Железный закон олигархии

Бюрократия склонна вырождаться в олигархию — политический режим, при котором власть принадлежит узкому кругу официальных лиц — богачей, военных, чиновников. Первым подобную закономерность обнаружил и про­анализировал в 1891 г. немецкий мыслитель, один из основателей полити­ческой социологии Роберт Михельс(1876—1936). Он назвал это явление «же­лезный закон олигархии».

В обществе, где господствуют крупные организации, велика опасность того, что экономическая, политическая и социальная власть сконцентриру­ется в руках тех, кто занимает самые высокие посты. Михельс рассмотрел действие своего закона на примере европейских социалистических партий конца XIX — начала XX в.

Несмотря на провозглашаемые принципы демократии, всю полноту партийной власти захватили наиболее влиятельные лидеры. Наблюдение за партийной борьбой натолкнуло Михельса на более широкие, исторические обобщения. Он предположил, что такого рода тенденция универсальна — она присуща самой природе больших организаций. «Кто говорит об организации,

О князе в феодальной Руси говорили, что он «сел на княжение», своих же ленников «посадил» в различные города и области; отсюда и термин

железный закон олигархии - student2.ru

«посадник» (княжеский уполномоченный). В со­ветской номенклатуре то и дело слышится, что товарища такого-то «посадили на министерство», «посадили на область», «посадили на кадры». Там, где царит номенклатура, наиболее приви­легированная часть населения получает все пер-

восортное по низкой цене, а то и бесплатно. Обычные же граждане (99% населения) в эти специальные магазины, столовые, жилые дома, больницы, поликлиники просто не допускаются. В Южной Африке еще недавно процветал расо­вый апартеид, в Советском Союзе безмятежно процветал социальный апартеид, у истоков ко­торого стоял Ленин, еще в годы Гражданской войны установивший привилегии для ответ­ственных работников. Разница в заработной плате и доходах есть, конечно, и на Западе. Но здесь каждый, независимо от дохода или соци­ального положения, может делать покупки в любых магазинах, есть в любых ресторанах, ле­читься в любой клинике, снимать любую квар­тиру. Сэкономив, он может купить костюм у Ив Сен-Лорана, платье у Диора. Зажиточный чело­век может покупать себе все первосортное, но должен за это заплатить много дороже. Источник: Восленский М.С. Номенклатура. М., 1991.

тот говорит об олигархии», — заявил Михельс. Демократия и крупномасш­табная организация — это не антагонисты, а две стороны одного явления. Они не только совместимы, но неизбежно возникают одна из другой.

На каком-то этапе крупная организация обязательно сталкивается с ад­министративными проблемами, которые удается решить только при нали­чии бюрократии. Но, в свою очередь, бюрократия требует иерархического порядка. Оказывается, множество повседневных задач в организации мож­но решить только при помощи огромного аппарата чиновников. Но самые важные решения должна принимать небольшая группа людей. Организация эффективна, когда власть концентрируется в руках немногих.

железный закон олигархии - student2.ru

Лидеры добиваются высоких пози­ций в силу своих политических качеств: они знают, как добиться своих целей, и убеждают в этом других. Они — знатоки политики. Добившись высокого поста, они укрепляют и расширяют свой пре­стиж, власть и влияние. Благодаря свое­му посту они в состоянии контролиро­вать потоки информации в организации, направляя их по выгодному для себя рус­лу. Лидеры больше всего заинтересованы не в развитии организации, а в сохране­нии своих позиции и используют для этого все средства. Они продвигают мо­лодых чиновников, но лишь из числа своих сторонников.

Массы постепенно превращаются в поклонников лидера. Их преклонение дает дополнительную силу лидерам, власть которых отныне подкреплена еще и поддержкой снизу. Рядовые члены организации доверяют лидеру принимать за себя важные решения не только потому, что он знает больше других (ком­петентность), но и потому, что он заслужил доверие масс. Постепенно круп­ные организации превращаются в олигархию (власть избранных).

Михельс доказал, что современная демократия невозможна без бюрокра­тии, и чем больше концентрация воли в организации, тем больше обслужива­ющий ее аппарат. Если множество задач решает один человек, то ему необхо­димы помощники. Бюрократический стиль процветает там, где по каждому вопросу требуются бесчисленные соглашения, справки, документы.

