Содержание дисциплины / модуля с указанием академических часов по видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся, соотношение тем и формируемых компетенций
Наименование раздела | Аннотация раздела | Бюджет учебного времени, ч | Коды компе- тенций | Проявления компетенции |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения |
Л | ПЗ ЛП | СРС | Л | ПЗ ЛП | СРС |
Раздел I. Методология и история социологии | Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Функции социологии. Предмет социологии. Структура социологического знания. Логические и эмпирические методы, применяемые в социологии. Наблюдение в социологии. Документальный анализ как метод изучения общества. Социологические опросы: основы методологии. Фокус-группы. Социальные эксперименты. Предпосылки возникновения социологии. Основные идеи классиков социологической мысли: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, В. Парето. | | | | | - | | ОК-2 | Знать: - историю формирования классической социологии и её основные идейные достижения; - предмет, функции и структуру социологического знания. Уметь: - применять социологические методы для решения практических задач; - формулировать методологическую программу социологического исследования; - раскрывать логику социальных процессов, исходя из разработок современной теоретической социологии. Владеть: - категориальным аппаратом социологической науки; - основами инструментария социологического исследования. |
| Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями Содержание занятия: Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Классики европейской социологической мысли. История русской социологии. Задания:см. ОС[1] №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Методология и история социологии» Перечень рекомендованной литературы для подготовки: Основной: 1-3 Дополнительный: 1, 3, 10, 14 |
Задание для самостоятельной работы: - проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы; - подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, решение тестовых заданий, написание рефератов. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся: Основной: 1-3 Дополнительный: 1, 3, 9, 10, 14, 19 |
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств): 1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Методология и история социологии») 2. Проверка письменных работ(ОС №2 «Фонд тестовых заданий» к разделу «Методология и история социологии»; ОС №3 «Темы рефератов») |
Раздел II. Макросоциология | Общество как социальная система. Элементы и подсистемы общества. Социальные статусы и социальные роли. Социальные нормы и санкции. Социальные институты, их виды и функции. Механизмы возникновения и трансформации институтов. Семья как базовый социальный институт и малая группа. Социальные группы: понятие, признаки, классификации. Социальная стратификация. Причины стратификации. Исторические модели стратификации обществ. Социальная мобильность. Виды мобильности. Факторы мобильности и «социальные лифты». Социальное изменение: понятие и типологии. Социальные движения и социальные изменения. Культурные, политические и экономические причины социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. Стадиальность общественного развития и идея общественного прогресса. Глобализация и её влияние на современные общества. | | | | | | | ОК-2, ОК-6 | Знать: - основные принципы системного подхода применительно к функционированию обществ; - содержание понятий «социальный статус», «социальная роль», «социальная норма», «социальный институт» и «социальная группа» - теоретические представления социологов о социальной стратификации, социальной мобильности и социальных изменениях; - содержание процесса глобализации и её последствия для современного мира. Уметь: - оперировать теориями социальных институтов, ролей, стратификации и мобильности для объяснения закономерностей сферах экономики, политики и культуры; - объяснять причины наблюдаемых социальных изменений. Владеть: - навыками социального прогнозирования; - базовыми представлениями о механизмах, лежащих в основе социальных процессов, а также обеспечивающих социальную стабильность и преемственность; - навыками интерпретации социальных явлений с системной и функциональной точек зрения. |
| Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями Содержание занятия: Социальные институты. Стратификация и мобильность. Социальные изменения и общественный прогресс. Глобализация и мировая социальная система Задания:см. ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Макросоциология» Перечень рекомендованной литературы для подготовки: Основной: 1-3 Дополнительный: 4, 6, 16, 18 |
Задание для самостоятельной работы: - проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы; - подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, решение тестовых заданий, написание рефератов. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся: Основной: 1-3 Дополнительный: 4, 6, 11, 13, 16, 18 |
