Механизм устранения лидеров бизнеса
Механизмом, который позволяет собственникам смещать главу корпорации в момент падения уровня прибыли, выступают мощные семейные связи. Конкретно Джеймс и Сореф называют «дворцовый переворот», устраиваемый коалицией «аутсайдеров», благодаря которому можно устранить главу корпорации, даже не прибегая к помощи основных акционеров. Результаты исследований показывают: главы корпораций увольняются независимо от экономического положения корпорации. Джеймс и Сореф рассматривали состояние увольнений в том временном лаге (1965), который изучался другими социологами. Выбранный год находился в середине удачного для биз-
неса экономического цикла и поэтому не представлял исключения. Фирмы «Форчун», «Ньюсуик», «Форбес» и др., главы которых были уволены в этот период, отбирались по материалам деловой прессы.
Для уточнения тезиса о том, что увольнение есть функция прибыльности и типа контроля корпорации, а не других переменных, было проведено пробное исследование. Выборка (300 единиц) ограничивалась промышленными корпорациями с целью уменьшить разброс данных из-за вмешательства неконтролируемых факторов, действующих в корпорациях других типов (например, транспортных или общественных). Границы выборки снизу определялись тем, что по более мелким фирмам сведений об увольнениях в прессу
не поступало.
Процесс идентификации увольнения осуществлялся в два этапа. На пер вом отбирались корпорации, которые сообщили об изменении в положении своего главы на 1965 г. На втором этапе определялось, является ли такое перемещение именно увольнением. Изменение в занятости по трем позициям (президенты, председатели и высшие линейные руководители) выяснялось путем сравнения списка имен в Промышленном справочнике за 1965 г. с перечнем должностей лиц того же ранга в справочнике за 1966 г. Почти в 190 компаниях из первоначальной выборки не произошло изменений, и они были исключены из дальнейшего исследования.
Следует отметить, что идентификация связана со значительными трудностями. Процесс увольнения иногда затягивается на несколько лет, сообщение о нем задерживается, приходится просматривать литературу за предыдущие и последующие годы. В некоторых случаях должностное лицо теряет влияние, хотя и остается на своем посту.
Если бы процесс смещения главы был столь же прост, как увольнение рабочего или низшего менеджера, то его определение не составляло бы проблемы. В таких случаях эмпирическими индикаторами служат вызов неудачника к начальству, заполнение соответствующих документов и освобождение рабочего места. Отстранение высших менеджеров называется не увольнением (firing), а «отставкой», «ранним уходом на отдых» и т.п. Кроме того, есть дополнительные трудности при увольнении этой группы. Если в компании четко не выделен единственный собственник, то процесс увольнения усложняется. Может возникнуть необходимость в формировании коалиции влиятельных «аутсайдеров» или в обращении к консультанту по менеджменту, который порекомендовал бы кандидату в увольняемые занять должность председателя совета директоров или другую почетную, но не влиятельную должность.
Во всех странах наблюдается общая закономерность: чем выше статус и должность менеджера, тем сложнее, непредсказуемее и продолжительнее период отстранения его от власти.
На примере России эта закономерность подтверждается точно так же, как на примере Малайзии или США. Достаточно вспомнить, каким сложным был процесс отстранения от власти генерального секретаря ЦК КПСС или сейчас президента России. В том и другом случае необходимы сложные закулисные политические ходы, формирование коалиций, сбор компрометирующего материала, поддержка или расположение высоких чиновников.
Увольнение является специфическим видом управленческой преемственности, инициированной другими и не имеющей характера добровольного ухода. Если топ-менеджер добровольно уходит на лучшую работу, то это уже не увольнение. Увольнение высших менеджеров — сложнейший социальный процесс, в котором участвуют десятки людей и многие организации.
Логика исследования американских социологов требовала, чтобы параллельно уменьшению количества корпораций, ставших объектом изучения, все более конкретизировалось само рассматриваемое явление. Авторы выделили два основных индикатора увольнения — крайне недоброжелательная атмосфера, сопровождающая процесс перемещения; резкое изменение политики, предпринятое преемником (за исключением ухода в отставку после 65 лет, по причине болезни или смерти).