железный закон олигархии - student2.ru

ПРИМЕРЫ СТАТУСОВ И СТАТУСНЫХ ГРУПП1

В этой главе нет теоретического материала. Она подготовлена исключи­тельно как справочно-информационный материал, призванный проил­люстрировать конкретными примерами те концептуальные положения, которые были изложены авторами в других главах. Для удобства мате­риал расположен в алфавитном порядке.

Аббат (от лат. abbas, abbatic, от др.-евр. abba — отец) — с V в. настоятель муж­ского католического монастыря (аббатства). Термин появился на самой ран­ней стадии монашества — отшельнической: молодые отшельники обычно концентрировались вокруг авторитетных наставников, которых называли «отцами». Аббат вначале выбирался монахами и утверждался епископом. В церковной иерархии занимал место сразу после епископа. Многие аббаты добивались у пап освобождения от власти епископа и подчинялись непос­редственно папе римскому. В VIII—IX вв. и позднее титул «аббат» давали по приказу светских государей мирянам за особые заслуги.

Агораном— выборное должностное лицо в греческих городах. Агораномы следили за благоустройством мест торговли и поддерживали ее порядок. Они назначали цены на некоторые товары, контролировали деятельность денежных менял и добивались соблюдения существовавших законов денежного обращения. Обыч­но от их проверок были свободны только торговцы хлебом. Но наиболее обре­менительная обязанность агораномов была связана с решением всегда трудной проблемы обеспечения города зерном. Агораномы имели право назначать лег­кие телесные наказания, если нарушитель порядка был раб, а свободнорожден-

При подготовке материалов использовались источники: Большая советская энциклопедия-2002 (CD-ROM); Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994; Федосик В.А. Киприан и античное христианство. Минск, 1991; Военно-исторический словарь.— http:// www.medievalfortress.com; Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И.Кравченко. М., 2003; Иванов К.А. Многоликое Средневековье. М., 1996; Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 2001; Ефимова Е. Рыцарство. М., 1914; Энциклопедия Кругосвет. — http://www.rubricon.ru; История Рос­сии //www.historymill.com; Старинные служилые чины и звания. — http://old-rus.narod.ru/zvan.html; http://rels.obninsk.com; Словарь исторических имен, названий и специальных терминов. — http:// www.moscow-crimea.ru/history/obshie/dictionary; http://niech.math.msu.su/~apentus/znaete/; Мир рус­ской культуры: Энциклопедический справочник. М.. 1997.

ных — штрафовать на крупную сумму. Сколько херсонесских агораномов одно­временно исполняли свои обязанности, неизвестно. Иногда выбиралисьлишь два или три магистрата. Можно отметить, что в праметрополии Херсонеса — Мегарах и других колониях действовали по два агоранома. Но обычно их было больше. Например, в соседней Ольвии, которая по объему своей торговли и величине не превосходила Херсонес, была коллегия из пяти агораномов. Вмес­те с тем в херсонесских надписях эта должность всегда связана с именем только одного человека. Неизвестен также срок полномочий местных агораномов. Обыкновенно, они избирались на год, но в первые века нашей эры выполне­ние ими обязанностей нередко ограничивалось несколькими месяцами. Впро­чем, это не исключало таких агораномов, которые назначались пожизненно. Последнее особенно часто наблюдалось в условиях олигархии, которая была при­суща и Херсонесу римского периода. В первые века нашей эры должность аго­ранома была весьма обременительной, требовавшей значительных денежных затрат в качестве литургии. Зачастую херсонесские агораномы располагали толь­ко собственными средствами или пользовались средствами из специальных рас­ходных сумм агораномии. Но очень вероятно, что они же вносили их туда. В IV в. с исчезновением институтов античной полисной организации функции агораномов перешли в руки государственных чиновников.

Адъютант(от нем. Adjutant) — офицер, состоящий при начальнике для различ­ных поручений. Он следовал за своим генералом, передавал его устные или письменные приказания. При императоре состояли генерал- и флигель-адъ­ютанты, входившие в его свиту. Знаком различия адъютанта с начала XIXв. был аксельбант на правом плече, а у составлявших свиту императора, кроме того, — императорский вензель на эполетах (погонах) и особое шитье на во­ротнике и обшлагах мундира.