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств): 1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Макросоциология») 2. Проверка письменных работ(ОС №2 «Фонд тестовых заданий» к разделу «Макросоциология»; ОС №3 «Темы рефератов») |
Раздел III. Микросоциология | Человек как член социума. Понятие личности в контексте социологического знания. Становление личности: механизмы, этапы и агенты социализации. Теории личности в социологии и социальной психологии. Социальное действие: понятие, структура, виды. Социальные взаимодействия и их теоретическое осмысление (концепция обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, фрейм-анализ И. Гоффмана и др.). Управление поведением. Социальный контроль и феномен конформизма. Девиантное (отклоняющееся) поведение: понятие, виды, причины. Теории девиантного поведения в современной социологии (концепции аномии, культурного переноса, стигматизации и социального конфликта). | | | | | | | ОК-2, ОК-6 | Знать: - содержание наиболее влиятельных социологических и социально-политических теорий личности и социальных взаимодействий; - основные механизмы и виды социального контроля; - причины различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Уметь: - аргументировано формулировать свое отношения к различным социальным феноменам с точки зрения их «нормальности» или девиантности; - выявлять истоки асоциального и антисоциального поведения; - определять соотношение биологического, социального (структурно обусловленного) и индивидуального в человеческой личности. Владеть: - представлениями о социально-историческом характере и национально-культурных особенностях нормативного и девиантного поведения, разнообразии типов личности и поведенческих моделей (габитусов). |
| Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями. Содержание занятия: Личность в системе общественных отношений. Социальные взаимодействия как основа общественной жизни. Нормативное поведение, социальный контроль и социальная природа девиации. Задания:см. ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Микросоциология»; Основной: 1-3 Дополнительный: 2, 5, 8, 15 |
Задание для самостоятельной работы: - проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы; - подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, решение тестовых заданий, написание рефератов. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся: Основной: 1-3 Дополнительный: 4, 5, 12, 15 |
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств): 1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Микросоциология») 2. Проверка письменных работ (ОС №2 «Фонд тестовых заданий» к разделу «Микросоциология»; ОС №3 «Темы рефератов») |
Раздел IV. Современное российское общество | Рыночные и демократические реформы 1990-х гг. и социальные изменения в российском обществе. Характеристика современного российского общества. Стратификация, социальная структура и процессы социальной мобильности в России в 1990-2000-е гг. Формирование новых социальных групп. Классовая поляризация и социальные конфликты. Социальное неравенство в России конца XX – начала XXI веков: масштаб проблемы, основные причины, специфика в российских условиях. Социальная политика государства и ее роль в смягчении социального неравенства. Отклоняющееся (девиантное) поведение в современной России: рост преступности, наркомании, алкоголизма и др. девиаций. Причины и пути решения проблемы роста отклоняющегося поведения в российском обществе | | | | - | | | ОК-2, ОК-6 | Знать: - историю российских социальных трансформаций, их причины, факторы и среднесрочные последствия; - социальную структуру и тенденции общественного развития в современной России; - наиболее масштабные социальные проблемы российского общества. Уметь: - применять социологические методы для анализа и оценки состояния и перспектив развития российского социума в XXI веке; - формулировать предложения по преодолению негативных социальных явлений с учетом специфики российского социума. Владеть: - методами диагностики дисфункций социальных институтов применительно к реалиям постсоветской России; - научным инструментарием, необходимым для оценки качества социальной политики государства. |
| Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями. Содержание занятия: Социальные трансформации и социальная структура постсоветской России. Социальные проблемы современной России и роль государства и гражданского общества в их разрешении. Задания:см. ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Современное российское общество» Перечень рекомендованной литературы для подготовки: Основной: 1 Дополнительный: 7, 17 |
Задание для самостоятельной работы: - проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы; - подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, изучение официальной статистики, решение тестовых заданий, написание рефератов. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся: Основной: 1 Дополнительный: 6, 7, 17 |
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств): 1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Современное российское общество») |
| Экзамен | | | | | | | |
Всего: | | | | | | |