий для интервьюеров использовался опыт проведения подобных работ в г. Рязани и городских населенных пунктах Рязанской области в 2005-2006 гг.
В ходе проведения полевого этапа исследования интервьюеры работали в точках, экспертно определенных как центры хозяйственно-экономической активности населения в исследуемой части города: «старый» район (ул. Островского, Гоголя, Черновицкая, Березовая, Строителей, пос. «Южный») и «новый» район: (ул. Татарская, Пушкина, 4-я линия, Братиславская, Стройкова, Высоковольтная, Дзержинского – около «Десяточки» и «Самохвала»).
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования общественного мнения жителей городского района «Горроща» и прилегающих микрорайонов г. Рязани были использованы следующие инструментальные средства:
1. Список вопросов анкеты для согласования.
2. Бланк-матрица для проведения массового социологического опроса (интервьюирование face to face). – См.: Приложение 1.
5. Электронные матрицы для ввода анкетных данных.