Актер—лицо, профессионально играющее на сцене театра. До середины XIXв. в России были крепостные театры и государственные (императорские), и акте­ры считались на государственной службе, неся дисциплинарную ответствен­ность перед дирекцией. Актеров держали в строжайшей дисциплине, жалова­нье было невелико; за выслугу назначалась небольшая пенсия, актерских де­тей принимали учиться на казенный счет в учебные заведения и на государственную службу. Ремесло актеров считалось унизительным, в обще­стве к ним относились с пренебрежением, но в то же время выдающихся ак­теров весьма почитали, и они были приняты в интеллигентных домах. Актри­сы были объектом двусмысленного внимания светских волокит, их можно было безнаказанно оскорблять, но одновременно имело место буквально по­клонение талантливым или хорошеньким актрисам и танцовщицам. В юби­лей актер имел право объявить свой бенефис, и сбор от спектакля шел в его пользу. Во второй половине XIXв. начала развиваться театральная антрепри­за, появилось множество бродячих актеров, обычно крайне бедствовавших; в обществе постепенно отношение к ремеслу актера изменилось, его начали рассматривать как вполне порядочного человека. Из-за пренебрежительного отношения к актерскому ремеслу дворяне не могли играть на профессиональ­ной сцене, а в случае единичных исключений актер-дворянин брал псевдоним, чтобы не позорить фамилию. На актрисах женились, но за актеров дочерей замуж не выдавали. В среде актеров, особенно частных театров, нравы были грубые, часто разнузданные. В связи с необходимостью гримироваться акте­ры брились наголо, и бытовало выражение «по-актерски бритый».

Актуариус— должность в государственных учреждениях России, созданная в 1720 г. — низший служащий, иногда даже не имевший табельного чина или обладатель одного из низших чинов, собиравший в нужном порядке доку­менты, составлявший их реестры, подшивавший их в папки, выдававший документы под квитанцию чиновникам; по регламенту Петра I также дол­жен был заботиться о бумаге, чернилах, перьях, сургуче, свечах, дровах и пр., а за неимением регистратора — исполнять и его функции. В дальнейшем дол­жность актуариуса слилась с должностью регистратора, а хозяйственные функции были переданы экзекуторам.

Анагност— дословно «чтец»; разряд низших клириков, которые занимали в ви­зантийской церковной иерархии ступень, предшествующую иподиакону.

Анахорет(от греч. anachoretes) — удалившийся от мира, отшельник, пустынник; так называли людей, живущих в уединенных и пустынных местностях, ко­торые по возможности избегали всякого общения с другими. Хотя уже в пер­вые два столетия нашей эры христиане устранялись от языческих празднеств и удовольствий, но только в конце IIIи в начале IV в. появились отшельни­ки в настоящем смысле этого слова, которые вследствие жестоких пресле­дований или презрения ко всему земному стали искать уединения. В начале IV в. около таких отшельников, или отцов пустыни, стали собираться (пер­воначально в Египте) ученики и сотоварищи и вести под их руководством аскетический образ жизни. Некоторые анахореты подвергали свою плоть ужасным мучениям, обременяли себя цепями, железными кольцами, вери­гами и т.п., уединялись в необитаемые места, пещеры, отказывали себе в необходимом пропитании и одежде или, принимая самые неестественные позы, оставались в них в продолжение многих лет. Однако подобные подви­ги стали постепенно исчезать, так как церковь вскоре предпочла более мяг­кую форму отшельничества, именно — общежитие кеновитов, или монахов.