После установления критериев отобранные корпорации разбивались на две группы: «вероятное увольнение» (16 компаний) и «возможное увольнение» (10). Вторая группа в процессе анализа интерпретировалась как «не имеющая увольнения», и оставшиеся 16 компаний — конечный объем выборки — составили 5% первоначальной выборки. Для экономически стабильного 1965 г. этот процент считался высоким.
Большое внимание исследователи уделили проблеме измерения прибыльности как важнейшей переменной, влияющей на увольнение менеджера. Было предложено определять ее как чистый доход, т.е. отношение прибыли к инвестированному в 1964 г. капиталу.
Кроме того, изучалось влияние на увольнение такого параметра, как размер корпорации и ее позиция на рынке. Предполагалось, что для крупных корпораций «спокойная жизнь» гораздо важнее, чем для мелких, поскольку при этом они эффективнее контролируют свое окружение. В связи с тем что увольнение высшего менеджера может повлиять на оперативность и политику корпораций, они не будут злоупотреблять такой мерой. Поэтому логично предположить, что крупные корпорации реже, чем мелкие, увольняют своих топ-менеджеров.
Результаты исследования были представлены в виде нескольких моделей табличной формы, снабжены сложным математическим аппаратом, помогавшим увеличить вероятность нахождения увольнений.
Полученные Джеймсом и Сорефом результаты не подтвердили гипотезу о значении размера корпорации: оказалось, что более крупные корпорации чаще увольняют своих топ-менеджеров. Для объяснения этого расхождения авторы использовали метод «постфактум»: они предположили, что борьба за высшие посты, межпартийная и групповая борьба в больших корпорациях острее, чем в мелких, и поэтому смещения происходят чаще.
Анализ также продемонстрировал ложность широко распространенного тезиса о том, что современные корпорации удовлетворяются минимальным или адекватным уровнем прибыли и поэтому могут преследовать неприбыльные, гуманистические цели. В действительности при частом колебании уровня прибыли менеджер просто не в состоянии определить момент, когда корпорация достигает этого уровня и когда можно переориентировать ее политику.
Джеймс и Сореф сделали вывод, что интересы собственности превалируют над интересами менеджеров. Критерий, определяющий экономическое развитие в капиталистическом обществе, не изменился вследствие дисперсии собственности и отделения ее от контроля. Показатель прибыли остается важ-
нейшим при оценке корпоративного лидера, а увольнение выступает конечной детерминантой и санкцией, обусловливающей его поведение. Не следует ожидать, саркастически заметили авторы, что менеджеры предпочтут филантропию деньгам, если узнают, что их намереваются уволить как необеспечив-ших высокую прибыль хозяевам и высокие заработки подчиненным.
Какие выводы должны сделать социологи, которые станут заниматься изучением предпринимательства и корпоративного бизнеса?
Первый вывод:тщательно, не жалея времени, надо собрать как можно больше объективной информации, включая и ту, которая по разным причинам может считаться труднодоступной.
Второй вывод:необходимо подготовить теоретически аргументированную и методологически выверенную программу исследования, не допускающую двусмысленности, неясности, противоречия понятий13.
В качестве примера можно сослаться на описанное выше исследование. В его программе содержался скрытый методологический изъян — неточное определение двух важнейших терминов, что повлекло за собой не всегда корректные эмпирические выводы.
Вывод американских социологов об исчезновении собственности основывался, кроме всего прочего, и на двусмысленности толкования термина «контроль» (control), который означает одновременно и контроль, и управление. Отделение управления от собственности не идентично отделению контроля от собственности. Контролировать деятельность корпорации — значит прежде всего определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ, иметь решающее влияние или власть. В этом случае объемы понятий «контролировать» и «управлять» не совпадают. Владельцы капитала, передавая менеджерам функцию управления, могут сохранять за собой выбор политики и определение ее стратегии. Под стратегией надо понимать поведение корпорации не как конкретного агента экономического действия, а как социального института общества. В качестве такового корпорация не может проводить политику, противоречащую главной цели капиталистов — максимизации прибыли. При этом не существенно, какие тактические соображения руководят корпорацией, когда она заигрывает с рабочими, улучшая условия труда, либо с общественным мнением, выставляя себя поборником «человеческих отношений» или защиты окружающей среды.
11 Подробнее см.: Кравченко А.И. «Революция менеджеров»: отделилась ли собственность от контроля над производством? // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 71—83.