Антрепренер— в театральном деле лицо, стоящее во главе частного театрально­го предприятия или арендующее казенный театр. Более всего антрепренерам приходилось действовать в провинции, хотя впоследствии их деятельность разворачивалась и в столицах, притом исключительно на частных сценах, ка­ковы, например, в Петербурге: театр Панаева и Малый, все загородные те­атры и все клубные сцены. Первым по времени антрепренером в России следует назвать немца Ягана (Иоганна), которого выписали в Москву с его немецкой труппой в 1671 г. по приказанию царя Алексея Михайловича. В 1679 г. в Москве появилась новая немецкая труппа с антрепренером Сплав-ским. Петр I для вновь выстроенной «Комедиальной храмины» в 1700 г. при­гласил Иоганна Куншта с его немецкой труппой, назначив ему 5000 ефим­ков жалованья. В 1705 г. прибыл в Москву Отто Фиршт со своей труппой. Первым по времени антрепренером в Петербурге следует назвать Мана Фир-шта, сына Отто, приглашенного царевной Натальей Алексеевной в 1717 г. Его труппа давала свои представления в первом театре в Петербурге, на Ни­кольской ул. на Петербургской стороне, открытом 1 мая 1716 г. в час попо­лудни драмой «Стрельцы» (каждому входящему в театр давалась царскими слугами чарка водки и калач). В 1735 г. вызвана в Петербург итальянская оперная труппа с антрепренером Арайиа. Тогда же появился балет с антреп­ренером Г. Фузано. В 1742 г. в Петербурге действует французская труппа с антрепренером Сериньи; тогда же содержал немецкую труппу Сигмунд. Федор Волков — основатель современного русского театра, являет собой

пример первого энергичного и талантливого антрепренера из русских. В 1757 г. в Москве действует со своей оперой-буфф импрессарио Локателли, впервые введший абонемент в России. При Екатерине II известны антрепренеры Маттеи, Книппер, при Александре I — Мире. Нередко антрепренеры полу­чают субсидию от правительства и городов. Так, во Франции известный ан­трепренер Паделу получал ежегодно от правительства субсидию в 25 тыс. франков для народных концертов. Мире получал от императора Александра I ежегодное пособие в 26 тыс. руб. Много антрепренеров разбросано в провин­ции, и из них наиболее известны: И.Я. Сетов, антреприза которого достаточно известна своей энергией в Одессе, Тифлисе, Киеве и Харькове; Медведев — в Казани, Н.И. Новиков, Яблочкин, Дюков, Немов, Н.К. Милославский, Лого, Бабиков и др. В Европе антрепренеры называются директорами и импрессарио (итал.). С развитием частной антрепризы, всегда имеющей воз­можность широко и сравнительно дешево вести различные виды театра, пра­вительство удерживает за собой управление казенными театрами ввиду удер­жания на надлежащей высоте образцовой сцены и содействия подъему и развитию драматического и сценического искусств, для чего требуются из­держки, которые не в состоянии окупиться и потому невозможны для част­ных предпринимателей.

Апоипат— экс-консул, почетный византийский титул, появившийся при импе­раторе Маркиане (450—457 гг.).

Апоэпарх — высокое византийское звание, дававшееся бывшим эпархам или другим знатным лицам.

Аппликант(от англ. applicant — проситель, заявитель, кандидат) — любой человек, обращающийся в официальные инстанции с какой-либо просьбой, например лицо, подавшее в посольство заявление с просьбой о въездной визе; человек, обратившийся на предприятие с заявлением о приеме на работу (соискатель работы); молодой ученый, подавший в научный фонд заявку на грант (после прохождения конкурса и получения денежной суммы он превращается в гран-тодержателя). Аппликантом считается человек, зарегистрировавшийся в базе данных агентства по подбору персонала, подавший документы на поступле­ние в вуз (абитуриент), на защиту кандидатской диссертации (соискатель), на прохождение конкурса на замещение вакансии в вузе и т.д.

Аркарий— финансовый имперский чиновник в ранней Византии, собиравший денежные налоги в кассу ведомства префекта, претория или комита «священ­ных щедрот».

Артист— в отличие от актера лицо, не выступавшее на профессиональной сцене, хотя, может быть, и игравшее в любительских спектаклях, а главное — отличавшееся склонностью к изящному, к красоте, искусствам: поклонник балета, театрал, музыкант или художник-любитель и др. Быть актером в дворянском обществе считалось крайне недостойным, позорным, быть же артистом считалось призна­ком хорошего тона, выгодно характеризовавшим человека. Артисты нередко под­черкивали свою артистичность — бархатным сюртуком или курткой, пышным бантом вместо галстука, бархатным беретом или широкополой шляпой.

Арфистка(арфянка) —обычно женщина легкого поведения, в ресторане увесе­лявшая публику пением и игрой на музыкальных инструментах; нередко арфистки были из остзейских немок.

Архивариус(архивист) — в государственных учреждениях младший чиновник, заведующий архивом. В крупных архивах высших государственных учреж-

дений называется директором или начальником архива. В мелких архивах низших учреждений архивариус занимался и технической работой: подши­вал и нумеровал дела, составлял реестры и т.д. История этой профессии ухо­дит в глубь веков. В России слово «архивариус» как название должности чиновника, заведовавшего архивом, впервые появилось в законодательстве Петра I в «Генеральном регламенте». Согласно Табели о рангах 1722 г., про­винциальные архивариусы относились к 14-му классу, и обращаться к ним следовало «Ваше благородие». Обеспечение сохранности государственных документов было делом серьезным, ответственным и требовало, чтобы хра­нитель архива обладал определенными моральными качествами. Так, в 1766 г. Сенат установил «в архив избирать людей трезвого жития, неподозритель­ных, в пороках и иных пристрастиях непримеченных». С тех пор прошло более 200 лет, однако до сих пор главными профессиональными качествами архивиста были и остаются кристальная честность, высокоразвитое чувство ответственности, привычка к труду, подчас физическому, тяжелому, гряз­ному (архивное дело не для белоручек) и, конечно, глубокие знания.

Архиепископ(от греч. archi — старший, главный и episkopos — надзиратель) — священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии. В первые века христианства (II—IIIвв.) из епископов, равных по своей власти, выделяется главный епископ (архиепископ), которому предо­ставлялось право церковного надзора над другими. Первому титул архиепис­копа был присвоен епископу Александрийскому. С учреждением патриар-хатов (IV в.) титул архиепископа стал присваиваться исключительно патри­архам и тем митрополитам, кто возглавлял поместные церкви (например, архиепископ Кипра). В России титул архиепископа первым получил епис­коп Новгородский в 1165 г. В последующем этот почетный титул присваи­вался епископам в качестве награды. Такое положение в русском правосла­вии сохраняется и поныне. Архиепископы меют бриллиантовый крест на клобуке, титулуются «Ваше высокопреосвященство».

Архиерей(от греч. archicreus — старший священник) — священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства и имеющий благодать совершать все таинства (в том числе рукоположение) и руководить церков­ной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древ­ности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патри­арха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополи­тами или архиепископами). Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев. Архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной прак­тике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу «Ваше преосвященство», к ар­хиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»; к патриар­ху «Ваше святейшество» (к некоторым восточным патриархам — «Ваше бла­женство»). Неофициальное обращение к архиерею — «владыко».

Архимандрит (от греч. archi — главный, старший и mandra — загородь, хлев для скота, овчарня; в переносном смысле: духовная овчарня, монастырь; по от­ношению к монашескому обществу, как к стаду Христову, овцам Христо­вым) — священнослужитель средней (второй) степени христианской церков-

ной иерархии; начальник монастыря; высший монашеский чин в православ­ной и некоторых других христианских церквях; почетный титул настояте­лей крупных мужских монастырей. Первоначально это наименование появи­лось в Константинопольской церкви в V в. и относилось к чиновникам из игуменов (настоятелей) православных монастырей, которым епископ пору­чал надзор за монастырями своей епархии. Позже титул архимандрита стал почетным и давался игуменам важнейших монастырей в епархии. На Руси чин архимандрита присваивался лишь одному из игуменов в епархии. Впер­вые данное наименование появилось в летописи 1174 г. как титул игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа. В дальнейшем в Русской право­славной церкви (XIX—XX вв.) чин архимандрита уже давали не только на­стоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимающим в церкви высокие административные должности (ректор учебного заведения, глава духовной миссии и т.д.), или присваивали как высшую награду священ­нослужителям из черного духовенства. Возведение в чин архимандрита со­вершается епископом за литургией по особому правилу. Архимандритам даны и некоторые знаки архиерейского достоинства: скрижали на мантии, пали­ца, посох и архимандричий наперсный крест. В белом духовенстве чину ар­химандрита соответствует чин протоиерея и протопресвитера.

Архонт — представитель исполнительной власти в греческих государствах. В Византии —глава административно-территориальной единицы — архонтии. В более широком смысле — представитель знати, государственный служащий высокого ранга, чиновник, «начальник». Византийские историки и хронисты иногда именовали так не только своих правителей, но и иноземных.

Асикрит — придворный секретарь в Византии.

Аскет (аскит) — в первые века христианства постник и молитвенник, не нала­гавший на себя обетов, как позже монахи, но проводивший жизнь в посте и молитве, иногда не принимая и службы в клире. Слова «аскет» и «аскит» означали на языке древних философов упражнение в добродетели и особен­но в подчинении своей воли. Ориген в трактате «Против Цельса» называл аскетом того, кто предавался молитвенным подвигам и пребывал большую часть дня на богослужении. Право на почетное имя аскета давали человеку такие поступки, как милосердие, презрение к суетному миру, молитвенное служение Богу и помощь неимущим. Аскетом именовали архиепископа Ан-тиохийского Серапиона и мучеников палестинских за те страдания, которые они претерпели при гонениях Диоклетиана. Аскеты носили одежду, отлич­ную по цвету или покрою от общепринятой (по преимуществу коричневого или черного цветов), надевая поверх плащ бродячих философов (паллий). Движение аскетов-подвижников породило монашество. Они не занимали должностей в церковной иерархии и составляли в древней церкви особый класс людей, пользовавшихся наибольшим авторитетом.

Асессор — с начала XVIII в. должность во всех высших учреждениях до колле­гий включительно. В XIX в. — должность в губернском правлении, казенной палате, палате государственных имушеств. Асессор присутствовал в общем собрании, не имея в своем управлении отдельной части; использовался для командировок, занимал место отсутствующего чиновника, вел производство дел при их большом скоплении.

Астином — должностное лицо в эллинистическом полисе, в обязанности кото­рого входило наблюдение за чеканкой монет, правильностью мер и весов, ка-

чеством и точностью объемов производимых амфор. Очевидно, общий про­цесс сокращения коллегиальных органов, наметившийся в Херсонесе к пер­вым векам нашей эры, постепенно привел к исчезновению астиномов и пе­реходу их функций к агораномам.

Атаман(слово, вероятно, тюркского происхождения): 1) высший начальник казачьего войска (войсковой, наказный, походный, кошевой атаман), началь­ник казачьей административно-территориальной единицы (окружной, от­дела, станичный, хуторской атаман); выборный, старшина, голова казачьей общины; 2) предводитель вооруженного отряда, шайки, вольницы.

Атриклиний— византийский придворный чиновник, отвечавший за организа­цию царских приемов, званых трапез. Триклинием называлась трапезная во дворце, зал приемов.

Аэд (отгреч. aoidos — певец) — в древней Греции (VIII—VIIвв. до н.э., гомеров­ская эпоха) странствующий певец-импровизатор, творец героического эпо­са. Пел в сопровождении музыкального инструмента — лиры, кифары, фор-минги. Часто аэд — слепец. Мастерство аэда нередко передавалось из поко­ления в поколение: род Гомеридов на о-ве Хиос, род Креофелидов на о-ве Самос. С оскудением героического эпоса аэд вытеснен рапсодом.

Бак(англ.) — в XVIIIв. в Англии денди, щеголь, костюм которого отличала продуманная небрежность. Презирая утонченные развлечения, баки отдавали предпочтение боксу и петушиным боям, пресытясь, могли «развлекаться» на улице, нарядившись разбойниками.

Бакалавр: 1) ученая степень, которая присваивается студенту после освоения им программы базового образования. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки диплом об окончании российского вуза приравнивается к этой степени; 2) степень выпускника старших классов средних учебных заведений во Франции и ряде других стран Западной Европы. Более попу­лярное обозначение этой степени подготовки A-level. Нередко степень бака­лавра присуждается совместным решением администраций средней школы и университета, в который намерен поступать выпускник. Российский атте­стат о среднем образовании фактически не соответствует этой степени. Рос­сияне, желающие поступить в вузы стран Запада, обычно доучиваются на 1 — 2-годичных подготовительных отделениях при этих университетах либо по­ступают на первые курсы западных университетов после окончания 1—3 курсов российского вуза — считается, что после этого уровень их подготов­ки соответствует A-level.

Бард: 1)народный певец древних кельтских племен. Впоследствии барды ста­ли профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжес-кихдворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). Сложивши­еся в начале V в. школы бардов просуществовали до XVIIв.; их поэзия ока­зала влияние на предромантизм и романтиков; 2) поэты и музыканты, исполнители собственных песен.

Барон(от позднелат. Ьаго — человек, мужчина) — дворянский титул: 1) в пери­од становления феодальной иерархии в Западной Европе — непосредствен­ный вассал короля; 2) в более поздний период — дворянский титул. Барон­ский титул во Франции и Германии был ниже графского, в Англии — ниже виконтского и занимал пятое место в дворянской иерархии; 3) представитель высшего титулованного дворянства вообще. В Англии так называемые «выс­шие» бароны с XIIIв. постепенно выделились в особую привилегированную

социальную группу и стали наследственными членами палаты лордов в пар­ламенте; 4) в России жаловался по усмотрению императора. Единственный титул, дававшийся представителям купечества, в том числе евреям. Давал право на титулование «Ваше благородие» и герб с короной в виде невысоко­го венца, трижды перевитого нитями жемчуга; бароны западноевропейско­го и прибалтийского происхождения имели корону с 12 зубцами, украшен­ными жемчугами.

Баядера (от португ. bailadeira — танцовщица) — индийская танцовщица, участву­ющая в религиозных церемониях или праздничных увеселениях. Они делятся на две категории: 1) посвященные богам и богослужению; 2) странствующие танцовщицы. Первые, девадази (божьи рабыни), подразделяются на предста­вительниц зажиточной касты — вайшиев (купцы и землевладельцы) и выход­цев из низшей касты — шудров (ремесленники). В разряд девадази поступают в детском возрасте. От претенденток требуется безукоризненное телосложе­ние, а родители должны торжественно отречься от всяких прав на свою дочь. Только после этого их допускают к обучению. Девадази должны петь во вре­мя религиозных процессий, исполнять священные танцы, плести венки, ко­торыми украшаются изображения богов, и исполнять многочисленные служеб­ные обязанности в храме. Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют права выходить из своих помещений без согласия старшего жреца. Они могут оставаться девственницами всю жизнь, но им разрешается избирать любовника как в храме, так и за его пределами при условии принадлежности его к высшим кастам. Связьс низшими кастами строго наказывается. Их дети, если это девочки, становятся девадази, а мальчики — музыкантами. Девадази второго разряда мало отличаются от первых, но более свободны, так как жи­вут вне храма. Девушки поют и танцуют не только перед изображениями бо­гов, за что получают определенную плату деньгами ирисом, но приглашают­ся и на другие празднества, свадьбы и увеселения. Существенно отличаются от девадази танцовщицы, которые кочуют по всей стране и приглашаются исключительно на частные празднества или в гостиницы для увеселения ино­странцев. Их называют: натш, нати, кутани, сутрадари в зависимости от вида искусства. Одни создают автономные группы бродячих исполнителей, над другими шефствуют дайеи, или старые танцовщицы, которые забирают весь гонорар, выделяя деньги только на еду и одежду.

Беженцы (вынужденные переселенцы) —лица, прибывшие или желающие при­быть на территорию России, которые вынужденно покинули (или желают покинуть) место своего постоянного жительства на территории другого го­сударства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследо­вания в иных формах. В культурном плане деприватизированная категория населения, не имеющая доступа к большинству культурных благ, которыми пользуются граждане данной страны, либо имеющая ограниченный доступ к ним в силу ряда социально-экономических и бытовых условий, в том чис­ле недостаточности материальных средств. В отличие от вынужденных пе­реселенцев — граждан Российской Федерации беженцы не имеют российс­кого гражданства. Согласно Закону РФ «О беженцах» под беженцем пони­мается прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее российского гражданства, которое было вы­нуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного житель­ства на территории другого государства вследствие совершенного в отноше-

нии него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасно­сти подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также при­надлежности к определенной социальной группе или политических убежде­ний. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление. Для признания беженцем лицо обязано по прибытии незамедлительно об­ратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатай­ством по месту пребывания в соответствующий орган Федеральной мигра­ционной службы, а при его отсутствии — в соответствующий орган испол­нительной власти. Эти органы принимают решение о регистрации ходатайства о признании лица беженцем в течение пяти дней со дня обра­щения с ходатайством. Беженец имеет право: проживать в течение трех ме­сяцев в месте временного поселения; в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного проживания либо населенный пункт из числа предлага­емых ему органом Федеральной миграционной службы России, либо насе­ленный пункт, в котором проживают его родственники при условии их со­гласия на совместное проживание; работать по найму или заниматься пред­принимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество на условиях, установленных для иностранных граждан законо­дательством Российской Федерации; получать при содействии соответству­ющих органов государственного управления сведения о родственниках, про­живающих в стране, территорию которой покинул данный беженец, а также об оставленном там имуществе; ходатайствовать о предоставлении ему рос­сийского гражданства; добровольно вернуться в страну своего прежнего по­стоянного проживания.

Бессребреник— нестяжатель, человек, чуждый корыстолюбию, равнодушный к материальным благам и деньгам, бескорыстный; святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег, например святые бессребреники Козьма и Дамиан; их память празднуется 1 июля, 17 октября и 1 ноября. Бессребреник стремится быть благочестивым. Материальные блага рассмат­риваются им как нечто случайное по отношению к духовным ценностям. Как истинный христианин он полагает, что, ничего не принеся с собой в мир, он не может и ничего вынести из мира. Отцы и учителя церкви воздавали хвалу бессребреникам и осуждали сребролюбие и своекорыстие.

Бизнесмен:1) лицо, занимающееся каким-то видом бизнеса (дела); 2) субъект, осуществляющий активную экономическую, предпринимательскую, ком­мерческую деятельность. Он может быть владельцем какого-либо дела или не иметь его, а быть наемным работником в сфере менеджмента, маркетин­га, финансов и т.п. Бизнесмен должен обладать необходимыми личными качествами: стремлением делать карьеру, волей к самореализации и самоут­верждению, жаждой к высокому качеству собственной жизни и т.п. Как пра­вило, в экономической литературе понятие «бизнесмен» — синоним поня­тия «предприниматель». Бизнесмен — это дееспособный гражданин, осуще­ствляющий активную экономическую деятельность по извлечению прибыли (дохода), как правило, являющийся владельцем какого-то своего дела, обес­печивающего получение дохода. Бизнесмен — деловой человек, совершаю­щий сделки (операции), приносящие ему экономическую (финансовую, материальную) выгоду. Для занятия бизнесом (делом) гражданин (или их

объединение) должен быть в этом качестве в установленном законом порядке зарегистрирован и при необходимости иметь на занятие определенной дея­тельностью специальное разрешение (лицензию).

Благоверный— титул членов императорской фамилии, употреблявшийся при богослужении; тоже, что правоверный, т.е. исповедующий истинную веру. Император титуловался при этом «благочестивейший».

Благородие (Ваше благородие) — титул-обращение, применявшееся к нетиту­лованному дворянству, баронам, офицерам и чиновникам 14—9-го классов Табели о рангах.

Благочинный— административно-судебное должностное лицо в Русской право­славной церкви. Благочинный — священник, обычно в сане протоиерея, возглавлявший благочиние или один из монастырей. Назначался епархиаль­ным архиереем из кандидатов, предложенных консисторией. Благочинный надзирал за богослужением, благочестием, нравственностью, хозяйством, приводил в исполнение распоряжения епархиального начальства, разбирал споры и жалобы духовенства, обладая некоторой дисциплинарной властью.

Бобыль— крестьянин, не имевший надела по бедности или одиночеству, не тяглый, а также одинокий, бесприютный человек, живший в батраках, пас­тухах. Бобылем называли также крестьянина, не имевшего сыновей, хотя бы у него была семья и дочери.

Наши рекомендации